Возрастные особенности развития речи детей 2-го и 3-го года жизни
консультация по теме
Развитие речи детей 2-го и 3-го года жизни в онтогенезе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.73 КБ |
![]() | 252.06 КБ |
![]() | 287.9 КБ |
Предварительный просмотр:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мне хотелось бы поговорить о развитии речи наших детей в условиях семьи, о возрастных особенностях развития речи детей 2-го и 3-го года жизни.
Особенности развития речи 2-го года жизни.
Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. В раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. К концу 1-го года жизни 8-10 слов, в 2 года 300 - 400 слов, в 3 года - 1000 слов.
Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период совершенствуется понимание речи ребенком и главное появляется самостоятельная речь. До 1,5 лет главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает название предметов. Достаточно 2-3 раза показать и назвать предмет, ребенок запоминает новое слово и по просьбе взрослого указывает на этот предмет пальчиком. Это и есть понимание речи. Связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у детей этого возраста быстро, но она может оказаться не прочной.
Например: ребенок хорошо знает предмет ( куклу, мишку), но если этот предмет находится среди многих других, он может ошибиться, когда просим принести его. Поэтому, как можно чаще нужно показывать данный предмет среди других и давать точное его название. Ребенок может ошибиться и потому, что у него недостаточно развито слуховое восприятие звуков.
В этом возрасте важно учить ребенка выполнять поручения (принеси, подай, и т.д.), следует помнить, что новые действия малыш выполняет только если слово сочетается с показом действия. Чем чаще заниматься с ребенком, тем быстрее он начинает понимать слова и раньше сам заговорит. Можно использовать активнее разные режимные моменты: умывание, кормление, одевание, укладывание спать. Здесь очень многое можно показать, назвать.
Например: "Сейчас наденем на головку шапочку, красивую шапочку. Где головка у Сашеньки? Покажи. А где шапочка? Дай мне шапочку, наденем шапочку..." Если ребенок делает это, значит он начинает понимать, а может даже произносить какие - то звуки "Да", "На", "Спасибо" и т.д.
На 2-ом году жизни у ребенка появляются элементы общения, т. е. ребенок начинает соотносить слово не только с одним конкретным предметом, а обозначает им уже все предметы данной категории несмотря на имеющиеся у них различия в цвете, величине, форме .
Например: на вопрос " Покажи где стол? А еще где стол?" - ребенок может показать большой и маленький стол, обеденный, письменный и т.д.
Постепенно ребенок учится выделять в предметах существенные признаки, но в этом ему надо помочь. Показывая ребенку игрушки, предметы, нужно точно называть их, характеризовать их признаки (форму, цвет, величину, материал), действия, и не один раз.
Например: "Эта собачка беленькая, пушистая, маленькая, а эта собачка большая,черная."
Очень хорошо когда у ребенка есть игрушки одного и того же вида, но разные по цвету, величине. Пусть ребенок чаше с ними играет, действует (поднимает, переворачивает, ощупывает, качает), а в это время взрослый называет правильно его действия, признаки предметов. Это поможет ребенку лучше узнать предметы, научиться различать их и со временем точно и правильно называть их.
Итак, во 2-ом полугодии ребенок:
- совершенствуется в понимании речи. Он уже может различать возраст и пол окружающих людей (девочка, мальчик, тетя, бабушка и т. д.).
- Знает и показывает не только предметы, но и их части, различает размеры (большой - маленький), цвета ( красный, синий, желтый, зеленый), знает назначение предметов ( из чашки пьют чай.).
- Начинает понимать слова "можно" "нельзя" "не мешай" "помоги". Это очень важно для регуляции поведения ребенка.
- понимает и может выполнять несложные поручения из 2-3 действий (сядь на стульчик и посмотри книжку).
- может понимать вопросы взрослых и элементарно на них отвечать.
В этот период быстро начинает формироваться речь ребенка. Он усиленно подражает старшим : легкие слова поизносит полностью, в трудных словах -отдельные слоги:
Например: стул - "тул" Не надо подставляться под детскую речь ("Вот ав - ав побежала." "Я тебе дам ко-ко"), а напротив чаще повторять правильное произношение слова, побуждать ребенка к такому повторению "скажи", " повтори".
К 2-м годам ребенок говорит и может общаться по собственной инициативе к взрослому по самым разнообразным поводам:
- с просьбой дать что-либо;
- при желании отдать или передать предмет;
- для того чтобы привлечь внимание взрослых к окружающему.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ.
Условно этот период можно назвать " Меня понимают все". Функция речи расширяется, и она становиться не только средством общения ребенка со взрослым, Но и средством его общения с детьми. Резко увеличивается способность подражать, воспроизводить слышимое. Потребности и желания ребенка ( получить игрушку, поделиться своими радостями и др.) оформляются словами. Совершенствуются все стороны речи ( очень быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения и т.д.). Речь становиться средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает все о чем говорит с ним взрослый, что касается его непосредственного окружения, связано с его переживанием. С ним можно говорить также о его прошлых впечатлениях и о том , что он будет делать ,куда пойдет и т.д., то есть начинает формироваться планирующая функция речи.
Планирующая функция речи проявляется именно в практической деятельности (рисовании, конструировании ), и она очень важна для общего умственного развития.
На 3-ем году жизни ребенок может не только слушать, но и понимать литературные произведения, рассказы взрослого, что обогащает его знания и речевой опыт. Все, что ребенок воспринимает, он по своей инициативе начинает отражать в речи. Возникает описательная речь, речь - монолог. Появление ее связано с расширением круга представлений, с ростом самостоятельности ребенка.
Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы: мышление, память внимание, воображение. Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость отдельных часто повторяющихся явлений, делает примитивные сравнения, умозаключения, пока лишь наглядно-действенного характера (о том, что видит; с чем действует).
Например: Валя на замечание взрослого: "Ешь скорее, а то остынет", он возражает: "творог не остывает". На вопрос "Почему", отвечает: "потому, что он не горячий".
Происходит дальнейшее развитие процессов обобщения, на основе которых формируются понятия. Причем основой являются качества, свойства и функции предметов, животных и людей.
Во второй половине 3-го года жизни, дети начинают задавать много вопросов, что свидетельствует о развитии речи и мышления. В вопросах отражается жажда знаний, стремление к ним. Все, что в какой-либо степени вызывает недоумение или удивление, все не знакомое, не понятное, неизвестное порождает вопросы. Очень важно не ограничивается только ответами на вопросы, а самим задавать вопросы, простые по форме и содержанию.
Например: "Что Катя ест?", "Какая собачка у дяди" и др.
Говорить с ребенком надо простым и понятным для него языком, используя простые слова, короткие фразы, и не утомлять частыми и длительными разговорами и рассказами. Тему для беседы придумывать не надо. Ребенок еще так мало знает, что все для него ново и полно интереса. Многое привлекает его внимание, и так хочется узнать обо всем, что он видит и слышит, что удовлетворить его любопытство очень легко.
Все, что говориться маленькому ребенку, должно быть понятно ему. Но отсюда не следует, что все слова, с которыми мы обращаемся к ребенку, должны быть хорошо ему известны. Время от времени в круг старых уже усвоенных нужно вводить 2-3 новых.
Уже со 2-ого года жизни ребенка картинки начинают играть большую роль в его развитии, в обогащении его речи, в расширении кругозора. Русский педагог К.Д. Ушинский писал: "Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь 5 неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками 20 таких слов - и ребенок усвоит их на лету... Показывание картинок и рассказывания по ним - лучшее средство для сближения с ним. Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого от ребенка, как показная и объясняя картинки". Лучше и точнее не скажешь. Хорошо иметь наборы простых, но ярких картинок с четким изображением (человек, животное, дерево, дом и т.д.). Одну и туже картинку можно показывать ребенку много раз, и , если она интересна для него, он будет каждый раз находить в ней что-то новое, привлекательное и постепенно сам с удовольствием станет рассматривать новые картинки . Можно сочинить какой-нибудь не замысловатый рассказ ,краткий и ясный и в тоже время выразительным, достойным подражания. Не важно, что ребёнок будет повторять слова вашего рассказа- это является неизбежной ступенькой на пути к самостоятельному словесному творчеству .
На 3-ем году жизни дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки, прибоутки. Это также существенный показатель развития их памяти речи, речи образной и эмоциональной.
В этом возрасте формируется описательная развернутая речь детей, речь- монолог. Появление ее связано с расширением круга общения, представлением ребенка с ростом его самостоятельности.
К 3-ем годам ребенок легко и свободно говорит, если все условия первых лет его жизни были благоприятны этому.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи детей с интеллектуальными нарушениями
особенности развития речи детей...

"Особенности развития речи детей с ранним детским аутизмом"
В последние годы увеличивается количество детей с ранним детским аутизмом . В данной презентации представлены причины и особенности речевого развития детей с РДА , рассмотрены методы и приемы ра...

Возрастные особенности развития речи детей
Рекомендации для воспитателей по работе с дошкольниками разных возрастных групп...

Доклад "Особенности развития речи детей с задержкой психического развития"
Доклад для выступления на школьном методическом объединении, предназначено для всех учителей....

консультация для педагогов и родителей "Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...
Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет. Игры дома для развития речи ребенка.
Речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деяте...