консультация для педагогов и родителей "Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста"
консультация

Макшанова Екатерина Николаевна

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, характерных для всех детей.

С момента рождения у ребенка появляются первые голосовые реакции (крик, плач). К концу первого месяца ребенок начинает четко реагировать на голос говорящего и вскоре начинает различать интонацию. В 2-3 месяца появляются гуление и лепет (сочетание неопределенно артикулируемых звуков). В 6 мес. Лепет носит характер звукоподражания (многократно повторяющиеся слоги: мама-ма, тя-тя-тя, и т. д.) и ребенок начинает связывать определенные звукосочетания с предметами. В 7-9 мес.

Ребенок активнее начинает повторять за взрослым все более разнообразные звукосочетания, и к 10-11мес. появляются первые слова. В этом возрасте ребенку интересны и важны различные предметы, люди, и первыми словами обычно становятся их названия-существительные. В этом возрасте у ребенка проявляется большой интерес к окружающим, их мимике, артикуляции, ребенок старается копировать увиденное, охотно повторяет за взрослыми звукосочетания и слова, при этом путает звуки, искажает звуко-слоговую структуру слов по типу искажения, упрощения, перестановки.

После года ребенок начинает активно двигаться, копировать движения взрослых, и с этим связано появление глаголов. К 2 годам речь ребенка приобретает структурность-это уже не отдельные слова, а фразы и простые предложения (папа спит, дай кашу и т. д.). К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм ед. и мн. числа существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В этом возрасте слово приобретает обобщенный характер. Понимание речи взрослого в этом возрасте значительно превосходит произносительные возможности.

С 2 до 3 лет ребенок активно изучает окружающие предметы, ощупывает их, пробует на вкус, сравнивает. Вместе с анализом предметов появляются прилагательные. Словарный запас трехлетнего ребенка расширяется до 1000 слов. Дети – трехлетки многословны, они задают вопросы, проявляют активный интерес к ритмически оформленному слову (стишки, потешки, песенки).Речь представлена распространенным предложением, в котором часто еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушена связь между словами, пропущены предлоги, часто используются элементы словотворчества.

Звукопроизношение у детей раннего и младшего дошкольного возраста несовершенно. Возрастной нормой для этого возраста принято считать неправильное произнесение свистящих, шипящих, соноров Л и Р, дефекты смягчения, озвончения и йотации, а также упрощение звуко-слоговой структуры некоторых слов. ФАКТОРЫ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНОМУ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА:

 -правильное речевое окружение

-развитие высших психических функций (внимание, память, восприятие, мыслительные процессы, эмоции, воля)

-физическое развитие

-социализация (обеспечение общения ребенка со взрослыми и сверстниками)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНОМУ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

 -Развитие зрительного, слухового и речеслухового внимания (подражание мимике и артикуляции, опознавание на слух звуков окружающего мира и речевых звуков, например звукоподражания, ритмичная декламация стишков, потешек и т. д.)

 -развитие общей и мелкой моторики и координации движений, логоритмические упражнения.

-звукоподражание, развитие просодической и интонационной стороны речи

-артикуляционная гимнастика

-дыхательная гимнастика

-развитие импрессивной речи (расширение пассивного словарного запаса названиями предметов, их частей, их признаков, глаголов, формирование понимания простых нераспространенных и распространенных предложений,1-2 ступенчатой инструкции)

-создание ситуаций, способствующих активизации речи

-ознакомление с доступными произведениями художественной литературы с демонстрацией содержания (использование иллюстраций инсценирование, обыгрывание содержания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыка, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста".

Цель:Познакомить с теоретическими  основами  музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении....

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей раннего возраста»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В статье раскрыты особенности развития речи...

Консультацию для родителей «Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста»

Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут налади...

Мастер-класс для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"...