консультация для педагогов и родителей "Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста"
консультация
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, характерных для всех детей.
С момента рождения у ребенка появляются первые голосовые реакции (крик, плач). К концу первого месяца ребенок начинает четко реагировать на голос говорящего и вскоре начинает различать интонацию. В 2-3 месяца появляются гуление и лепет (сочетание неопределенно артикулируемых звуков). В 6 мес. Лепет носит характер звукоподражания (многократно повторяющиеся слоги: мама-ма, тя-тя-тя, и т. д.) и ребенок начинает связывать определенные звукосочетания с предметами. В 7-9 мес.
Ребенок активнее начинает повторять за взрослым все более разнообразные звукосочетания, и к 10-11мес. появляются первые слова. В этом возрасте ребенку интересны и важны различные предметы, люди, и первыми словами обычно становятся их названия-существительные. В этом возрасте у ребенка проявляется большой интерес к окружающим, их мимике, артикуляции, ребенок старается копировать увиденное, охотно повторяет за взрослыми звукосочетания и слова, при этом путает звуки, искажает звуко-слоговую структуру слов по типу искажения, упрощения, перестановки.
После года ребенок начинает активно двигаться, копировать движения взрослых, и с этим связано появление глаголов. К 2 годам речь ребенка приобретает структурность-это уже не отдельные слова, а фразы и простые предложения (папа спит, дай кашу и т. д.). К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм ед. и мн. числа существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В этом возрасте слово приобретает обобщенный характер. Понимание речи взрослого в этом возрасте значительно превосходит произносительные возможности.
С 2 до 3 лет ребенок активно изучает окружающие предметы, ощупывает их, пробует на вкус, сравнивает. Вместе с анализом предметов появляются прилагательные. Словарный запас трехлетнего ребенка расширяется до 1000 слов. Дети – трехлетки многословны, они задают вопросы, проявляют активный интерес к ритмически оформленному слову (стишки, потешки, песенки).Речь представлена распространенным предложением, в котором часто еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушена связь между словами, пропущены предлоги, часто используются элементы словотворчества.
Звукопроизношение у детей раннего и младшего дошкольного возраста несовершенно. Возрастной нормой для этого возраста принято считать неправильное произнесение свистящих, шипящих, соноров Л и Р, дефекты смягчения, озвончения и йотации, а также упрощение звуко-слоговой структуры некоторых слов. ФАКТОРЫ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНОМУ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА:
-правильное речевое окружение
-развитие высших психических функций (внимание, память, восприятие, мыслительные процессы, эмоции, воля)
-физическое развитие
-социализация (обеспечение общения ребенка со взрослыми и сверстниками)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНОМУ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
-Развитие зрительного, слухового и речеслухового внимания (подражание мимике и артикуляции, опознавание на слух звуков окружающего мира и речевых звуков, например звукоподражания, ритмичная декламация стишков, потешек и т. д.)
-развитие общей и мелкой моторики и координации движений, логоритмические упражнения.
-звукоподражание, развитие просодической и интонационной стороны речи
-артикуляционная гимнастика
-дыхательная гимнастика
-развитие импрессивной речи (расширение пассивного словарного запаса названиями предметов, их частей, их признаков, глаголов, формирование понимания простых нераспространенных и распространенных предложений,1-2 ступенчатой инструкции)
-создание ситуаций, способствующих активизации речи
-ознакомление с доступными произведениями художественной литературы с демонстрацией содержания (использование иллюстраций инсценирование, обыгрывание содержания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи детей дошкольного возраста
этапы становления речи...
Консультация на тему "Чистоговорки как инструмент развития речи детей дошкольного возраста."
Консультация...
Консультация для педагогов "Музыка, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста".
Цель:Познакомить с теоретическими основами музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении....
Деловая игра для педагогов. Тема: «Речедвигательная ритмика как средство развития речи детей дошкольного возраста с недостатками слуха».
Деловая игра для педагогов...
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей раннего возраста»
Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В статье раскрыты особенности развития речи...
Консультацию для родителей «Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста»
Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут налади...
Мастер-класс для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"...