Особенности развития речи детей дошкольного возраста
статья ( класс) на тему

Корнева Наталия Владимировна

этапы становления речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_razvitiya_rechi.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков.
Правильно ли это? Нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.
А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й - подготовительный - до одного года;
2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;
3-й - дошкольный - до 7 лет;
4-й - школьный.

Итак,
первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). В это время происходит подготовка к овладению речью.
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п.). Лепет - это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10-11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес.— 10-15 слов; к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов); к 3 годам — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов).
Значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы, одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков рил, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 годам достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К.Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

^ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано
недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.
Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:
согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки), «толь» (стол), «зюби» (зубы), «скамееська» (скамеечка). Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления — замена мягких фонем твердыми: «тота» (тётя), «мыська» (мишка), «Лу-ба» (Люба);
большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с, з: «лосадка» (лошадка), «сапка» (шапка), «зук» (жук), «нозик» (ножик), «девоська» (девочка), «сетка» (щётка);
дети совсем не произносят звук р: «ука» (рука), «ыба» (рыба) или заменяют его другими звуками — л,л', в, й: «колова» (корова), «лот» (рот), «лёза» (роза), «кавман» (карман), «йак» (рак);
звук л чаще всего смягчается: «люза» (лужа), «толь» (стол). Нередко л заменяется и: «туй» (стул), «той» (стол), «йампа» (лампа);
звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб).
Кроме того, в этом возрасте детям
трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «ципёнок» (цыплёнок), «мицинел» (милиционер), «мачик» (мальчик), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква).
Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к четырем-пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.
Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей».
С.С. Ляпидевский, В.И. Селиверстов. «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи». Рождественская В.И., Радина Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста».


УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.
При нормальном развитии ребенка все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т.е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо»; «Машенька будет ням-ням»; «Давай наденем колготоськи»), ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Процесс формирования у детей правильного звукопроизношения начинается с младшего дошкольного возраста. При совместных играх взрослого и ребенка, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.
В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з — песенка комара, с — песенка водички, ж — жужжание жука, пчелы, р — работа мотора самолета, автомобиля, ш — шипение сердитого гуся и т.п.).
Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са, са, са — хитрая лиса»; «Ра, ра, ра — высокая гора»; «Ку, ку, ку — кукушка на суку» и др.).
Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как ло-шадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т.п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик (дзинь- дзинь), большой колокол (дон-дон-дон).
Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.

Игры для развития речи и мышления дошкольников:
рекомендации родителям
Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ познать мир.
Первый и главный вопрос для нее - чему учить? Благо, выбор огромен - спасибо прогрессу! Сегодня 3-4-летний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала.
Заметно облегчит жизнь родителю систематизация. Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занимательные игры с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические задания - «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а также учебные игры - «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.д. Эти простейшие примеры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро будет расширять словарный запас.
Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель - приохотить «ученика» говорить много и правильно.
Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов - всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДОМА.

Прежде чем  начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.            

1. Большое настольное зеркало, чтобы ребёнок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

2. «Лото» различной тематики ( зоологическое , биологическое , «Посуда», «Мебель» и т. п.).

3. Разрезные картинки из двух и более частей.

4.Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребёнка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться  в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

5. Для развития мелкой моторики приобретите : пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счётные палочки или спички и т. д.

6. Тетрадь для логопедических занятий.

   Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, основная деятельность детей – игровая. 

Все занятия  должны строиться по правилам игры.

Можно « отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребёнок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придётся ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки , в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой  качалке- лошадке.

Не переживайте! Ваши  старания не пройдут даром , и результат занятий обязательно проявиться.

СОВЕТЫ    ЛОГОПЕДА.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день!

Ежедневно  проводятся:

*игры на развитие мелкой моторики.

*артикуляционная гимнастика,

* игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

* игры на формирования лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут!

Позже внимание ребёнка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребёнок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребёнка блуждает , что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы не старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты , значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Отложите занятия, если ребёнок болен или плохо себя чувствует.

Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребёнку вопросы по тексту.

 Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребёнком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь картинками.

Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова : «Да, это поезд, ту-ту».

Если же вы строго скажите , что это не «ту-ту», а поезд, возможно в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.

Не бойтесь начинать!

Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью всей логопедической работы.                                                                                           Цель гимнастики - формирование укладов органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков.

Вся система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений:   - статические, направленные на удержание определенной артикуляционной позы;                                                                                                                                  - динамические, требующие многократного повторения одного и того же вида движений.                                                                                                         Выполняя упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимые для произношения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных) .                                                                                                 

При выполнении артикуляционных упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций:                                                                                               - упражнения выполняются перед завтраком или после еды спустя 1, 5-2 часа. В течение дня комплекс упражнений повторяется 2-3 раза;                                                    - в зависимости от степени и характера нарушенного звукопроизношения упражнения выполняются от 2-3 до 5-6 дней в неделю;                                                       - необходимо сочетать статические и динамические упражнения, а также упражнения, направленные на выработку и закрепление правильного звукопроизношения;                                                                                                           - при выполнении новых упражнений обязательно закрепляется «старый» комплекс гимнастики;                                                                                                            - каждое упражнение повторяется 5-6 раз с постепенным увеличением темпа движений;                                                                                                                                   - перед выполнением артикуляционных упражнений используются упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе.

Можно сопровождать каждое упражнение предметной или сюжетной картинкой. Это позволяет ребенку быстрее и успешнее овладеть артикуляционной гимнастикой.

В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Это и «Сказки о Веселом Язычке» Е. Карельской, и «Артикуляционная гимнастика для девочек» и «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» Н. Нищевой, и «Гимнастика для развития речи» Е. Косиновой, и много других. Авторы данных пособий предлагают проводить артикуляционную гимнастику в сопровождении стихотворных текстов или на основе сказочного сюжета. Применение данных методик позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения.     Интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционной гимнастики воспринимаются детьми с большим интересом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Психологические особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР"

Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств....

Особенности развития речи. Значение поддерживающей коммуникации в формировании речи ребёнка с синдромом Дауна.

Развеиваем мифы о детях с синдромом Дауна. Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудня...

Доклад "Особенности развития речи детей с задержкой психического развития"

Доклад для выступления на школьном методическом объединении, предназначено для всех учителей....

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей раннего возраста»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В статье раскрыты особенности развития речи...

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь, от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней ...

консультация для педагогов и родителей "Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...