Понятийное мышление младшего школьника и рекомендации для родителей по его развитию
методическая разработка

Корнилова Юлия Александровна

Учебная деятельность требует от младшего школьника постепенного овладения научными понятиями. Посредством научно-понятийного аппарата происходит усвоение и систематизация знаний, накопленных человечеством, развитие понятийного мышления, которое позволяет решать задачи и делать выводы не на основе наглядных признаков объектов, а на основе внутренних, существенных свойств и отношений. Л.С. Выготский указывал, что формирование научного понятия начинается с опосредованного отношения к объекту, через определение, выражающее известную абстракцию. Автор выделил в формировании научных понятиях у детей три основных психологических момента.

  1. Установление зависимостей между понятиями, образование их системы.

  2. Осознание собственной мыслительной деятельности.

  3. Благодаря тому и другому ребенок приобретает особое отношение к объекту, позволяющее отражать в нем то, что недоступно житейским понятиям (проникновение в сущность объекта).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл понятийное мышлениие22.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Понятийное мышление младшего школьника и рекомендации для родителей по его развитию»

         Понятийное мышление в онтогенезе начинает развиваться у детей в период школьного обучения. Для того чтобы использовать в качестве орудия мышления понятия, надо пройти достаточно длительный период осознанного и адекватного владения ими. Обычно понятийное мышление связывают с взрослым человеком, для которого этот вид является не только основным и самым удобным, но и подчиняющим себе, буквально пронизывающим все остальные виды, особенно наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятие определяется как единица мышления, отражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности и выражающаяся в словесной (вербальной) форме. Маленький ребенок под влиянием окружающих его взрослых также может пользоваться понятиями, но у него они скорее используются в приблизительном неосознанном виде, за что и получили даже название «псевдопонятий». Впрочем, и взрослый человек, особенно пользующийся вербальными знаками другого, неродного языка, довольно часто уходит на этот путь, результатом которого являются многочисленные ошибки коммуникаций.

Учебная деятельность требует от младшего школьника постепенного овладения научными понятиями. Посредством научно-понятийного аппарата происходит усвоение и систематизация знаний, накопленных человечеством, развитие понятийного мышления, которое позволяет решать задачи и делать выводы не на основе наглядных признаков объектов, а на основе внутренних, существенных свойств и отношений. Л.С. Выготский указывал, что формирование научного понятия начинается с опосредованного отношения к объекту, через определение, выражающее известную абстракцию. Автор выделил в формировании научных понятиях у детей три основных психологических момента.

1. Установление зависимостей между понятиями, образование их системы.

2. Осознание собственной мыслительной деятельности.

3. Благодаря тому и другому ребенок приобретает особое отношение к объекту, позволяющее отражать в нем то, что недоступно житейским понятиям (проникновение в сущность объекта) [3].

При такой организации познавательной деятельности младшие школьники с первых этапов обучения устанавливают логические отношения между понятиями, осуществляя движение от понятия к вещи, от абстрактного к конкретному. Важнейшее значение при этом имеет речь как средство направления внимания на соответствующий общий признак, как средство абстрагирования.

Понятийное мышление формируется постепенно благодаря учебной деятельности, расширению опыта общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игровой, трудовой, продуктивной деятельности, овладению мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения при абстрагировании от второстепенных свойств, признаков и функций явлений и объектов. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний у младших школьников постепенно формируется система научных понятий, его мыслительные операции становятся менее зависимыми от конкретной практической деятельности или опоры на наглядные образы и представления [3].

Основные закономерности и этапы качественной перестройки знаний в процессе усвоения разного рода учебного материала и формирования понятий заключаются в следующем:

• в процессе овладения понятиями осуществляется переход от функциональных, конкретных и наглядных признаков к абстрактным свойствам и с возрастом изменяется соотношение абстрактных и наглядных компонентов в структуре знаний наряду с их количественным ростом;

• происходит постепенный переход от несущественных признаков обобщения к существенным, чему способствует варьирование несущественных свойств и выделение постоянных, главных характеристик понятия;

• происходит формирование более сложных систем понятий разного рода.

Рекомендации родителям по развитию понятийного мышления

Мы часто сталкиваемся  с таким  мнением у родителей  - важно не зубрить, а чтобы ребенок научился мыслить.  Важно, чтобы ребенок  разбирался "в сути", и нечего заучивать термины и классификации - вся эта зубрежка не развивает мышление.

Да! Это действительно важно - чтобы в сути вещей и процессов ребенок разбирался. Только, отвергать запоминание терминов и использование учебников по их прямому назначению совсем не стоит. Зубрежка-  в ее классическом понимании ( заучивание без осознания) , не развивает мышление – это факт.

Но развить то самое  мышление, которое хотят видеть в итоге осознанные родители БЕЗ знания терминов, классификаций и прочей " скучной " учебной работы тоже не возможно! 

Развитое мышление, который хотят родители, предполагает развитое  понятийное (абстрактно-логическое, критическое) и творческое (креативное) мышление.  [1].

Как показал Л. С. Выготский - мышление  формируется в процессе ОБУЧЕНИЯ в том случае, если ребенку приходится овладевать научными понятиями, если его обучают этому.

Развиваться понятийное мышление будет только если его специально развивать, то есть создавать для мозга ребенка специальные обучающие условия и нагрузку.

ЧТО ВАЖНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО  МЫШЛЕНИЯ

Важно ОБУЧАТЬ ребенка проводить научный анализ, классификацию и систематизацию, а не только читать красочные рассказы об окружающем мире и учить решать задачи (в том числе, специальные,  на развитие логики, смекалки, нестандартного мышления). 

Есть мнение, что младший школьник не способен это осваивать, так как его мышление находится на допонятийном уровне — наглядно образном, когда ассоциации и яркие картинки более эффективны. Это действительно так до 9-10 лет и после наглядность и ассоциации важны,  но важно же  двигаться дальше и учить  ребенка выходить на понятийный уровень [1].

Чему нужно учить? 

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями  не по эмоциональным или визуальным критериям, а по основному, главному существенному признаку, то есть - выделять суть. 

Как определить существенный признак? Суть признака всегда одна, то есть он должен быть постоянным! Пример: у яблока — может меняться цвет, форма, размер, вкус и пр., но оно всегда будет фруктом. Это и есть его существенный признак, иными словами признак-понятие. 

Этот признак мы выводим логически, а не ощущаем на уровне чувств. Он обозначает не сам объект, а его отношение к более общей категории и характеризует не один объект, а всю категорию. 

КАК РАЗВИВАТЬ ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ У РЕБЕНКА МЕЖДУ ДЕЛОМ, ОБЩАЯСЬ И ДЕЛАЯ ДОМАШНИЕ ДЕЛА
Проводить с ним анализ всего, что возможно.
Задавать вопросы и вместе рассуждать о том, из чего что-то состоит, для чего нужна каждая часть целого предмета или процесса, или системы.

 Рассуждать и объяснять, что необходимо для того, чтобы это событие, явление, вещь, процесс произошли/существовали.
Классифицировать по основному признаку.

Дан ряд: собака, белка, ёж, заяц. Кто "лишний"? Правильный ответ: собака. Почему? Потому что собака  домашнее животное, остальные  дикие. Может быть вариант ответа "ёж" (т. к. он колючий, а остальные  нет). Это неправильно, так как в данном варианте идёт вычленение предмета НЕ по существенному признаку. 

Может быть ответ "собака, потому что остальные грызуны" . Это  реальный ответ ребенка 10 лет, и тут видна логичность ,но это тоже неверно, так как зайцы - не грызуны , а зайцеобразные в научной классификации. Ребенок биологию ещё не изучал, а ориентируется на предметные, внешние признаки (зубы и поведение зайца похоже на грызунов).   Видите, как важны научные знания для верных выводов. 

Даже дошкольников можно обучать проведению классификации и систематизации, давая предмету/явлению место в общей картине мира в бытовых ситуациях, между делом.  
Например, ложка — это столовый прибор, какие еще столовые приборы ты знаешь? А чем еще мы пользуемся на кухне? Еще есть посуда для приготовления, для еды, есть бытовые электроприборы. 

Прекрасную  классификацию и систематизацию можно устроить в шкафу.  Главное, делать это по основному признаку, а не по цвету, или форме.  А по главному, существенному признаку- нижнее белье, уличная одежда, летняя одежда, праздничная и так далее.

Причинно-следственные связи мы устанавливаем, сначала обучая ребенка, объясняя происходящее, последовательно и поэтапно, при этом связывая основные, важные, главные факты того или иного события/явления или вещи. Например, дождевик и утепленная куртка могут быть похожи по виду, иногда по цвету, но куртка в дождь промокнет, так как ткань пропускает влагу и подкладка сделана для пропускания влаги от тела наружу.  А дождевик, наоборот, не пропускает ни воздух, ни влагу, поэтому в солнечный день в нем очень душно, а в дождь останешься сухим. [1].
 Рисовать схемы

Стоит вспомнить рекомендации гениального Гальперина, лучше его системы для присвоения знаний никто ничего пока не создал. Особенно такого рода наглядность - Схемы, майндкарты, важна для детей правополушарного типа, с преобладанием визуального и кинестетического восприятия. Хотя у всех типов необходимо развивать гармоничное восприятие и мышление, равнополушарное.

Схема, образ очень важны для присвоения знаний и понимания взаимосвязи явлений. 

Схематичное изложение мысли может быть не только, когда мы рисуем план комнаты, что само по себе уже очень развивает пространственное мышление.

Схематично мы можем объяснять время суток и события, план действий. Или, например, что с собой взять в гости к бабушке на три дня — одежду по погоде (какая погода может быть и что надо? (обувь, верхняя одежда, нижнее белье); игрушки (для дома, для улицы).

Наводя порядок в комнате, ребенок тоже учится делать теоретические обобщения, например: Лего и кубики  стоят рядом, но это не одно и то же. 

А вот почему они рядом, и что еще можно поставить рядом, — это развивающие вопросы. 

По тому, КАК  ребенок наводит порядок, можно судить о развитии , последовательности, системности, логичности его мышления. 

КАК РАЗВИВАТЬ ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Это может быть параграф из учебника или художественная книга.
Давать ребенку абзац и предлагать 2–3 заглавия.
Спрашивать его, какое лучше подойдёт. 
 Давать ребёнку небольшой кусочек текста ,законченный по смыслу и просить, чтобы он своими словами, одним предложением сказал, о чем текст. 
Полезно отвечать на вопросы по тексту, параграфу
Если читаем текст, к которому дальше идут вопросы, то вначале нужно  разобрать вопросы, а потом читать. Чтобы читая текст впервые, ребенок мог уже думать над логикой событий. Вопросы к тексту должны быть, разумеется, по сути текста.
Давать ребёнку читать текст по абзацам: прочитал абзац — своими словами одним предложением скажи, про что там было. А потом — развёртывать назад: из этого предложения в пересказ абзаца.
Давать задание пересказывать абзацы вразнобой. Например, было 7 абзацев. 
Ребёнок записал суть каждого абзаца (получается, составил план текста), и нужно спросить его: "А что было в 7-ом абзаце? А во 2-м?" и т. д.

Такой подход не только прокачивает мышление, но и помогает хорошо присвоить учебный материал, запомнить и понять его.

Заключение

Ребенок не рождается с развитым понятийным и творческим  мышлением,  и  оно не созревает само по себе по мере взросления ребенка. 

Поэтому правы те родители, которые говорят, что важно делать упор на развитие мышления, а не только на набор знаний.  
Если в развитии мышления  мы будем полагаться только на учебные программы,  шанс, что дети научатся мыслить логически, минимален. 

А это очень важно - научить ребенка мыслить. Чем дальше, тем больше  успешность в любой сфере жизни будет зависеть не от силы и напористости. Все большую ценность будут приобретать те, кто умеет эффективно работать с информацией: выделять суть, видеть причинно-следственные связи, противоречия, мыслить категориями. А для этого необходимо развивать логику и понятийное мышление. 

Список использованных источников

  1. Даирова, Д. В. Развитие понятийного мышления младшего школьника / Д. В. Даирова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 1-3.
  2. https://uchebnikfree.com/prakticheskaya-psihologiya-obschenie/zanyatie-ponyatiynoe-myishlenie-otsenka-30169.html
  3. https://mir-knig.com/read_172115-22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления младших школьников через проектные технологии с использованием компьютерного инструментария

Использование технологии проектного обучения на занятиях в компьютерном классе при работе в графическом редакторе Paint/...

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические АСПЕКТЫ Развития ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки 1.1.Понятие «ассоциативное мышление» 1.2.Музыка как средство ...

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ» (для выступления на методобъединении воспитателей ГПД)

Формирование мышления учащихся младших классов – одна из актуальных и ключевых задач современной школы.Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями ...

Развитие мышления младших школьников

Особенности интеллекта настраиваются таким образом, что дети не умеют обобщать пройденный материал, не запоминают текст, не умеют выделять главный смысл из прочитанного. Такое случается, если переход ...