«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ» (для выступления на методобъединении воспитателей ГПД)
статья на тему
Формирование мышления учащихся младших классов – одна из актуальных и ключевых задач современной школы.
Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня же задачи несколько иные. Главная задача – научить учиться. И именно развитие логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса.
Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач в начальной школе является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
И одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
В группе продлённого дня, имеются все возможности для решения этой важнейшей задачи.
Цели развития логического мышления первоклассников в группе продлённого дня следующие:
развитие абстрактного мышления учащихся;
формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация);
развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
воспитание интереса к предмету, стремления использовать знания в повседневной жизни.
Задачи:
научить младших школьников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы;
формировать у обучающихся целостное представление о логике в многообразии её межпредметных связей.
Ребёнок в группе продлённого дня чувствует себя уверенно в различных отношениях с окружающим миром. Он познаёт мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, то есть учиться мыслить.
Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Детям должно быть интересно и занимательно.
Сухомлинский В.А. писал: «…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Поэтому обучение и развитие ребёнка в ГПД должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для младших школьников выступает игра. И такую возможность для этого даёт нам внеурочная деятельность. Ведь игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. С помощью дидактической игры детей возможно приучить самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях:
находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы.
Игры в группе продлённого дня способствуют плавному переходу мышления учащихся от конкретно - действенного к абстрактному, что позволяет развивать у детей умение видеть закономерности.
В группе продлённого дня возможно использование компьютерных технологий, например, компьютерная презентация. Включение презентации делает процесс познания более наглядным и доступным для учащихся, создаёт ситуацию эмоционального подъёма, способствует формированию положительного отношения к предмету.
Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов и анимации.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества во внеурочной деятельности являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах, группах;
проблемное обучение.
Об активности мышления детей красноречиво говорят их многочисленные вопросы, в которых ребенок выражает любознательность к тому, что его окружает: «Почему теперь ночь? Почему капель падает? Отчего огонь в спичке, где он спрятан?» и т.д. Мысль «почемучки» направлена на различение и обобщение предметов, явлений, событий, наблюдаемых ими.
Для активизации и развития мыслительной деятельности детей именно неучебные задания оказываются более привлекательными.
В группе продлённого дня детям очень нравится самим придумывать загадки и отгадывать их.
Знакомство с пословицами проходит не в абстрактной форме, а применительно к жизненной ситуации (например, если ребёнок разбросал вещи, сказать лучше так: «Любишь кататься — люби и саночки возить», и объяснить обобщённый смысл пословицы.
Младшие школьники развивают своё логическое мышление тем, что регулярно выполняют задания, учатся думать тогда, когда надо.
Для того чтобы развивать и совершенствовать логическое мышление младших школьников, необходимо создать способствующие этому педагогические условия, чтобы учитель помог каждому ученику раскрыть свои способности. А это реально в том случае, когда в группе продлённого дня учитывается индивидуальность каждого.
Каковы же педагогические условия, способствующие формированию логического мышление обучающегося в группе продлённого дня? Во-первых, это общение с воспитателем и сверстниками во неурочное время. Размышляя над ответом, путями решения задачи, ученики предлагают разные варианты решения, а воспитатель просит их обосновывать и доказывать правильность своего ответа. Таким образом, младшие школьники учатся рассуждать, сопоставлять разнообразные суждения, делать умозаключения.
Направления по развитию логического мышления младшеклассников в группе продлённого дня следующие…
1.Обучение детей давать определение понятий, называя его признаки и свойства (общие, конкретные, абстрактные, единичные, сборные) через игры «Представление», «Кто какой?», «Ассоциация», «Четвёртый лишний», «Угадай-ка», «Фантазёры» и др. (материал подбирается по темам).
«Игра в загадки» очень нравиться детям, как уже говорилось, дети с удовольствием участвуют в ней и учатся давать определение понятиям, выделяя общие и существенные признаки.
Так, в игре «Четвёртый лишний» дети должны исключить один предмет, у которого отсутствует некоторый признак, общий для остальных трёх (здесь удобно использовать карточки с изображениями). В игре «Чего не хватает?» - нужно придумать недостающие части рассказа, (начало, середину или конец). В игре «Не зевай! Продолжай!» - быстро назвать ответы на вопросы.
2. Помогать ребёнку овладеть умением сравнивать: выделять признаки (свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим, анализировать предмет с разных сторон. Например, рассмотрите этот кубик. Какой он? (Дети, как правило, называют цвет размер, иногда материал, из которого изготовлен кубик, но это не все признаки кубика).
- Какими свойствами кубик отличается от яблока? (Кубик квадратный, а яблоко круглое, кубик одноцветный, а яблоко разноцветное, кубик нельзя есть, а яблоко – можно).
Далее, сравнивая кубик со стеклянным предметом, выделяют следующий признак кубика – непрозрачность, с поролоном – твердость, с гирькой – легкость и т.д. Выделяя признаки разных предметов, дети называют их. Сначала выделяют признаки с опорой на сравниваемые предметы, постепенно научаются видеть признаки предметов без сопоставления его с другими предметами.
Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок научиться обобщать.
Используются следующие игры на сравнение и классификацию:
“Две дорожки”.
“Засели домик”.
“Садовники”.
“Поймай тройку».
«Засели витаминные домики».
«Назови признак предмета».
«Кто живёт в лесу?».
«Кто летает в небе?».
«Съедобное — несъедобное».
«Что общего?».
«Что лишнее?».
«Что объединяет?».
Задания на сравнение (по цвету, весу, форме, времён года и т.п.).
3.Учить обобщать и классифицировать.
Классификация – это мысленное распределение предметов по группам в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять по группам на основании выделенных в них общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приёмов сравнения и обобщения.
В работе использовать можно нестандартные логические задачи. Мозг младших школьников развивают головоломки, разные виды заданий с палочками и спичками (выкладывание фигуры из определённого числа спичек, перенос одной из них с целью получения другой картинки, соединение несколько точек одной линией без отрыва руки).
Итак, в работе по развитию логического мышления младшеклассников в группе продлённого дня используются следующие формы организации:
занятия в игровой форме;
игра – путешествие;
логические игры;
практические занятия;
наблюдения, обобщение, выводы;
исследовательская деятельность;
презентации, конкурсы;
самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
игры в загадки;
«Мозаика» - игры на развитие памяти, внимания, воображения;
игры и упражнения на сравнение предметов;
«В гостях у Смекалки»;
конкурсы эрудитов;
упражнения на развитие памяти, внимания, воображения «Узнай. Дорисуй»;
сочинение сказок и загадок.
В результате работы по развитию логического мышления у обучающихся в группе продлённого дня формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/01/07/3.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/04/picture-115131-1349358351.jpg)
Охрана здоровья учащихся в условиях школы – интерната и групп продлённого дня. (выступление на РМО воспитателей)
Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-395131-1391150589.jpg)
Должностная инструкция Воспитателя группы продлённого дня
1. Общие положения 1.1.Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик учителя, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуз...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-352814-1408366257.jpg)
Разработка рабочей программы для воспитателя группы продлённого дня
В последние годы, не смотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, имеется потребность в увеличении числа групп продлённого дня. Это обуславливается тем, что большинство родителей...
Отчёт по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Е.В.по теме: Развитие творческих способностей у детей в условиях группы продлённого дня.
Выводы и впечатления по изученному материалу , собственные наработки из опыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/21/picture-1262323-1608545078.jpg)
Рабочая программа воспитателя группы продлённого дня
Программа группы продленного дня представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС для учащихся начальной школы. Данный документ раскрывает основные аспекты деятельности в...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/18/picture-1323776-1631982220.png)
Конспекты работ воспитателя группы продлённого дня
Конспекты работ воспитателя группы продлённого дня...
«Формы и методы деятельности воспитателя группы продлённого дня»
Группа продленного дня - объединение учащихся под руководством педагога-воспитателя, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы согла...