Социализация детей и подростков в городах мегаполисах.
статья (9 класс)

Меркулова Лариса Михайловна

В условиях города-мегаполиса социализация проходит в соответствии с требованиями развивающегося общества, а также в соответствии с условными «побочными эффектами» глобализации и информатизации. Дети и подростки адаптируются к социуму с определёнными особенностями: рано автономизируются от родителей, ежедневно сталкиваются с особыми нормами и ценностями различных социальных групп и частично перенимают их, а также ощущают острую необходимость в индивидуализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ГОРОДАХ-МЕГАПОЛИСАХ

 

Интеграция ребенка в общество в каждом регионе нашей страны может содержать в себе разные методы воспитания и обучения. В центральном округе большее же внимание отдается демократизации, информатизации и компьютеризации в сфере образования из-за главной особенности города - его густонаселенности, что ведет к тому, что социализация обязана считаться с нормами общества на стадии размытия историко-культурных различий. Городу, как фактору социализации, приходится прикладывать значительные усилия, чтобы наделить социальные институты полномочиями, подходящими методами и средствами, способствующими повышению качества включения детей в общественный строй.

Многие ученые дают различные определения социализации. В каждом из них могут быть показаны всевозможные аспекты этого процесса, его особенности.                               Г.М. Андреева под социализацией имеет в виду процесс вхождения человека в общество, в социальную среду и усвоения им социальных влияний окружения.

Особое внимание стоит уделить рассмотрению факторов социализации. А.В. Мудрик выделяет следующие факторы социализации, разбивая их на 4 группы :

1) мегафакторы — это космос, планета, мир, вселенная которые в той или иной мере влияют на процесс социализации всего населения Земли.

2) макрофакторы — это страна, народ, общество, государство

3) мезофакторы — это условия социализации больших групп людей, которые различаются по: а) территории и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); б) принадлежности к тем или иным субкультурам.

К мезафактору по типу населения относится и мегаполис. Далее детальнее рассмотрим понятие «мегаполис» и его особенности как фактора социализации.   «Мегаполис» в России - это крупный город с населением свыше 1 миллиона человек. Вероятнее всего, данная трактовка объясняется демографической ситуацией в стране.

Дети, рожденные в крупных городах-мегаполисах, с самого младенчества включены в особые условия и, безусловно, чувствуют на себе влияние большого города. По причине расширенной территории города в каждом районе возникают свои социальные и культурные особенности, прямо или косвенно воздействующие на формирование личностных особенностей ребенка. Помимо отличий в условиях жизни и нормах поведения в определенных районах, существует проблема переселения в мегаполисы из других городов (внутренняя миграция). В итоге, в школьном классе практически у каждого ребенка свое представление о поведении в социуме вследствие его воспитания в соответствии с нормами той или иной мезосреды.

Несмотря на то, что город является агентом социализации, он также способен быть фактором противоположного процесса - антисоциализации. Наиболее вероятно, что в крупных городах ребенок начнет проявлять признаки девиантного поведения. В городах-мегаполисах чаще происходят криминальные действия: употребление наркотических и алкогольных веществ, кражи, убийства, формирование группировок.

Мобильность - один из побочных продуктов влияния городской среды на человека.  В настоящее время информацию зачастую дети получает из различных Интернет-источников. У этого явления есть недостаток, сказывающийся на мышлении людей, - маленький ребенок в силу слаборазвитой критичности ума усваивает недостоверную или цензурированную информацию, и в дальнейшей жизни перестает анализировать сведения через призму критичности, если при обучении и воспитании в нем не развивали эту способность.

         Ребенок, проживающий в крупном городе, ежедневно сталкивается с незнакомыми ему людьми. Отрешение от них, как от таких же людей, иначе говоря, игнорирование, приводит в автономизации ребенка с малых лет. Он как бы числится в обществе и чувствует в нем потребность, но большое скопление людей не распознает как социум, а скорее уж как некий механизм, толпу.

В мегаполисах наиболее ярко выражен процесс глобализации, сопровождающийся либерализацией во всех сферах общественной жизни. И в настоящее время мы замечаем, что дети знают, что они индивидуальны, никто не может посягнуть на их «Я». В силу этой специфики педагоги ориентируются на большее развитие индивидуальных способностей, а в больших городах все больше возникает потребность во взращивании неэгоцентричной всесторонне развитой личности.

В условиях города-мегаполиса социализация проходит в соответствии с требованиями развивающегося общества, а также в соответствии с условными «побочными эффектами» глобализации и информатизации. Дети и подростки адаптируются к социуму с определёнными особенностями: рано автономизируются от родителей, ежедневно сталкиваются с особыми нормами и ценностями различных социальных групп и частично перенимают их, а также ощущают острую необходимость в индивидуализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПТИМИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Словарь С.И.Ожегова дает такое определение нравственности:  «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения в социуме». Общество су...

Социализация детей и подростков в ходе организации природоохранной деятельности

Из практики работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей г. Хабаровска "Детский экологический центр "Косатка"...

Психологическое сопровождение в рамках социализации детей и подростков на ступени школьного обучения

Хочу поделиться программой психологического сопровождения детей и подростков на ступени школьного обучения...

Социализация детей и подростков с нарушением интеллекта через систему занятий по СБО. 5-9 классы

Решая задачи социализации детей с нарушением интеллекта, предмет социально – бытовой ориентировки, занимает одно из ведущих  мест в общей системе  учебно-воспитательной работы в школе  ...

Социализация детей и подростков в деятельности подростковых клубов по месту жительства.

Работа подростковых клубов по месту жительства призвана помочь детям  адаптироваться и найти свое место в жизни. Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общ...

Презентация "Межведомственное взаимодействие в решении проблем социализации детей и подростков".

В презентации отражён мой опыт работы в школе с учащимися в проведении тренингов. В рамках межведомственного взаимодействия на фотографиях отражены профилактические, коррекционно-развивающие занятия с...

«Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ, в рамках межсетевого сотрудничества районного опорного Центра социализации детей и подростков и Центра содействия семейному воспитанию Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

Статья посвящена организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка в рамках межсетевого взаимодействия Районного опорного Центра социализации детей и Цент...