Социализация детей и подростков в деятельности подростковых клубов по месту жительства.
методическая разработка на тему

Работа подростковых клубов по месту жительства призвана помочь детям  адаптироваться и найти свое место в жизни. Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей и подростков в деятельности подростковых клубов     по месту жительства.

Социальное становление личности является одной из главных составляющих воспитания подрастающего поколения. В социально-педагогическом формате социализация выступает как процесс вхождения, адаптации человека в современное общество. Работа подростковых клубов по месту жительства призвана помочь детям  адаптироваться и найти свое место в жизни. Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Другими словами социализация предполагает тесную связь воспитательной деятельности, что является главной задачей работы подростковых клубов, с важнейшими сторонами нашей жизни. Клубы по месту жительства являются ключевым звеном в системе социального воспитания детей и подростков.

Социализирующая функция, которую выполняют подростковые клубы, имеет свои особенности. Ее реализация заключается в организации среды, в которой происходит становление и развитие личности подростка, усвоение культурных и духовных ценностей, т.е. социализация личности. В этом аспекте  работа подростковых клубов предлагает различные виды  творческой, спортивной, развлекательной, образовательной деятельности и через нее и с ее помощью идет включение  воспитанников в социальную практику.

Приходя в клуб, подросток социализируется и приобретает собственный социальный опыт:

  • В процессе разнообразной деятельности, приобретая навыки, умения.
  • В процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения.
  • В процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.
  • В процессе сознания – формирования образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В контексте решения задачи социализации детей и подростков в условиях подросткового клуба педагоги-организаторы для своих воспитанников проводят  мероприятия  на:

- групповое сплочение на основе сотрудничества;

-воспитание культуры общения;

- привитие навыков коллективного анализа;

- формирование собственного мнения и позиции;

- приобретение навыков правильной разговорной речи;

- снятие барьеров и комплексов;

- приобретение уверенности в процессе общения сверстников.

Многогранность работы этого направления делает ее еще более интересной.

Семья – одна из главных составляющих понятия. Организация работы с семьей, изучение семейных традиций, организация совместной деятельности семьи и клуба дает свои положительные результаты. К примеру, на протяжении многих лет в подростковом клубе «Юность» успешно действует семейный клуб «Ладушки». Совместная работа «Педагог – Клуб – Семья» укрепляют институт Семьи во всем его многообразии. Такие мероприятия как «Рождественские встречи», «Новый год у ворот», «Именинные чаепития», «Как на масленичной неделе», календарные народные праздники, а также мероприятия, проводимые совместно с  объединением  «Воронежская глиняная игрушка» помогают детям понять значимость этого слова.

Одним из интересных направлений в реализации функции социализации в условиях подросткового клуба является волонтерское движение. Педагоги-организаторы клубов ставят перед собой задачу воспитания в детях милосердия, толерантности, потребность совершать добрые и бескорыстные поступки, направленные на помощь людям, попавшим в затруднительную ситуацию. Под девизом «Будь добрым к людям и всегда добро к тебе вернется» воспитанники клубов ведут активную работу в этом направлении. Одной из приемлемых  форм волонтерского движения является участие в различных социальных акциях. Это «Белый цветок», «Фронтовое письмо», «Георгиевская ленточка», благотворительные  акции по сбору средств больным детям, экологические акции «Покорми птиц зимой» и т. д.

Добрым примером старших воспитанников подростковых клубов для младших стало проведение операции «Уют», «Чистый подъезд», «Лестничная клетка», которая проводится с целью бережного отношения к собственному труду и труду своих товарищей, а также выявляет наличие хозяйственных и организаторских навыков.  «Трудовые десанты» ( наведение порядка в подростковых клубах, близ лежащих территориях); трудовая операция «Оазис» ( посадка кустарников, деревьев, разбивка газонов, клумб, высадка цветов).

Наибольшей популярностью пользуется у воспитанников Всероссийская весенняя неделя добра, которая включает в себя ряд мероприятий, но наибольшее количество участников привлекает благотворительная акция «Белый цветок». Участие в этой акции, и видя реальную помощь нуждающимся, порождает в юных сердцах милосердие и уверенность в том, что ты «не один».

Актуальная проблема загрязнения окружающей среды нашла отражение в проведении экологической акции «От чистого истока мы начинаем путь» (осень, весна). Активисты клубов собирают мусор в парковых зонах микрорайонов, пластиковые бутылки, отработанные батарейки, тем самым вносят свой посильный вклад в решение этой проблемы.

Раскрывая эту тему, нельзя не отметить тот факт, что воспитанники подростковых клубов это многонациональная семья. Наши клубы посещают армяне и украинцы, русские и белорусы, азербайджанцы и молдаване, грузины и цыгане.  Подростковый клуб не знает национальных границ,  то есть «Мы команда одного корабля», которая учит толерантности, терпимости, уважению к разным культурам и обычаям, разным религиям, физическим возможностям, материальному положению.

Отрадно заметить, что на базе подросткового клуба «Юность», силами старших воспитанниц создан и действует клуб «Подружка», в  котором все желающие обучаются на добровольных началах вязанию, плетению макраме, этикету, фитнесу. Таким образом, выполняется главная функция социализации воспитание примером, а также вовлечение детей и подростков в позитивную созидательную деятельность.

Неотъемлемой частью стратегии социализации  является социальное проектирование. Эта форма позволяет воспитанникам клубов попробовать свои силы в  разработке реальных проектов. Работа над проектом дает возможность  почувствовать подросткам значимость своей деятельности, повышает их социальный статус, открывает новые возможности. Например, активистами подросткового клуба «Юность» и педагогом-организатором  были разработаны и успешно реализованы проекты  «Печь», «Семья – убежище души». Заслуживает внимания работа воспитанников над проектом «Игра – дело серьезное», где каждый участник процесса проявил свои способности, почувствовал уверенность и увидел результат своего труда. Проекты «Школа юного гражданина», «Вклад моей семьи в  победу», «Дорога и мы» были разработаны и реализованы активистами подросткового клуба «Улыбка».

Процесс социализации проходит и через спортивные мероприятия, ориентированные на здоровый образ жизни, сохранение здоровья подрастающего поколения. Каникулярные спартакиады стали традиционны в работе клубов. Такие виды спорта как настольный теннис, футбол, мини футбол, шахматы, шашки, дартс развивают детей физически, дают позитивный эмоциональный настрой, здоровый соревновательный азарт, приобщают к здоровому образу жизни. Спортивные эстафеты «Озорной стадион», «Веселые старты» - одна из любимых форм спортивных состязаний для воспитанников клубов и как показал опыт, особенно увлекательно они проходят совместно с родителями.

Особую популярность среди воспитанников приобрели  мероприятия, которые проводятся совместно клубами района. К ним относятся  календарные праздники, народные праздники, командные спортивные соревнования, игры на местности, конкурсные программы, традиционные итоговые встречи, творческие мастерские по подготовке мероприятий. Совместная деятельность детей  создает благоприятную среду для такого общения, когда воспитанник устанавливает контакт с партнерами по общению, определившимися случайным образом. Это способствует более тесному знакомству детей из разных клубов между собой, кроме того в ходе мероприятия идет формирование креативного реагирования на ту или иную ситуацию, а также идет формирование собственного «Я» и своей позиции.

Благодаря усилиям опытных педагогов-организаторов подростковых клубов по месту жительства, воспитанники  приобретают навыки социализации, реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Формирование основ экологической культуры в младшем школьном возрасте на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонёк».

Формирование экологической культуры детей  - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Работая в подростковом клубе по месту жительства «Огонёк»,  объединение «Творчеств...

Миссия МОУ ДОД ЦДОдД «Юность» как открытой социально-педагогической системы с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства

Доклад для публикации в материалах научно-практической конференции «Качество образовательных услуг учреждений дополнительного образования детей: проблемы, поиски, находки.» материал доклада...

Патриотическое воспитание в подростковом клубе по месту жительства

Не будет Гражданин достойныйК Отчизне холоден душой.Ему нет горше укоризны.Иди в огонь за честь Отчизны,За убежденье, за любовь. Исторически сложилось так, что фундаментом при формировании гражда...

МБОУ ДОД Центр дополнительного образования "Юность" - открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства

Презентация подготовлена авторским коллективом: заместитель директора по УВР Савельева И.А., заместитель директора по УВР Балдина И.В., педагог-организатор Бут И.С....

Музей спортивных достижений подросткового клуба по месту жительства " Факел"

Подростковый клуб по месту жительства " Факел" существует более 40 лет. Одно из основных направлений работы клуба - спортивное. В клубе создан музей спортивных достижений его воспитанников.  Клуб...

"Возрождение" программа деятельности подросткового клуба по месту жительства

В программе представлены организационные, содержательные основы деятельности по воспитанию, развитию, социализации детей и подростков в условиях подросткового клуба по месту жительства....