ОПТИМИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
статья по теме

Медведева Фаина Алексеевна

 

Словарь С.И.Ожегова дает такое определение нравственности:  «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения в социуме». Общество существует, пока существует мораль, – так было с древнейших времен (вспомним хотя бы библейские заповеди, где сформулированы в самой простой форме основные правила поведения в социуме: не убий, возлюби ближнего…). Однако сегодня, когда материальное превалирует над духовным, для подрастающего поколения такие категории, как милосердие, чувство совести, чести, патриотизма, к сожалению, нередко кажутся неактуальными – более того, не престижными. В современном мире на юного человека обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.А.Медведева

(Учитель начальных классов муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы-интерната  №8 МО г.Саяногорск, Отличник народного просвещения, Саяногорск)

ОПТИМИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Информация, а точнее ее доступность, – вот что характеризует нашу жизнь сегодня. Свобода слова, некогда казавшаяся безусловным благом, обернулась  в условиях реалий последних лет другой, негативной, стороной.  И первыми, на кого пришелся этот удар негативизма, стали дети и подростки - самая восприимчивая прослойка общества. И сегодня перед нами, взрослыми, педагогами, родителями, как никогда остро стоит задача обратить извечное любопытство юного человека в правильное русло, иными словами, - подсказать ему пути к духовно-нравственному самосовершенствованию – главной цели любой цивилизованной личности.

Словарь С.И.Ожегова дает такое определение нравственности:  «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения в социуме». Общество существует, пока существует мораль, – так было с древнейших времен (вспомним хотя бы библейские заповеди, где сформулированы в самой простой форме основные правила поведения в социуме: не убий, возлюби ближнего…).

Однако сегодня, когда материальное превалирует над духовным, для подрастающего поколения такие категории, как милосердие, чувство совести, чести, патриотизма, к сожалению, нередко кажутся неактуальными – более того, не престижными. В современном мире на юного человека обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет [9; с.264].
Это тем более актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, которым биологические или социокультурные условия их жизни (неблагоприятная обстановка  в семье, непонимание или неприятие в кругу сверстников и т.д.) не позволяют адекватно воспринимать и оценивать информацию.

Чем старше становится ребенок, тем более важным становится для него хорошие взаимоотношения с окружающими, и прежде всего с ровесниками. Параллельно у взрослеющего человека нередко более выраженными становятся агрессивность и защитные реакции, стремление к спорам – у вчерашнего ребенка начинает формироваться собственное мнение. Кроме того, подростковый период – это еще и время полового созревания, которое лишает ребенка внутреннего равновесия, наполняет новыми переживаниями. Подросток начинает искать среду, где он чувствовал бы себя нужным, более успешным, равноправным, – и нередко в новой среде приобщается к девиантным формам поведения:  исследования внутреннего мира подростков показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые и даже антисоциальные [5; с. 87].

Именно в этот период крайне важно наличие или появление в жизни подростка взрослых, способных создать для ребенка правильные нравственные ориентиры, спровоцировать позитивное подражание, готовых расположить ребенка к себе и объяснить значимость для полноценного общения таких нравственных качеств, как дружелюбие, ответственность, общительность, честность, справедливость. Именно данные качества (и на это стоит сделать основной упор) помогут взрослеющему человеку достичь главной цели – наладить полноценное и позитивное общение с окружающими его людьми.

Ситуация осложняется подменой авторитетов  у сегодняшнего подрастающего поколения. Чтобы построить здание, нужны долгие месяцы, а чтобы разрушить его, порой достаточно и мгновенья. Так случилось и с системой ценностей современного подростка, который с базовыми нравственными категориями социума (патриотизм, человеколюбие, доброта и т.д.) связывает понятия неискренности, фальшивого пафоса. Тем не менее, в духовно-нравственном воспитании должны быть заинтересованы и государственные структуры, и педагоги, и руководители учреждений культуры и спорта, и, разумеется, семьи.

Из-за возросшей занятости своевременных родителей семья сегодня не справляется с возложенными на нее задачами духовно-нравственного воспитания, все чаще наблюдается снижение родительского авторитета у детей, растет число конфликтных ситуаций. Семье не справиться в одиночку, как и не справиться в одиночку только педагогам в школах или руководителям кружков и секций. Потому работа здесь должна вестись по всем фронтам.

Однако оптимизировать ее можно, только через устранение целого ряда противоречий: межкультурных, межконфессиональных, межнациональных. Кроме того, взрослым крайне важно не опираться исключительно на собственный опыт, а учитывать интересы и систему ценностей ребенка, при этом ненавязчиво подталкивая его к схеме: сначала духовные ценности, самосовершенствование – затем успех, власть и материальная независимость.

Методов словесно-эмоционального  воздействия существует немало:  разъяснение,  этическая  беседа, пример… И все их можно и должно использовать в процессе духовно-нравственного воспитания ребенка. С одним непременным условием: выбранный метод обязан быть эмоционально близок юному слушателю и ни в коей мере не должен походить на лекцию, нотацию. Когда речь идет о подростках с их гипертрофированным «Я», болезненным ощущением индивидуальности и духом противоречия, имеет смысл включить юного собеседника в диспут (реверанс «особому» мнению подростка), при этом мягко направляя поток его аргументов в нужное моральное русло, или же воспользоваться примерами из жизни авторитетных для ребенка людей: вплоть до звезд музыки или кино, пользующихся уважением в этой возрастной группе. Воздействуя  на  чувства,  такой рассказ  поможет ребенку быстрее усвоить внушаемые ему моральные ценности.

Понятно, что выбор методов зависит от особенностей воспитательной деятельности, от ее специфики. Однако важно помнить: мелочей в такой работе не бывает, и взрослому необходимо пользоваться всем имеющимся у него арсеналом средств и методов (за исключением, разумеется, негуманных) для достижения одной цели: нравственного роста ребенка.

Совершенствование системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения через правильные ценностные ориентиры (семья, гуманность, милосердие, патриотизм, толерантность, творческая реализация в учебе и, в конечном счете, в выбранной профессии) – это не просто большая совместная работа юного человека и его взрослого окружения. Это, без преувеличения, жизненная необходимость не только для самого подростка, но и для государства в целом. Ибо, как известно, счастливое государство состоит из счастливых людей.

Список литературы:

  1. Буфетов Н.М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе, Алма-Ата: МЕКТЕП, 1988.
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ под. Ред. Воронковой В.В., М.: «Школа-Пресс», 1994.
  3. Гонеев А.Д. Лифинцева Н.И. Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М.:АСАДЕМА, 1999.
  4. Дереклеева Н.И. Савченко М.Ю. Артюхова И.С. Справочник классного руководителя.,М.: «Вако», 2005.
  5. Ерошкина Н.В. программа духовно-нравственного воспитания школьников. М., 2011.
  6. Новый Завет от Матфея, глава 5.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,2004.
  8. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М.: «Когито-Центр», 1996.
  9. Поляков Е.А., Харитонова А.М. Особенности личностного развития воспитанников коррекционных детских домов и школ-интернатов // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы VI научно-практической конференции 14. 11. 2007 г. в 9 ч. Ч.6 / Отв. ред. Д.Ф.Ильясов. – Челябинск. - С.261-265.
  10. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников., Гродно:ГрГУ, 2001.
  11. Щукина Г.И. Классификация методов воспитания// http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/03_01.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Духовно-нравственное воспитание в школе для детей и подростков с девиантным поведением (Из опыта работы)

Дорогие Коллеги!Хочу предложить Вашему вниманию свою работу по Духовно-нравственному воспитанию подростков с девиантным поведением.Для справки: Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от о...

Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"

В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....

Внедрение коррекционно-развивающих технологий, оптимизация тифлопедагогических условий для качественного обучения, воспитания, развития и социализации детей с глубокими нарушениями зрения.

Успешная интеграция инвалидов в обществе зависит не только от полученного образования, но и от уровня социализации. Само по себе среднее специальное или даже высшее образование без социальных навыков,...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...