Консультация для родителей "Профилактика оптической дисграфии"
консультация
Консультация для родителей "Профилактика оптической дисграфии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_opticheskoy_disgrafii.docx | 230.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Профилактика оптической дисграфии»
Выполнила: учитель-логопед, Курзакова А.А.
С началом обучения в школе у детей, имеющих нарушения речи обнаруживаются затруднения с письмом. Дисграфией в психоневрологии называют нарушения письма. Дети при дисграфии с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируются в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.
При преимущественно оптическом характере дисграфий у детей отмечается неустойчивость зрительных впечатлений и представлений. Одна и та же буква в различные моменты воспринимается по-разному. Неточное, нечеткое восприятие букв приводит к их частым смешениям. Особенно часто смешиваются буквы, сходные по своему начертанию, например в печатном тексте п—н, н—и, ш—ц, ш—щ, с—о, в рукописном п—и, п—н, у—и, ц—щ, ш—и, м—л, б—д, п—т, н—к. Вследствие этого у детей плохо воспитываются зрительные стереотипы слов — затрудняется их узнавание.
Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.
Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:
- Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
- Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку, так ребенку будет дана возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Стремиться наращивать скорость письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
- На всем протяжении специальных занятий ребенок должен почувствовать хоть маленький, но успех.
- Подход «больше писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее.
- Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для педагогов и родителей по развитию оптико-пространственного восприятия у младших школьников с оптической дисграфией.
Одной из причин такой неуспеваемости является недостаточная сформированность еще в дошкольном возрасте оптико-пространственных представлений, которая в младшем школьном возрасте проявляется в оптическ...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфииво втором классе специальной коррекционной школы VIII видаТема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв о – а.
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема: Различение оптически сходных букв о – а. ...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной коррекционной школы.Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложени...
Консультация для родителей "Оптическая дисграфия и дислексия"
Консультация учителя-логопеда для родителей учеников с проблемами письма и чтения на основе недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений....
План по предупреждению развития дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания с элементами оптической дисграфии (30 часов)
Подготовительная группа...
Консультация для учителей-логопедов «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках ст...