Методическая разработка для классных руководителей «Родительское собрание – как элемент воспитательного процесса в системе СПО»
методическая разработка
Данная методическая разработка является универсальным методическим руководством для классных руководителей в средних специальных учебных заведениях.
Целью методразработки является оказание методической помощи классным руководителям при организации и проведении тематических родительских собраний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_roditelskogo_sobraniya.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БАТАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА» ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
П. А. ПОЛОВИНКО»
Методическая разработка для классных руководителей
«Родительское собрание – как элемент воспитательного процесса в системе СПО»
Подготовила: преподаватель высшей категории
Шкарупа И.В.
2023г
Батайск
Пояснительная записка
Данная методическая разработка является универсальным методическим руководством для классных руководителей в средних специальных учебных заведениях.
Целью методразработки является оказание методической помощи классным руководителям при организации и проведении тематических родительских собраний.
Проведение родительских собраний необходимое условие в воспитательной работе техникума, сотрудничестве родителей и педагогов. Очень часто на родительских собраниях разбираются только текущие вопросы, либо классный руководитель обсуждает успеваемость студентов и это является аргументом в организации собрания.
Родительское собрание – это среда, где встречаются педагоги и родители, где обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса на год, семестр, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и техникума, оказание помощи в воспитании студентов.
Родительское собрание должно включать в себя воспитательный аспект для родителей. Определенный опыт в работе показал, что многое в успешности обучения зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создавать благополучную обстановку в семье.
В настоящее время необходимо организовывать обучение родителей воспитанию студентов, навыкам жизни в семье, способствующим улучшению жизни всех членов семьи. Классный руководитель, психолог именно на родительском собрании может оказать такую помощь при решении вопросов воспитания.
Работа с родителями - один из основных аспектов деятельности педагога. Среди родителей, считающих, что у них имеется необходимый минимум педагогических знаний, половина не извлекает из них практическую пользу: одни пытаются, но не всегда умеют применить знания на практике, другие - не всегда применяют, а третьи не применяют вообще.
Выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанным с воспитанием и образованием студентов. Установить с родителями необходимый контакт, добиться взаимопонимания классный руководитель может в том случае, если он целенаправленно строит общение. Педагог должен найти подход к родителям.
ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1.Организационные:
• составление и утверждение планов работы;
• избрание родительского комитета;
• распределение общественных поручений;
• разработка мероприятий с участием родителей.
2.Собрания по плану группового всеобуча родителей.
3.Тематические.
4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).
5.Собрания-практикумы.
6.Итоговые и т.д.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности.
3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1.Выбор темы собрания.
2.Определение целей родительского собрания.
3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
6.Приглашение родителей и других участников собрания.
7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
• повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и колледже;
• содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность группы;
• выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию учащихся, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности;
• пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
• подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени.
ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
1. Родительское собрание является необходимым атрибутом жизни учащихся. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
2. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
3. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся студентов вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
4. Особое внимание обратите на размещение родителей в аудитории. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
5. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
6. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
7. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
8. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
9. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
10. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета колледжа.
11. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у колледжа и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других преподавателей колледжа.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ СТУДЕНТОВ
Традиционные разговоры с родителями обучающихся и студентов по телефону, причем о каких – либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и неудачах.
Встречи с группами родителей тех обучающихся и студентов, чьи проблемы пребывания в техникуме похожи.
Родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости обучающихся, знакомство с преподавателями, обсуждение хозяйственных вопросов.
Тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшения взаимоотношений детей и родителей.
Организация лекций для родителей, читаемых представителями, занимающимися воспитательной работой, с целью повышения уровня знаний родителей и возможностей, связанных с вопросами воспитания.
Организация встреч фельдшером по вопросам контроля здоровья обучающихся.
Встречи с работодателями.
Систематические консультации, тестирование и анкетирование психологом родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста.
Привлечение родителей в жизнь группы.
ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
- «Мы разные – в этом наша сила».
- Наркомания, ВИЧ, СПИД – что это?
- Жизненные приоритеты.
4. Как подготовить детей к экзаменам.
5. Психологическое здоровье студентов.
6. Молодежные субкультуры.
7. Локальные сети в нашей жизни. Интернет-зависимость.
8. Наши вредные привычки.
9. Режим дня в жизни студента.
10. Семейные традиции.
11. Этикет – что это?
12. Терроризм – угроза будущему.
13. Здоровые потребности и потребность в здоровье.
14. Гражданский брак – «за» и «против».
15. Конфликт. Методы предупреждения и стиль поведения в конфликтной ситуации.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
уважайте личность ребенка,
почаще проводите досуг вместе с детьми,
принимайте участие в делах группы,
будьте в курсе дел своего ребенка,
общайтесь с друзьями своего ребенка.
Список используемой литературы:
Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области (проект). ВОИПКиПРО. Воронеж, 2011. С.14.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление воспитательным процессом в системе качества СОШ
Появление в педагогике понятия «воспитательный процесс» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это поняти...
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в ЦРТДЮ
Инновационная деятельность в любом образовательном учреждении, будь то школа или Центр дополнительного образования детей, неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-иссл...
«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»
«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»...
Памятка для классных руководителей "Родительские собрание"
Памятка для классного руководителя "Секрет успеха родительских собраний"...
Методические разработки уроков, классные часы, план воспитательной работы.
Представлены материалы к урокам развития речи, изучение нового материала по теме " Причастие", разработки уроков литературы в соответствии с ФГОС, презентация к обобщающему уроку " Имя ...
Родительское собрание "Организация учебно-воспитательного процесса в 2017-2018 учебном году. Особенности обучения в 5 классе".
Повестка собрания: 1.Итоги 2016-2017 учебного года (кратко о положительных/отрицательных моментах, перспектива на новый учебный год).2. Организация питания (режим, сумма, ответственность за свое...