«Организация успешного сотрудничества специалистов школы и родителей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Из опыта работы»
статья
В статье представлены формы успешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развитияв интересах особого ребенка и его семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация сотрудничества специалистов школы и родителей | 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОРГАНИЗАЦИЯ УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»
Другова Мария Сергеевна, учитель-дефектолог
Комбарова Ирина Валерьевна, учитель-логопед
Марющенко Ольга Семеновна, педагог-психолог
КГБОУ «Железногорская школа – интернат»,
Красноярский край, г. Железногорск
Аннотация. В статье представленыформыуспешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развитияв интересах особого ребенка и его семьи.
Ключевые слова:умеренная и тяжелая умственная отсталость, тяжелые множественные нарушенияразвития, семья особого ребёнка, участники образовательных отношений, формы взаимодействия.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее - Стандарт) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, открылся доступ к получению образования детям со значительными интеллектуальными нарушениями, тяжелой формой инвалидности[1].
На современном этапе развития образования полноправными участниками образовательных отношений, наряду с педагогами и обучающимися являются родители (законные представители). Перед специалистами школы встаютактуальные вопросы:
- «Где место родителя в образовательном процессе?»
- «Как организовать эффективное взаимодействие специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи?»
- «Какойрезультат мы хотим получить от этого взаимодействия?»
Организуя сотрудничество специалистов с семьями обучающихся, мы определяем цель изадачи нашего сотрудничества, формыего реализации. Ведь, как говорил римский философ Сенека:«Когда корабль не знает, в какой порт направляется, никакой ветер не будет попутным».
Приоритетной целью успешного сотрудничества мы считаем выстраивание продуктивных отношений между специалистами школы и родителями в интересах особого ребенка и его семьи, которые обеспечат достижение обучающимся его социально возможного уровня личностного и познавательного развития.
Соответственно на первый план выступает решение следующих задач:
- Установление эмоционально положительного контакта между специалистами школы и родителями.
- Созданиепространства взаимодействия, которое дает возможность каждой из сторон делиться видением помощи ребенку, обсуждать возникающие трудности и удачные находки.
- Разнообразие форм сотрудничества, позволяющих родителям понимать, что для достижения их детьми результатов очень важно быть активными, меняться самим, пробовать, искать, включать полученные знания в повседневную жизнь.
- Повышение статуса семьи ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
- Обеспечение единства подходов к организации жизни обучающихся в условиях школы и семьи с учетом их образовательных потребностей.
Рассмотрим формы взаимодействия с родителями, которые мы эффективно использовали до введенных ограничений, связанных с ростом заболеваемостикоронавирусной инфекцией. Остановимся на спецификеих применения во время организации взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения и семьи обучающихся в условиях ограниченной возможностиреального общения.
Установление контакта с родителями вновь прибывших обучающихся мы начинаем с приглашения их на первую встречу "Давайте познакомимся" в формате «Семейной гостиной», которая стала традиционной с сентября 2016 года. Мы организуем ситуацию общения и взаимодействия таким образом, чтобы она была для родителей максимально комфортной, создавая атмосферу, располагающую к доверительному общению.
Во время начала нашего взаимодействия с родителями мы уделяем внимание тому, чтобы прояснить их запрос, ожидания, связанные с предстоящим обучением через анкетирование. Специально разработанная анкета позволяет выявить ближайшие ожидания родителей к концу 1-го учебного года, а наряду с этим уточнить и дополнить информацию о ребёнке.
Выступая на первой встрече учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психологпредставляют направления и содержание предстоящей коррекционной работы, материально-техническое оснащение кабинетов специалистов.
Мы заранее предлагаем родителям выступить на встрече и рассказать о семье, семейных традициях, интересахи возможностях ребенка. Представляя свою семью на встрече, большинство родителейпроявляют большую выдумку, находчивость и креативность, делая фото-презентации, коллажи, творческие выступления совместно со своими детьми.Тем самым, родители раскрывают свой личностный человеческий ресурс.
А мы специалисты уже в самом начале знаем круг интересов, умений ребенка,что позволяет быстрее установить контакт с ребенком, смягчить и сократить период адаптации; понять, сколько вкладывает сил сам родитель в оздоровление и развитие ребенка; увидеть ребенка глазами родителей.
В конце первой встречи мы дарим родителям календари на текущий учебный год, которые оформляем для каждого ребенка индивидуально. Этот подарок вызывает всегда восторг у родителей.
Планируем и проводим первую встречув «Семейной гостиной» перед заседанием психолого-педагогического консилиума по итогам диагностического обследования на начало года. На консилиум родители идут без страха, большинство из них готовы кконструктивному общению с педагогами и специалистами,настроены на совместную работу.
Следующую встречу в «Семейной гостиной»специалисты школы организуют и проводят в 3-й четверти по теме: «Наши первые успехи. На занятиях у специалистов». Мы считаем, что некорректно говорить об успешности одних детей и менее видимых успехах других перед всеми родителями.Поэтому достижениякаждого ученикаоформляем в виде красочных буклетов с фотографиями с коррекционныхзанятий и описанием конкретных результатов. Выбранная нами формапредставления школьных успехов первоклассников вызывает у родителей радость и гордость. Родители могут неоднократно вернуться к представленной информации, более тщательно её изучить.
Специалисты знакомят родителей с приемами коррекционной работы, предлагают варианты использования заданийдома. Родители делятся своим личным опытом в вопросах воспитания, реабилитации, особой организации жизни ребенка с инвалидностью дома. Тем самым, создается«живое» доверительное общение между родителями и специалистами.
В кабинете учителя-логопеда, организатора«Семейной гостиной» создана небольшая библиотека, в фонд которой родители и специалисты приносятлитературу, посвященнуювопросам развития и воспитания «особых детей».Библиотека востребована и родителями, и педагогами школы, даёт возможность получить качественную, интересующую информацию, проверенную на своём опыте.
Родители в рамках «Семейной гостиной» получают возможности:
- рассказать о своей семье, круге интересов, имеющихся возможностях;
- увидеть, как живут другие семьи с такими детьми;
- общаться с другими родителями;
- увидеть своего ребенка глазами специалистов;
- обучаться у специалистов.
На протяжении 6 лет назад специалисты школы организуют выпуск периодического журнала «Живчик»для родителей и обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР.
Каждый выпуск очередного номера журнала объединен темой: «Краски осени», «Школа - наш общий дом», «Мир вокруг нас», «Зимние забавы», «Хочу все знать!», «Праздничное настроение», «И вновь стучится лето в раскрытое окно», «Если хочешь быть здоров…», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Новогодняя мастерская».
Каждый номер журнала традиционно начинается вступительным словом редактора к родителям. Обращение несет в себе полезную информацию по заявленной теме, создает эмоционально позитивный настрой на вовлечение родителей в совместную интересную деятельность со своим ребенком. Слова благодарности выражаютродителям, принявшим участие в выпуске данного номера.
Всоответствии с темой номера специалисты готовят задания для своих рубрик: «Творческая мастерская» учителя-логопеда; «Задачки для ума» учителя-дефектолога; «Занимательная страничка» педагога-психолога. Весь материал сопровождается разъяснениями и адаптирован для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Задания удобно использовать родителям дома для занятий с детьми.
Мы понимаем, что не только ребенок, но и родители испытывают потребность в нашем внимании. Эмоционально позитивное состояние родителей неизбежно сказывается на взаимоотношениях с ребёнком, специалистом и на возможность их включения в помощь. В каждомномере журнала есть традиционная рубрика «Семейный альбом», либо «Семейные традиции». Родители пишут заметки в журнал, сопровождают их интересными семейными архивными фотографиями. Так, в номере «Если хочешь быть здоров» спортивными традициями семьи делится отец учащегося с синдромом Дауна. Он пишет об активном занятии спортом всех членов семьи, заканчивая свою заметку словами: «Занимаясь спортом, Алексей меньше болеет, преодолевает различные трудности в своем развитии, общается с ребятами. Дети воспринимают его, как равного». В выпуске «Новогодние превращения» несколько родителирассказали о семейных традициях празднования Нового года. Вот очень трогательная заметка: «В Новогоднюю ночь у нас уже вошло в традицию за 10 минут до наступления нового года выбежать на улицу. Мы садимся на качели или лавочку с хлопушками, мандаринами и замерев, слушаем, как ночь становится бесшумной. Затем раскатами слышится бой курантов и вдруг, со всех окон, стоящих вокруг домов, слышим нарастающий радостный крик празднующих людей, сменяющийся грохотом салютов. А этот Новый год мы встретим все порознь. Работа. Четверо человек будут в 12:00 думать друг о друге и мысленно поздравлять».
На протяжении ряда летмы отмечаем со стороны родителей доброжелательное отношение к школе,рост их заинтересованности в сотрудничестве, искренним желанием на страницах журнала рассказать о своей семье, о значимых событиях, поделиться личными фотографиями.
Востребованность журнала стала особо актуальной в период ограничений, введенных в связи с распространением короновирусной инфекции[2].Так, на протяжении двух лет не было возможности проводить «Семейную гостиную» в традиционном формате «живой» коммуникации. Команда специалистов организовала специальный выпуск журнала для родителей первоклассников «Первый раз в первый класс» 2020г., «Добро пожаловать в нашу школьную семью» 2021г. На страницах журнала учителем представленаорганизация учебной деятельности, специалистыпрезентовали коррекционную работу, воспитательпознакомил с организацией работы в группе продленного дня. В рубрике "Семейный альбом" родители поделились фотографиями семьи. Гостем номера сталапедагогребенка, обучающегося надому, представив организацию домашнего обучения.
Каждыйэкземплярсентябрьского номеражурнала содержалиндивидуальный подарок «Мой первый учебный календарь», в котором были фотографииучителя класса, воспитателя, специалистов психолого-педагогического сопровождения, их контакты, работающих с конкретным учеником.
Родители первоклассников сделали фотоколлажи о своей семье, которые были размещены в учебном классе.
Таким образом, созданная комфортная среда сотрудничества специалистов школы и родителей до введения ограничений по короновирусной инфекции помогла нам сохранить выстроенные раннее продуктивные отношения, продолжить применять наши традиционные формы сотрудничества с родителями вновь прибывших обучающихся.
В школе создана активная информационная среда повышения родительской компетентности:
- Стенд "Доступная среда" для родителей обучающихся на дому.
- Стенд "Психолого-педагогическое сопровождение" дляродителей обучающихся в условиях школы.
На стендахпредставлена информация о работе психолога, логопеда, дефектологашколы. В разделах «Помощь педагогам», «Для вас, родители» даны рекомендации по вопросам обучения и воспитания обучающихся. Раздел «Возьмите это с собой» наполнен буклетами различной тематики. Обновление материалов стендов происходит два раза в год. Повышенным интересом как со стороны родителей, так и со стороны ребят пользуется сменная вертушка «Наши будни» с фотоколлажами коррекционных занятий, внеурочных мероприятий, проводимых специалистами школы.
Практика работы с родителями показала успешность применения представленных форм сотрудничества. Мы уверены, что только через диалог, заинтересованность во взаимодействии специалистов и родителей можно решать задачи по эффективной организации всей жизни обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях школы и семьи.
Библиографический список
- Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670 (дата обращения: 28.10.21).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции COVID-19, утвержденыпостановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 года №16.
- Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
- Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика иконсультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014. 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития...
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Окружающий мир
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе...
«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...
Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).
Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...
Адаптированная основная рабочая программа по предмету «Предметно – практические действия» для обучающегося 5 класса с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальны...