Эффективные каналы коммуникации с родительской общественностью в образовательном комплексе
статья
Актуальным направлением внешней коммуникации нашего образовательного комплекса является взаимодействие с родителями / законными представителями обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_rod.obshchestvennostyu.doc | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнил: старший воспитатель
МБОУ «Семёновская СОШ»
дошкольное отделение
Качан Дарья Геннадьевна
«Эффективные каналы коммуникации с родительской общественностью в образовательном комплексе».
Актуальным направлением внешней коммуникации нашего образовательного комплекса является взаимодействие с родителями / законными представителями обучающихся.
Изучение нами современных родителей/законных представителей, их потребностей выявило некоторые аспекты, которые могут быть положены в основу системы взаимодействия их с нашей образовательной организацией:
1. Современные родители нуждаются в своевременном информировании об успехах/затруднениях своего ребенка. Что происходит с ребенком в образовательном процессе?
2. Родители/законные представители хотят видеть в лице образовательного учреждения друга и помощника в образовании и воспитании своих детей (помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, консультации по отдельным вопросам, совместное разрешении возникающих проблем).
3. Родители/законные представители во многом воспринимают образовательный комплекс как организатора широкого культурно-социально-образовательного поля для организации досуговой деятельности своих детей. Объективные временные, финансовые, иные затруднения родителей во многом обусловливают их ожидания в организации подобного пространства со стороны школы.
4. Сами родители/законные представители не всегда готовы становиться активными участниками образовательного процесса и оказывать существенную помощь школе в организации и осуществлении различных проектов.
5. Родители/законные представители хотят, чтобы образовательный комплекс учитывала их мнение о ее образовательной системе.
Таким образом, можно говорить о изменении отношений родителей к образовательному учреждению, когда родители превращаются из сторонних наблюдателей в полноценных субъектов образования. Диалог и постоянная продуктивная коммуникация между школой и родителями/законными представителями учащихся является эффективной действительностью, в организации которой видится решение многих проблем современного образования.
В условиях информатизации и компьютеризации социальной реальности неотъемлемым условием подобного взаимодействия становится наличие налаженных каналов трансляции и репродуцирования информации.
Формы/каналы взаимодействия
с родителями/ законными представителями.
Традиционные - непосредственные (личное присутствие):
родительские собрания: общешкольные, классные;
индивидуальные беседы/консультации.
Традиционные – опосредованные:
информационный стенд/стенды.
Инновационные– с использованием технических средств :
- Интернет-ресурсы,
- школьный Web-сайт,
- электронная почта,
- электронный журнал/дневник школьника,
- страницы ОУ в социальных сетях,
- мессенджеры.
Для проведения «живого» общения с родителями лучшей формой является Родительское собрание. Это серьезное мероприятие, на котором обсуждаются все важные вопросы жизни класса /школы.
Достоинствами родительского собрания являются:
непосредственное участие родителей в школьных делах;
сплочение родительского коллектива;
организация многостороннего обмена мнениями относительно заявленных проблем;
проведение дискуссии для принятия общего решения;
участие различных специалистов для выступления на собрании;
использование всевозможных форм общения (коллективные, групповые, индивидуальные);
ход собрания и все итоговые решения протоколируются;
передается информация разного характера.
К недостаткам относится:
длительная и серьезная подготовка к проведению;
возможность появления конфликтных ситуаций вследствие расхождения мнений родителей;
частота проведения — несколько раз в учебный триместр в школе и один раз в квартал в дошкольном отделении (для решения оперативных вопросов данный способ связи не подходит);
необязательность посещения — некоторые родители ввиду личных обстоятельств могут не прийти на собрание.
Индивидуальные беседы/консультации.
Эффективная форма общения, т.к. опирается на принцип сотрудничества, и участники (представители ОУ – родители/законные представители) объединяются вместе для достижения общих целей – воспитания и обучения детей.
Успешность беседы зависит:
а) от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей и условий проведения);
б) от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта, правильности постановки вопросов).
Другие формы непосредственного общения/коммуникаций с родительской общественностью:
участие родителей в работе Совета школы;
осуществление мер по социальной поддержке семей обучающихся;
использование потенциала родителей в проведении совместных мероприятий (конкурсы, творческие выставки, классные часы, экскурсии, спортивные праздники, благотворительные акции и др.);
совместное участие детей и родителей в школьных и муниципальных конкурсах;
организация и проведение Дня открытых дверей для родителей школы;
организация встреч с родителями будущих первоклассников;
организация рейда «Подросток»;
Опосредованные формы/каналы:
Информационный стенд.
Традиционный способ трансляции сообщений родителям. На нем размещают методические бюллетени с материалами рекомендательного характера. Достоинства:
можно передать большой объем информации;
не ограниченность во времени для ознакомления с информацией.
Школьный Web-сайт
Это официальное представительство школы в сети Интернет. Содержит официальную информацию: устав школы, внутренний распорядок, правила приема и т.п.
Преимущества:
возможность размещать не только текстовые сообщения, но и фото-, видеоматериалы;
для размещения записи не требуется много времени.
Недостатки:
размещается информация общешкольного значения;
учитель не имеет доступ к администрированию сайта;
не все родители регулярно и в обязательном порядке просматривают содержимое веб-страницы;
информация сайта находится в свободном доступе для каждого – нет возможности личного общения.
Страницы Образовательного учреждения в социальных сетях.
Многосторонний способ связи, родители могут видеть сообщения, комментировать их, делиться мнением друг с другом.
Положительные стороны:
сообщения доступны для просмотра всем участникам группы;
можно вести дискуссию;
ознакомиться с информацией, как и написать свое мнение можно в любое удобное время суток;
можно выкладывать видео и фото;
высокая скорость доставки информации.
Недостатки:
необходимость регистрации (для родителей)
необходимость постоянно мониторить записи в группе;
неофициальный статус такого общения;
отсутствие подтверждения того, что все родители своевременно ознакомились с сообщением;
невозможность обсуждать в группе информацию личного характера, но это можно сделать путем отправки личного сообщения.
Электронная рассылка (электронная почта).
Для организация рассылки сообщений с помощью электронной почты родителям необходимо обзавестись личными почтовыми ящиками в любой электронной почтовой системе.
Преимущества: объем информации, которую можно пересылать, очень большой.
Недостатки: отсутствие коллективной площадки для общения.
Электронный журнал/дневник школьника (Школьный портал).
Школьный портал Московской области – это единая образовательная среда для педагогов, обучающихся и их родителей. Цель создания системы - повышение качества образовательных услуг для жителей Московской области за счет автоматизации учебно-воспитательного процесса.
Положительные стороны:
нсвоевременное получение информации о качестве успеваемости ребёнка;
«прозрачность» процесса обучения и воспитания (каждый родитель может получить информацию о программе обучения, изучаемой теме);
возможность просмотра результаты экзаменов, итоговой аттестации, расписания занятий, объявлений, ЭОР.
Недостатки: обязательное наличие Интернет связи
Родительский форум.
Для организации потребуется наличие специального веб-ресурса - школьный сайт, и любой другой сайт, имеющий схожую тематическую направленность. Преимущества: общедоступность
Недостатки: обсуждения единичных вопросов, не для оперативного обмена информацией.
Личный блог учителя/ воспитателя.
Личный блог можно параллельно использовать для связи с родителями: обсуждение вопросов, касающихся школьных проблем. Блог может быть создан на личном, общешкольном или тематическом сайте.
Родителям нужно сообщить адрес ссылки и предложить стать постоянными подписчиками информация, размещенная в блоге, будет быстрее попадать в поле их зрения.
Коммуникационные каналы в режиме on-line.
Родительские собрания/ консультации («Час директора», «Час классного руководителя») в режиме «видеоконференции» «вебинара»;
Видеоконференция — одновременно двусторонняя передача, обработка, преобразование и представление интерактивной информации на расстоянии в режиме реального времени с использованием цифровой техники. Участники видят и слышат друг друга согласно правилам, определяемым видом видеоконференции.
Преимущества:
охват большой аудитории (до 200 чел.);
мобильность (можно использовать, даже находясь в поездке или на ходу);
возможность транслировать различные материалы: документы, презентации, видео, аудио-файлы (демонстрацию экрана монитора с необходимой информацией)
Недостатки:
обязательное наличие цифровой техники (компьютера, ноутбука, смартфона и проч.) и Интернет-связи;
обязательное установление программ («Zoom», «Skype» и т.п.)
технические неполадки (сбои связи, медленный Интернет)
ограниченность в количестве участников («Skype»)
Связь посредством телефона.
Связь с родителями с помощью посредством личного звонка. Такой способ подходит только для решения самых срочных вопросов или обсуждения очень личной информации.
Недостатки:
несвоевременность звонка
отсутствие возможности коллективного общения;
финансовые (денежные) затраты
Смс-рассылки - доступна только двусторонняя связь; очень ограниченный объем передаваемой информации.
Мобильные приложения - созданы посредством мобильных приложений типа Viber, WhatsApp и т.п. Для организации необходимо установить на мобильных устройствах соответствующее программное обеспечение. Главные достоинства:
максимальную оперативность по обмену информацией;
можно организовать как коллективную, так и индивидуальную рассылку сообщений;
высокая мобильность;
Недостатки:
цена устройств,
обязательный доступ к сети Интернет.
Преимущества и недостатки различных систем/каналов коммуникации в образовательном комплексе.
Традиционные формы/каналы взаимодействия:
Преимущества:
психологический контакт с аудиторией/собеседником. возможность перестройки речи и поведения говорящего (в зависимости от реакции слушателя);
более широкие возможности для обратной связи (по сравнению с инновационными формами).
Недостатки:
наличие возможности присутствовать лично
Инновационные формы/каналы взаимодействия:
Преимущества:
ознакомление и изучение официальных документов ОУ (образовательные программы, план развития школы, приказы, рейтинг ОУ и т.п.)
своевременное уведомление об успеваемости ученика;
результаты деятельности ОУ в различных направлениях- учебной, творческой, спортивной, интеллектуальной и проч.;
организация общения в режиме реального времени на расстоянии с возможностью моментального обмена информацией (родительские собрания);
возможности для менее общительных людей - шанс высказать своё мнение по отдельным вопросам (анкетирование, опросы);
мгновенные уведомления на устройстве пользователя; возможность пересылать, не только текст, но и изображения, видео (использование мессенджеров для индивидуального и группового информирования).
Недостатки:
обратная связь – информация, отправленная по электронной почте родителю/законному представителю, может остаться без ответа;
излишняя увлеченность перепиской (мессенджеры);
обязательное наличие IT – специалиста, способного устранить неполадки/сбои технического характера.
Эффективные методы коммуникации.
При межличностных и групповых формах коммуникации (непосредственных и через интернет ( видеоконференция, родительское собрание индивидуальная консультация и т.п.) важную роль играет владение коммуникативными навыками. Эти умения могут помочь в достижении желаемого результата.
Коммуникативные навыки:
1. Умение устанавливать контакт - фокусы внимания при установке контакта:
установление эмоционального контакта (открытый взгляд, тембр и темп речи, мимика, жесты);
приветствие с улыбкой и обращением по имени, имени-отчеству;
обеспечение собственного комфорта и комфорта собеседника (дистанция, снятие эмоционального напряжения, юмор, демонстрация своего расположения и подготовки к разговору).
2. Умение слушать- применение Техники Активного Слушания (ТАС):
поддержка, присоединение;
повторение;
парафраз;
интерпретация.
3. Умение задавать вопросы:
вопросы должны показать желание и возможность быть полезным,
полноценно описать ситуацию и разобраться в ней.
Умение говорить:
говорить на языке, понятном для собеседника- избегать употребления специальных терминов или чрезмерного упрощение языка.
5. Умение завершать коммуникацию.
выразить благодарность собеседнику;
подытожить результаты разговора с проговариванием его ключевых моментов (итак, мы договорились о…);
оставить возможность для возобновления, продолжения коммуникации (если будут вопросы или проблемы, обращайтесь).
6.Использование приёмов формирования доверительных отношений:
естественное поведение;
внимательное и терпеливое выслушивание собеседника;
демонстрация своей заинтересованности и уважения;
демонстрация одобрения и поддержки;
искреннее реагирование на речь собеседника;
подчеркивание своей общности с собеседником;
избегание поспешных выводов;
произнесение вслух имени собеседника;
избегание как жалоб, так и расхваливания себя и подчеркивания своих успехов и т.д.
Выводы.
Рассмотрев возможные каналы коммуникации нашего образовательного комплекса с родительским сообществом, можно сказать следующее: каждый способ/форма - традиционный или инновационный, непосредственный или опосредованный имеет место быть. Сделать выбор в пользу одного, даже самого современного, отказавшись от других невозможно. Для этого есть ряд обоснований:
родительское сообщество велико, для донесения важной информации, касающейся всех родителей, её обсуждение - самый удобный формат общения – родительское собрание ( в режиме личного присутствия, в форс-мажорных обстоятельствах - посредством видеоконференции в режиме on-line);
решить проблемы, связанные с обучением и воспитанием отдельного обучающегося – индивидуальные беседы, консультации (непосредственные встречи с родителями/законными представителями, общение по телефону и т.п.)
При этом все виды общения носят деловой уровень коммуникации.
Деловой уровень коммуникаций — это общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Деловой уровень отличается вниманием к информации, которая сообщается.
Искренний интерес к обсуждаемой проблеме — отличительный признак делового уровня коммуникаций.
Каналы коммуникации в современном образовательном комплексе можно охарактеризовать следующими словами:
многосторонность
многоаспектность
технологичность
опосредованность
виртуальность
независимость от времени и места общения
оперативность
доступность
массовость
индивидуальность
интеркультурность
эстетичность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современной информационной образовательной среды через интеграцию возможностей программы RaidCall и АИС «Сетевой край. Образование».
Обощение опыта по указанной теме....
Выпускная квалификационная работа на тему "Управление процессом взаимодействия образовательного учреждения и родительской общественности"
Целью работы является создание условий для сотрудичества школы и семьи через внедрение модели управления процессом взимодействия школы и родительской общественности....
Выступление на тему «Взаимодействие с родительской общественностью в рамках реализации новых образовательных стандартов »
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов к...
Роль родительской общественности в условиях внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства. В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до ...
«Сопровождение родительской общественности в вопросах образовательной политики как фактор модернизации учебно-воспитательной работы в школе»
Создание модели работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы, способствующей воспитанию нравственной, физически и психически здоровой личности, постоянно стремящейся к пр...
Создание эффективной системы управления образовательной организации через вовлечение общественно-деловых объединений, работодателей и родительской общественности в рамках социального партнерства
Почему именно такая тема? Актуальность данной темы заключается в том, что обеспечение качественного и полноценного образования во многом зависит от эффективности управления образовательной организацие...
Положение об использовании мобильной связи и других средств коммуникации МБОУ "Образовательный комплекс "Перспектива"
https://shkola15gubkin-r31.gosweb.gosuslugi.ru/ofitsialno/dokumenty/dokumenty-all-52_49.html...