Эффективные каналы коммуникации с родительской общественностью в образовательном комплексе
статья

Качан Дарья Геннадьевна

Актуальным направлением внешней коммуникации нашего образовательного комплекса является взаимодействие с родителями / законными представителями обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_rod.obshchestvennostyu.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнил: старший воспитатель

МБОУ «Семёновская СОШ»

дошкольное отделение

Качан Дарья Геннадьевна

«Эффективные каналы коммуникации с родительской общественностью в образовательном комплексе».

Актуальным направлением внешней коммуникации нашего образовательного комплекса является взаимодействие с родителями / законными представителями обучающихся.

Изучение нами современных родителей/законных представителей, их потребностей выявило некоторые аспекты, которые могут быть положены в основу  системы взаимодействия их с нашей образовательной организацией:

1. Современные родители нуждаются в своевременном информировании об успехах/затруднениях своего ребенка. Что происходит с ребенком в образовательном процессе?

2. Родители/законные представители хотят видеть в лице образовательного учреждения друга и помощника в образовании и воспитании своих детей (помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, консультации по отдельным вопросам, совместное разрешении возникающих проблем).

3. Родители/законные представители  во многом воспринимают образовательный комплекс как организатора широкого культурно-социально-образовательного поля для организации досуговой деятельности своих детей. Объективные временные, финансовые, иные затруднения родителей во многом обусловливают их ожидания в организации подобного пространства со стороны школы.

4. Сами родители/законные представители  не всегда готовы становиться активными участниками образовательного процесса и оказывать существенную помощь школе в организации и осуществлении различных проектов.

5. Родители/законные представители  хотят, чтобы образовательный комплекс учитывала их мнение о ее образовательной системе.

Таким образом, можно говорить о изменении отношений родителей к образовательному учреждению, когда родители превращаются из сторонних наблюдателей в полноценных субъектов образования. Диалог и постоянная продуктивная коммуникация между школой и родителями/законными представителями учащихся является  эффективной действительностью, в организации которой видится решение многих проблем современного образования.

В условиях информатизации и компьютеризации социальной реальности неотъемлемым условием подобного взаимодействия становится наличие налаженных каналов трансляции и репродуцирования информации.

Формы/каналы  взаимодействия

с родителями/ законными представителями.

Традиционные - непосредственные (личное присутствие):

родительские собрания: общешкольные, классные;

индивидуальные беседы/консультации.

Традиционные – опосредованные:

 информационный стенд/стенды.

Инновационные– с использованием технических средств :

- Интернет-ресурсы, 

- школьный Web-сайт, 

- электронная почта,

- электронный журнал/дневник школьника,

- страницы ОУ в социальных сетях,

- мессенджеры. 

Для проведения «живого» общения с родителями лучшей формой является Родительское собрание. Это серьезное мероприятие, на котором обсуждаются все важные вопросы жизни класса /школы. 

Достоинствами родительского собрания являются:

непосредственное участие родителей в школьных делах; 

сплочение родительского коллектива;

организация многостороннего обмена мнениями относительно заявленных проблем;

проведение дискуссии для принятия общего решения;

участие  различных специалистов для выступления на собрании;

использование  всевозможных форм общения (коллективные, групповые, индивидуальные);

ход собрания и все итоговые решения протоколируются;

передается информация разного характера. 

К недостаткам относится:

длительная и серьезная подготовка к проведению;

возможность появления конфликтных ситуаций вследствие расхождения мнений родителей;

частота проведения — несколько раз в учебный триместр в школе и один раз в квартал в дошкольном отделении (для решения оперативных вопросов данный способ связи не подходит);

необязательность посещения — некоторые родители ввиду личных обстоятельств могут не прийти на собрание.

Индивидуальные беседы/консультации.

Эффективная форма общения, т.к. опирается на принцип сотрудничества, и участники (представители ОУ – родители/законные представители) объединяются вместе для достижения общих целей – воспитания и обучения детей.

Успешность беседы зависит:

    а) от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей и условий проведения);

    б) от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта, правильности постановки вопросов).

Другие формы непосредственного общения/коммуникаций с родительской общественностью:

участие родителей в работе Совета школы;

осуществление мер по социальной поддержке семей обучающихся;

использование потенциала родителей в проведении совместных мероприятий (конкурсы, творческие выставки, классные часы, экскурсии, спортивные праздники, благотворительные акции и др.);

совместное участие детей и родителей в школьных и муниципальных конкурсах;

организация и проведение Дня открытых дверей для родителей школы;

организация встреч с родителями будущих первоклассников;

организация рейда «Подросток»;

Опосредованные формы/каналы:

Информационный стенд.

Традиционный способ трансляции сообщений родителям. На нем размещают методические бюллетени с материалами рекомендательного характера. Достоинства:

можно передать большой объем информации;

не ограниченность во  времени для ознакомления с информацией.

Школьный Web-сайт

Это официальное представительство школы в сети Интернет. Содержит официальную  информацию: устав школы, внутренний распорядок, правила приема и т.п.

Преимущества:

возможность размещать не только текстовые сообщения, но и фото-, видеоматериалы;

для размещения записи не требуется много времени.

Недостатки:

 размещается информация общешкольного значения;

учитель не имеет доступ к администрированию сайта;

не все родители регулярно и в обязательном порядке просматривают содержимое веб-страницы;

информация сайта находится в свободном доступе для каждого – нет  возможности личного общения.

Страницы Образовательного учреждения в социальных сетях.

Многосторонний способ связи, родители могут видеть сообщения, комментировать их, делиться мнением друг с другом.

Положительные стороны:

сообщения доступны для просмотра всем участникам группы;

можно вести дискуссию;

ознакомиться с информацией, как и написать свое мнение можно в любое удобное время суток;

можно выкладывать видео и фото;

высокая скорость доставки информации. 

Недостатки:

необходимость регистрации (для родителей)

необходимость постоянно мониторить записи в группе;

неофициальный статус такого общения;

отсутствие подтверждения того, что все родители своевременно ознакомились с сообщением;

невозможность обсуждать в группе информацию личного характера, но это можно сделать путем отправки личного сообщения.

Электронная  рассылка (электронная почта).

Для организация рассылки сообщений с помощью электронной почты родителям необходимо обзавестись личными почтовыми ящиками в любой электронной почтовой системе.

Преимущества:   объем информации, которую можно пересылать, очень большой.

Недостатки:  отсутствие коллективной площадки для общения.

Электронный журнал/дневник школьника (Школьный портал).

Школьный портал Московской области – это единая образовательная среда для педагогов, обучающихся и их родителей. Цель создания системы - повышение качества образовательных услуг для жителей Московской области за счет автоматизации учебно-воспитательного процесса.

Положительные стороны:

нсвоевременное получение информации о качестве успеваемости ребёнка;

«прозрачность» процесса обучения и воспитания (каждый родитель может получить информацию о программе обучения, изучаемой теме);

возможность просмотра результаты экзаменов, итоговой аттестации, расписания  занятий, объявлений, ЭОР.

Недостатки: обязательное наличие Интернет связи

Родительский форум.

Для организации  потребуется наличие специального веб-ресурса - школьный сайт, и любой другой сайт, имеющий схожую тематическую направленность. Преимущества: общедоступность

Недостатки: обсуждения  единичных вопросов, не для оперативного обмена информацией.

Личный блог учителя/ воспитателя.

Личный блог  можно параллельно использовать для связи с родителями: обсуждение вопросов, касающихся школьных проблем. Блог может быть создан на личном, общешкольном или тематическом сайте.

Родителям нужно сообщить адрес ссылки и предложить стать постоянными подписчиками   информация, размещенная в блоге, будет быстрее попадать в поле их зрения.

Коммуникационные каналы в режиме  on-line.

Родительские собрания/ консультации («Час директора», «Час классного руководителя»)  в режиме «видеоконференции» «вебинара»;

Видеоконференция — одновременно двусторонняя передача, обработка, преобразование и представление интерактивной информации на расстоянии в режиме реального времени с использованием цифровой техники. Участники видят и слышат друг друга согласно правилам, определяемым видом видеоконференции.

Преимущества:

охват большой аудитории (до 200 чел.);

мобильность (можно использовать, даже находясь в поездке или на ходу);

возможность транслировать различные материалы: документы, презентации, видео, аудио-файлы (демонстрацию экрана монитора с необходимой информацией)

Недостатки:

обязательное наличие цифровой техники (компьютера, ноутбука, смартфона и проч.) и Интернет-связи;

обязательное установление программ («Zoom», «Skype» и т.п.)

технические неполадки (сбои связи, медленный Интернет)

ограниченность в количестве участников («Skype»)

Связь посредством телефона.

Связь с родителями с помощью посредством личного звонка. Такой способ подходит только для решения самых срочных вопросов или обсуждения очень личной информации.

Недостатки:

несвоевременность звонка

отсутствие возможности коллективного общения;   

финансовые (денежные) затраты   

Смс-рассылки -  доступна только двусторонняя связь;  очень ограниченный объем передаваемой информации.

Мобильные приложения - созданы посредством мобильных приложений типа Viber, WhatsApp и т.п. Для организации необходимо установить на мобильных устройствах соответствующее программное обеспечение. Главные достоинства:

максимальную оперативность по обмену информацией;

можно организовать как коллективную, так и индивидуальную рассылку сообщений;

высокая мобильность;

Недостатки:

цена устройств,

обязательный  доступ к сети Интернет.

Преимущества и недостатки различных  систем/каналов  коммуникации в образовательном комплексе.

Традиционные формы/каналы  взаимодействия:

Преимущества:

психологический контакт с аудиторией/собеседником. возможность перестройки речи и поведения говорящего (в зависимости  от реакции слушателя);

более широкие возможности для обратной связи (по сравнению с инновационными формами).

Недостатки:   

наличие возможности присутствовать лично

Инновационные формы/каналы  взаимодействия:
Преимущества:

ознакомление и изучение официальных документов ОУ (образовательные программы, план развития школы,  приказы, рейтинг ОУ и т.п.)

своевременное уведомление об успеваемости ученика;

результаты деятельности ОУ в различных направлениях- учебной, творческой, спортивной, интеллектуальной и проч.;

организация общения в режиме реального времени на расстоянии  с возможностью моментального обмена информацией (родительские собрания);

возможности для менее общительных людей - шанс высказать своё мнение по отдельным вопросам (анкетирование, опросы);

мгновенные уведомления на устройстве пользователя; возможность пересылать, не только текст, но и изображения, видео (использование мессенджеров для индивидуального и группового информирования).

Недостатки:

обратная связь – информация, отправленная по электронной почте родителю/законному представителю, может остаться без ответа;

 излишняя   увлеченность   перепиской (мессенджеры);

обязательное      наличие     IT – специалиста,      способного      устранить неполадки/сбои     технического      характера.

Эффективные методы  коммуникации.

При межличностных и групповых формах коммуникации (непосредственных и через интернет ( видеоконференция, родительское собрание индивидуальная консультация и т.п.)  важную роль играет  владение коммуникативными  навыками. Эти умения могут помочь в достижении желаемого результата.

Коммуникативные навыки:

1.   Умение устанавливать контакт - фокусы внимания при установке контакта:

установление эмоционального контакта (открытый взгляд, тембр и темп речи, мимика, жесты);

приветствие с улыбкой и обращением по имени, имени-отчеству;

обеспечение собственного комфорта и комфорта собеседника (дистанция, снятие эмоционального напряжения, юмор, демонстрация своего расположения и подготовки к разговору).

2.    Умение слушать- применение Техники Активного Слушания (ТАС):

поддержка, присоединение;

повторение;

парафраз;

интерпретация.

3.    Умение задавать вопросы:

вопросы должны показать желание и возможность быть полезным,

полноценно описать ситуацию и разобраться в ней.

Умение говорить:

говорить на языке, понятном для собеседника- избегать употребления специальных терминов или чрезмерного упрощение языка.

5.    Умение завершать коммуникацию.

выразить благодарность собеседнику;

подытожить результаты разговора с проговариванием его ключевых моментов (итак, мы договорились о…);

оставить возможность для возобновления, продолжения коммуникации (если будут вопросы или проблемы, обращайтесь).

6.Использование приёмов формирования доверительных отношений:

естественное поведение;

внимательное и терпеливое выслушивание собеседника;

демонстрация своей заинтересованности и уважения;

демонстрация одобрения и поддержки;

искреннее реагирование на речь собеседника;

подчеркивание своей общности с собеседником;

избегание поспешных выводов;

произнесение вслух имени собеседника;

избегание как жалоб, так и  расхваливания себя и подчеркивания своих успехов и т.д.

Выводы.

Рассмотрев возможные каналы коммуникации нашего образовательного комплекса с родительским сообществом, можно сказать следующее: каждый способ/форма  - традиционный или инновационный, непосредственный или опосредованный  имеет место быть. Сделать выбор в пользу одного, даже самого современного, отказавшись от других невозможно. Для этого есть ряд обоснований:

родительское сообщество велико, для донесения важной информации,  касающейся всех родителей, её  обсуждение - самый удобный формат общения – родительское собрание ( в режиме личного присутствия, в форс-мажорных обстоятельствах  - посредством видеоконференции в режиме on-line);

решить проблемы, связанные с обучением и  воспитанием  отдельного обучающегося – индивидуальные беседы, консультации (непосредственные встречи с родителями/законными представителями, общение по телефону и т.п.)

При этом все виды общения носят деловой уровень коммуникации.

Деловой уровень коммуникаций — это общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Деловой уровень отличается вниманием к информации,  которая сообщается. 

Искренний интерес к обсуждаемой проблеме — отличительный признак делового уровня коммуникаций.

Каналы коммуникации в современном образовательном комплексе можно охарактеризовать следующими словами:

многосторонность

многоаспектность

технологичность

опосредованность

виртуальность

независимость от времени и места общения

оперативность

доступность

массовость

индивидуальность

интеркультурность

эстетичность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа на тему "Управление процессом взаимодействия образовательного учреждения и родительской общественности"

Целью работы является создание условий для сотрудичества школы и семьи через внедрение модели управления процессом взимодействия школы и родительской общественности....

Выступление на тему «Взаимодействие с родительской общественностью в рамках реализации новых образовательных стандартов »

         Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов к...

Роль родительской общественности в условиях внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства. В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до ...

«Сопровождение родительской общественности в вопросах образовательной политики как фактор модернизации учебно-воспитательной работы в школе»

Создание модели работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы,  способствующей воспитанию нравственной, физически и психически здоровой личности, постоянно стремящейся к пр...

Создание эффективной системы управления образовательной организации через вовлечение общественно-деловых объединений, работодателей и родительской общественности в рамках социального партнерства

Почему именно такая тема? Актуальность данной темы заключается в том, что обеспечение качественного и полноценного образования во многом зависит от эффективности управления образовательной организацие...