"Способы включения малоактивных детей в различные виды деятельности"
консультация
Консультация поможет родителям разобраться, почему некоторые дети малоактивны и как помочь таким малышам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maloaktivnye_deti.docx | 77.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы включения малоактивных детей
с в различные виды деятельности
Гипоактивный ребенок - нерасторопен, малоподвижен. Ничего не требует, создается впечатление, что всем доволен. До поры, до времени родителям и в голову не приходит, переживать из-за поведения малыша. Но вот ребенок поступает в детский сад, и становится понятно, что не все так радужно, как казалось сначала. На выполнение заданий ему требуется больше времени, он часто витает в облаках, ленится, любая интеллектуальная нагрузка его утомляет.
Он крутит педали велосипеда, если рядом с ним отец, и лежит возле велосипеда, если предоставлен самому себе.
Так часто проявляется ММД. Появляется ощущение, что , если ребенка не тормошить, не стимулировать, то он будет пребывать в таком вялом состоянии постоянно. ММД, как правило, это результат родовых микротравм. Из-за повреждения подкорковых структур мозга активность этих структур ниже нормы. Скорость реакций, личный темп у такого ребенка – замедленны, ему постоянно требуется время, чтобы «собраться с мыслями» и «раскачаться».
У детей с минимальной мозговой дисфункцией часто отмечается дизартрия - грубые нарушения в произношении звуков ("каша во рту"). В школе обнаруживается дисграфия - плохой почерк, пропуск в письме гласных или согласных букв, замена одних букв другими, зеркальное их написание. Неудовлетворительные оценки по письму прямо-таки "симптом" минимальной мозговой дисфункции. В 4-5-м классах такие дети испытывают трудности с усвоением математики. Проблема заключается в том, что дети с минимальной мозговой дисфункцией страдают неравномерностью развития. Какие-то параметры интеллекта нормальны, какие-то - недостаточны. И одни предметы в школе усваиваются хорошо, другие плохо.
Главный принцип, которого следует придерживаться в работе с малоактивными детьми – это изменение позиции в отношении к окружающим, включение его в систему положительных отношений в группе.
Малоактивного ребенка важно приобщить к какому-либо из доброжелательных сверстников или взрослых. Таким образом, поручения дети выполняют вдвоем, но при этом ребенок непременно испытывает радость от выполнения поручения.
К более быстрой реакции его в игре побуждает личным примером находящийся рядом с ним взрослый или активный сверстник. Темп определяется характером самой игры (футбол, хоккей для мальчика; скакалочка, игра в пятнашки для девочки) или целью, когда родители, например, говорят: "Закончим дело, пойдем в зоопарк".
На него не кричат, его не тормошат без толку, а заинтересовывают чем-то. Интерес в данном случае - все. Если это делается по-доброму, ненавязчиво, с учетом состояния на данный момент, малоактивный постепенно оживает.
При организации деятельности с малоактивными детьми важно:
1. Набраться терпения!
Взрослым (педагогам, родителям) бывает трудно сдерживать раздражение, регулярно наблюдая, как долго ребенок возится, собираясь на прогулку или – не спеша, размазывает по тарелке кашу, вместо того, чтобы ее, наконец-таки, съесть. Увы, бесконечно повторяемые взрослыми фразы: «Сколько можно!», «Давай быстрей!», «Эх, ты, растяпа…» – не приносят результата. Наоборот, окрики и выговоры приводят лишь к тому, что маленький человек замыкается, теряет всякую уверенность в себе и становится еще более медлительным.
Необходимо выработать определённый стиль взаимоотношения с ребёнком: не говорить при ребёнке или самому ребёнку, о его недостатках ; постоянно подкреплять в ребёнке чувство уверенности в себе и своих силах; постепенно, осторожно привлекать ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением.
2. Поощрять контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторять: "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику.
3. С гипоактивным ребенком нужно как можно больше разговаривать, не отчаиваясь, если сам он в разговоре практически не участвует, ограничиваясь лишь короткими репликами. Как правило, он внимательно слушает, слышит и «мотает на ус».
4. Научить ребенка начинать и заканчивать разговор. Выучить с ребенком несколько фраз, которыми легко начинать разговор с разными людьми, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Меняясь ролями, репетировать беседу (разыгрывать диалог) до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.
5. Отрабатывать поведение в тех или иных ситуациях. Подготавливать ребенка к предстоящему событию - рассказывать о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику.
6. Создавать ситуации, в которых ребенок мог бы проявить свои сильные стороны, быть успешным. Делая то, что у него хорошо получается, он начинает оценивать себя, как способного и умелого, его самооценка растет. Как правило, такие дети с удовольствием возятся с малышами, ухаживают за животными и растениями. Поручая ему какое-то дело, не забудьте похвалить за успехи!
7. Универсальное средство обучения общению — это игра. Она способствует развитию инициативы, раскрытию творческих задатков ребят, задает определенный темп деятельности. Рекомендую подвижные игры (способствуют физическому, развитию, быстроте реакции), словесные игры (тренируют речевую активность, коммуникативные навыки, логическое мышление , словесную память, внимание, восприятие), дидактические игры (помогают усвоить программный материал в игровой форме). Разные виды применяю как во фронтальной работе, так и на индивидуально-подгрупповых занятиях.
В индивидуальной работе использую :
- д/игру "Волшебный цветок", в которой можно нормировать количество фишек для закрепления значительной части учебного материала.
- пальчиковые игры с речевым сопровождением, потешки-диалоги
- стихотворения с использованием мнемодорожек,
- рассказы с использованием мнемотаблиц, волшебных кругов, чтобы дать зрительную опору плана, схемы рассказа
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ отдавать ребенка с ММД в первый класс раньше времени. Желательно планировать поступление в школу после 7 лет.
Все это - долгая дорога. Обнаружили еще в колыбели, что пассивен, вял, малоподвижен, заторможен, и начали терпеливо побуждать к активности до тех пор, пока то, что требуется, не станет привычным и пока не включится самостимуляция, т. е. до 10-13 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация различных видов деятельности и общения детей (МДК.02.07. Теоретические и методические основы организации деятельности дошкольников с компьютером)
Рабочая программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 150144 Дошкол...
Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.
Основные виды деятельности на уроке, творческие задания и развитие творческих способностей....
Поддержка инициативы детей в различных видах двигательной деятельности
Поддержка инициативы детей в различных видах двигательной деятельности...
«Организация различных видов деятельности детей по духовно-нравственному воспитанию»
Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикас...
Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности
Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других...
"Развитие музыкальных способностей детей на уроке музыке через различные виды деятельности"
quot; Развитие музыкальных способностей детей на уроках музыки через различные виды деятельности: развитие чувства ритма, формирование музыкального слуха, развитие вокально-хоровых навыков.Разв...