Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методическое пособие
Предварительный просмотр:
КГБОУ „Алтайская общеобразовательная школа-интернат»
Методический материал
«Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья»
Тема работы: «Выполнение практических заданий»
Выполнил: Подвысоцкий Андрей Ярославович
Февраль 2022 год
Вариант № 3.
Текст задания:
1.Составьте конспект дидактической игры по формированию грамматического строя речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья, (отклонение в развитии ребенка – по выбору студента)
- Дайте обоснование выбора методов и приемов организации и проведения дидактической игры по формированию грамматического строя речи с детьми. Укажите, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного вида игр.
- Составьте краткую памятку для родителей по вопросам того, что может отрицательно сказаться на правильном речевом развитии ребенка.
Технологическая карта дидактической игры
«Цветик-семицветик»
Интеграция образовательных областей | Речевое развитие, формирование словаря |
Название игры | «Цветик Семицветик» |
Возрастная группа | подготовительная |
Цель игры | Формирование словаря с помощью прилагательных |
Образовательная задача | Научить подбирать существительные подходящие по смыслу к прилагательным. Стимулировать активность детей. |
Развивающая задача | Развивать речь, моторику, память и воображение |
Воспитательная задача | Воспитывать отзывчивость, сопереживание, доброжелательное отношение между детьми. |
Игровая задача | Помочь Дольке найти свои лепестки. |
Словарная работа | Совершенствовать умение использовать прилагательные и существительные в точном соответствии. |
Планируемый результат игры | Умение отвечать на поставленные вопросы героя, собрать лепестки цветка. |
Подготовительная работа | Знакомство с персонажами |
Материалы и оборудование | Коврограф «Мини-Ларчик» В.В. Воскобовича, картинки с изображением героев, цветные лепестки, цветные квадраты 3 шт., колокольчик. |
Структура занятия Методы и приемы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организационно – мотивационный этап Словесные, наглядные | Сюрпризный момент, знакомство с героями и их проблемой | Ответы детей, участие детей |
Этап постановки проблемы | Как помочь Дольке найти утерянные лепестки? | |
Игровые правила Словесные, наглядные | Задает наводящие вопросы, формулирует проблемные вопросы | Делают шаг в игре только после правильного ответа на вопрос |
Игровые действия Словесные, наглядные | Объясняет действия (игровые) | Отвечают по очереди, не перебивают друг друга, прокладывают дорожку |
Этап практического решения проблемы (проведение игры) Словесные, наглядные | Наблюдает и направляет в случае необходимости | Дети стараются помочь героям выполняя заданные задания, собирают цветок. |
Подведение итогов игры (анализ) Словесные | Благодарит детей за помощь, дарит детям раскраски | Ответы детей |
Дидактическая игра «Цветик-семицветик» является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. Благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, игра дает возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. В игре используются конкретные предметы. При рассматривании обращаю внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память. В результате у детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они стараются использовать в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употреблять разные части речи точно по смыслу.
Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. В подготовку к дидактической игре входит:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие речи, сенсорных способностей, активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы, их диагноза;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Литература
Основные источники:
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]:учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 208 с.
- Специальная дошкольная педагогика [Текст]://под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2009. – 312 с.
- Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]:/ Е.В. Соколова. – М.: Сфера, 2009. – 320 с.
- Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст]: / Е.А. Стребелева. – М.: Парадигма, 2012. – 256 с.
- Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст]:(5-е изд., стер.) учеб. пособие / У.В. Ульенкова. – М.: Академия, 2011. – 176 с.
Дополнительные источники:
- Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Сборник материалов [Текст]: /Сост.: С.М. Босова, Л.Н. Коротовских. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011. – 128 с.
- Основы специальной психологии [Текст]: // под. ред. Кузнецовой Л.В. – М.: Академия, 2009. - 480 с.
- Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задежкой психофизического и речевого развития [Текст]: – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 144 с.
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]:/ под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ[ Текст]: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 167 с.
- Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Текст]:// Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО. 2008. – 112 с.
- Королева И.В. Дети с нарушениями слуха. [Текст]:Книга для родителей и педагогов / И.В. Королева, П.А. Янн. – М.: Каро, 2011. – 240 с.
- Микляева Н.В. Ребенок в интегрированной группе. [Текст]:Методические рекомендации / Н.В. Микляева. – М.: Сфера, 2012. – 128 с.
- Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. [Текст]: – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
- Марковская Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития [Текст]:– М.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст]: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. -120 с.
- Постоева Л.Д. Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет [Текст]:/ Л.Д. Постоева, Л.А. Мартыненко. – М.: Речь, 2010. – 174 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: / Под ред. Левченко И.Ю. (7-е изд., стер.) учебник. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
- Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст]:/ Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова. – М.: Просвещение, 2011. – 270 с.
- Стребелева Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. [Текст]: – М.: Парадигма, 2010. – 72 с.
- Староверова М.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы [Текст]:/ М.С. Староверова, О.И. Кузнецова. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 143с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Регламент деятельности учителей, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья индивидуально на дому в ОКУ «Центр «Ступени»
Локальный акт учреждения,разработанный с целью упорядочения процесса индивидуального обучения на дому и приведения его к единым нормативам. Регламент разработан в соответствии с нормативны...
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация различных видов деятельности и общения детей (МДК.02.07. Теоретические и методические основы организации деятельности дошкольников с компьютером)
Рабочая программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 150144 Дошкол...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В коррекционных образовательных учреждениях особое значение придается организации взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Развивающее, личностно-ориентиров...
Нормативно-правовое обеспечение деятельности системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.получение детьми с ОВЗ каче...
«Плавание как один из видов корригирующих упражнений для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре, воспитателям дошкольных образовательных учреждений....