Работа с родителями по формированию у детей патриотизма и гражданственности.
статья (7 класс)
В сообщении говорится о важности формирования патриотизма у школьников, раскрываются формы и методы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с родителями по формированию у детей патриотизма и гражданственности. | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями по формированию у подростков патриотизма и гражданственности.
Взаимодействие семьи и образовательной организации в патриотическом воспитании обучающихся Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга – это систематическая, целенаправленная, комплексная деятельность, которая должна проводиться с учетом возрастных особенностей. А самое главное, патриотическое воспитание должно поводиться совместно с семьей и через семью.
Наша школа – это большая семья, объединяющая родителей, учеников, учителей. Так уж повелось, что всегда все школьные вопросы решались и решаются с родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся помощниками и партнерами в воспитании детей. Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Она может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Наиболее благоприятным периодом для гражданско-патриотического воспитания можно считать школьный возраст. В это время у ребёнка формируется основа произвольного поведения, а ведущей и новой формой его деятельности, сменяющей игровую, становится учебная. Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: гражданского, нравственного, эстетического и др. Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу. Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь следует использовать семейную историю и впечатления ребёнка от непосредственного его окружающего: прогулки в город и за городом (наша природа, рассветы и закаты, ландшафт местности и т.п.); рассказы об истории мета, где живёт семья (улица, отдельные здания, район, город и т.п.), рассказы о предках, участвовавших, например, в трудовых и ратных событиях народа в разные периоды истории; о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семьи. Эффектными формами воспитания младшего школьника могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей. Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народах и героях, разучивать патриотические песни. Детей следует знакомить с военной символикой: знамёнами, орденами и медалями, оружием, элементами военной формы – сравнивая и комментируя предметы разного времени. Особого эффекта можно достичь, если в доме есть ордена и медали, элементы военной формы, принадлежавшие кому-либо из членов семьи. В гражданско-патриотическое воспитание включается активная подготовка детей и проведение праздников, памятных дат в семье, школе и по месту проживания. Воспитание нравственно-волевых качеств младших школьников как составной части гражданскопатриотического воспитания заключается в формировании умений и навыков поступать целеустремлённо, самостоятельно, проявляя выдержку и дисциплинированность, инициативу и смелость, преодолевая свою нерешительность и лень. Этой задачи можно достичь, приучая детей к обязательному выполнению домашних заданий, общественных поручений, которые даются учителем, поощряя их активное участие в общешкольных и классных мероприятиях, экскурсиях и спортивных соревнованиях. Родители должны создавать ситуации, требующие от ребёнка напряжения воли и сознания, активной работы чувств, воображения, памяти и внимания. Например, через постоянное выполнение определённых обязанностей в быту по дому, по самообслуживанию, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, навыки не только вырабатываются, но и закрепляются, становятся потребностью. Физическая культура — один из компонентов гражданско-патриотического воспитания младших школьников — состоит, прежде всего, в выработке навыков здорового образа жизни, в развитии у детей чувства обязательности занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья и хорошей учёбы. Важно сформировать у ребёнка представление об общественной полезности занятий физкультурой и спортом, выработать умение выполнять простейшие физические упражнения и пробудить интерес к этой деятельности, развивающей силу, ловкость, быстроту, выносливость и другие качества, важные для последующей подготовки к труду и защите Родины. Следует добиваться у детей твёрдой привычки выполнения правил личной гигиены. В этом возрасте авторитетные для ребёнка взрослые воспринимаются как эталон поведения. Поэтому родители должны быть примером для своих детей. Необходимо следить за соблюдением режима труда и отдыха, учитывать физиолого-гигиенические требования к использованию теле - и видеоаппаратуры, компьютера детьми младшего школьного возраста. Если позволяет площадь квартиры и финансовые возможности семьи, полезно иметь в доме спортивный детский уголок, где дети могли бы развиваться физически в свободное время. Кроме того, родители должны поддерживать и стимулировать стремление ребёнка к участию в мероприятиях школы по физкультуре и спорту. Беседы и рассказы о героях, конструкторах оружия воспитывают у мальчиков гордость за отечественное оружие. Совместные просмотры детьми и их родителями художественных кино- и видеофильмов, картин и открыток, экскурсии в музеи дополняют и закрепляют первое впечатление. Хорошо, если у ребенка есть возможность посещать кружок технического творчества, участвовать в выставках и конкурсах детских работ.
Подростковый возраст — 10-14 лет — характеризуется интенсивным развитием физиолого-психологических, физических и духовных сил, заметным изменением интересов и поведения, активными процессами социализации, становлением гражданского самоопределения и мировоззрения. Подросткам свойственно ощущать себя неповторимыми. Они накопили уже значительные знания, социальный опыт в различных жизненных ситуациях и в процессе учебной деятельности. В семье они уже могут пользоваться определёнными правами, характерными для взрослых. Познавательные интересы старших подростков значительно расширяются: интерес к выбору профессии, стремление к самовоспитанию, нравственному, физическому совершенству, к общению с разными людьми, интерес к науке, технике, искусству и так далее. Всё это требует значительных волевых усилий, внутренней собранности и целеустремлённости, самоутверждения как личности через социально значимую деятельность. Нравственное и гражданское воспитание подростков заключается в формировании у них мироощущения и мировоззрения, развития сознательной общественной активности, дисциплины, побуждения руководствоваться ими в повседневной жизни. В основном у подростков развиваются те качества, которые были заложены в младшем школьном возрасте. От общих понятий «Гражданин», «Родина», «Отечество», «Воин-защитник» подросток старшего возраста вырастает до собственных нравственно-этических ценностей. Формы гражданско-патриотического воспитания в основном остаются прежними, но они совершенствуются и усложняются. По мере взросления детей родителям полезно усиливать внимание к их запросам и потребностям, совершенствуя свои педагогические знания и методы воспитательного взаимодействия. Необходимо постоянно интересоваться не только учёбой, но интересами, и участием детей в общественной жизни. По-прежнему эффективна такая форма гражданскопатриотического воспитания, как знакомство детей с трудовой и боевой биографией отцов и дедов, членов семьи и родственников, земляков и их товарищей по работе. Это способствует формированию гордости за семейные традиции и стремление продолжать и развивать их, чувства гражданина своей страны, будущего защитника своей Родины. В этом возрасте ведется активная работа по ориентации ребят на выбор профессии, в том числе военной. В семье целесообразно продолжать беседы с подростками на военно—патриотическую тематику. Подростки читают художественную, биографическую и военно-мемуарную литературу, просматривают теле- и кинофильмы. При этом надо быть готовым к ответу на любой интересующий ребёнка вопрос. Первые консультанты родителей в выборе книг и фильмов, профессионально правильной трактовке их содержания — учитель, классный руководитель, социальный педагог, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности, библиотекарь, администрация школы, так как подростковый возраст сложен и для самих подростков, и для родителей, а родители часто не обладают достаточными психолого - педагогическими знаниями. Образовательное учреждение может оказать им значительную помощь в воспитании детей. Продолжают совершенствоваться нравственно-волевые качества подростков. Особое внимание теперь следует обращать на выработку чёткого понимания сущности и характера волевого усилия, настойчивости в достижении цели, формирование способности владеть своими чувствами, умение всегда соблюдать «единство слова и дела», самокритичность в поступках. При воспитании этих качеств в семье важно вызвать у детей убеждённость в справедливости совместных с родителями решений и стремление честно признавать свои ошибки. В этом случае могут быть рекомендованы доверительные беседы, «семейные советы» с обсуждением нравственных и этических последствий поступков и необходимых практических действий со стороны подростка. Рекомендуется морально поощрять детей, добивающихся поставленных целей, преодолевающих возникающие при этом трудности.
При правильном воспитании в семье у подростков всех возрастов формируется осознанное стремление ответственно выполнять свою часть коллективной работы. При этом подросткам прививаются навыки правильного выполнения трудовых приёмов, соблюдения аккуратности, точности и чистоты, оказание взаимной помощи. Одновременно формируется понимание важности массовых профессий, деловых, физических, морально-нравственных качеств личности. Формы воспитательной работы в семье с этой возрастной категорией остаются прежними, но с более глубоким содержанием и с участием самих подростков. С другой стороны, закладывается и развивается интерес к выбору профессии. В настоящее время выбор профессии — одно из наиболее сложных и важных направлений в воспитательной работе. Для подростка очень важно своевременно определить свои возможности и направление будущей деятельности. В этом значительную помощь могут оказать, прежде всего, родители, а также учителя, педагоги дополнительного образования и другие педагогические работники. Родители могут содействовать беседой, поощряя участие подростков в группах, интересующихся определёнными профессиями, в кружках. Эффективность гражданско-патриотического воспитания в семье прямо зависит от социально активной позиции ребёнка и от психолого-педагогической подготовленности родителей. Воспитание подростка в семье продолжается в образовательных учреждениях. Родители должны иметь представление о целях, задачах и конечном результате воспитательного процесса, осуществляемого школой. Это поможет им в воспитании собственного ребёнка.
Формы работы с родителями
1. Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляем через различные формы сотрудничества.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями школьников.
Традиционные формы подразделяются :
Коллективные - родительские собрания (проводятся как групповые 3-4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции;
Индивидуальные - индивидуальные консультации, беседы;
Наглядно-информационные - папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
Нетрадиционные формы.
информационно-аналитические
наглядно-информационные
досуговые
познавательные
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности школьников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. (Опросы, тесты, анкетирования, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы).
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
- информационно-ознакомительная - ознакомление родителей со школьным учреждением, особенностями его работы, педагогами
- информационно-просветительская, направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей школьного возраста. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.
Познавательные формы – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка, также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии. («КВН», «Что, где, когда?», «Круглый стол», различные викторины).
Методы взаимодействия с родителями :
Метод проектов
Метод активизации
Метод рефлексии
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению школьников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, делают фотографии и др. Затем представляют работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Методы активизации предполагают возникновение интереса к материалу, ассоциаций с собственным опытом, желание родителей активно участвовать в обсуждении (вопросы к родителям, предложения для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров, использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний).
Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.
К методам формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию относятся : анализ педагогических ситуаций; анализ собственной деятельности, метод домашних заданий.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию нравственной личности ребенка. Использование разнообразных форм и методов сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.
Большое значение в патриотическом воспитании школьников имеет создание развивающей среды. В создании её большая роль принадлежит родителям . Предметная среда класса насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного поселка и страны.
В своей работе я предлагаю родителям следующие рекомендации:
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка.
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице.
• Дайте представление о работе общественных учреждений.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
• Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по развитию и формированию одаренности детей по математике
Планирование работыпо развитию и формированиюодаренности детейпо математике...
Презентация опыта работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.
Материал выступления на КМО для воспитателей групп раннего возраста+презентация...
Работа с родителями по формированию экологического сознания у дошкольников.
Анкета для родителей "эколгическое воспитание детей"Круглый стол для родителей: «Сбережем родную природу».Конспект родительского собрания в форме КВН.Тема: «Природа и нравственное воспитание дет...
Работа с родителями по формированию экологического сознания у дошкольников.
Анкета для родителей "эколгическое воспитание детей"Круглый стол для родителей: «Сбережем родную природу».Конспект родительского собрания в форме КВН.Тема: «Природа и нравственное воспитание дет...
Работа с родителями для успешного обучения детей в школе искусств.
В статье делюсь опытом : с чего начинать родительские собрания, какие формы работы выбрать. Предлагаю некоторые эффективные техники общения с родителями. Памятку для выполнения домашнего з...
Роль родителей в формировании УУД детей младшего школьного возраста
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого из видов универсального учебного действия определяется его отношением с другими видами у...
Работа с родителями по формированию профессионального самоопределения учащихся в дополнительном образовании
В рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в ЦТиО проводится работа с родителями обучающихся. Важнейшей задачей становится формирование конструктивных родительс...