Работа с родителями для успешного обучения детей в школе искусств.
статья по теме

Минина Елена Васильевна

В статье делюсь опытом : с чего начинать родительские собрания, какие  формы работы выбрать.  Предлагаю некоторые эффективные техники общения с родителями. Памятку для выполнения домашнего задания по хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minina_e.v._rabota_s_roditelyami.rar915.31 КБ

Предварительный просмотр:

Минина Е.В.
МОУДОД  ДШИ №5 г.Вольск

Минина Елена Васильевна
МОУДОД "Детская школа искусств №5" г. Вольск

Работа с родителями

для успешного обучения детей в школе искусств.

Работа с родителями занимает немаловажное место воспитании и успешном обучении детей в ДШИ. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», — писал В.А. Сухомлинский. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. 
Работая    преподавателем в школе искусств более 20 лет, могу с уверенностью сказать, что в тех классах, где родители  поддерживают преподавателя, доверяют ему в вопросах обучения, если по мере возможности включаются и помогают  в различных мероприятиях, результат работы с детьми в этом классе намного выше, чем в том, где родители ограждают себя от общения с преподавателем, не знают специфику обучения ребенка.

Наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи и школы на сегодня, на мой взгляд, являются:

- чрезмерная занятость родителей добыванием средств существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;

- недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в школьных делах;

- невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у их детей.

 Поэтому, главной целью работы  с родителями в первый год обучения детей  - это организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.
В работе с родителями используются коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия. 
В первый год обучения , я работаю  с родителями так же как с детьми:  
информирую, обучаю, заинтересовываю, организовываю.  Родительские собрания -это маленькие уроки для родителей. Через беседу, презентации, наглядным показом- вводим родителей в наш школьный мир, в мир искусства. Учим правильно оценивать успехи ребенка.

О чем обязательно говорим на родительских собраниях:

  • Ознакомление с нормативными актами и документами в области образования (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании»» Декларация прав человека и ребенка, Устав школы, Правила внутреннего распорядка, Правила для учащихся и родителей и др. локальные акты школы). Когда родители знают устав, правила они понимают серьезность обучения, осознают  свои права и обязанности.
  • Ознакомление с  программой обучения, с этапами физиологического и психического развития детей. Зачастую родители и понятия не имеют как строится обучения в школе искусств, какие предметы изучаются, какие трудности приходится преодолевать детям и почему у одних получается, у других нет.
  • Показ открытых уроков в начале года, в середине и в конце учебного года.
    Цель - проследить вместе с родителями успехи ребенка, уровень  успеваемости. Такие уроки стимулируют не только детей " показать маме как я научился", но и родителей. Они внимательней отнесутся к упражнениям, которые ребенок повторяет, выполняя домашнее задание, и помогут проконтролировать правильность выполнения. Для удобства родителей, я обязательно раздаю памятку с упражнениями. (Приложение) Фотографии помогают родителям сравнить выполнение упражнения ребенком. (Для каждого класса я делаю свои памятки с наиболее трудными упражнениями)
  • Совместные мероприятия (концерты, экскурсии, просмотр фильмов). Подготовка и участие очень сплачивает родителей и детей, делает коллектив дружным.

В качестве индивидуальных форм работы выступают беседа, задушевный разговор, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка и пр.
Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений.  Предлагаю некоторые эффективные техники общения с родителями.

Упражнение «Нейтрализация».

В первой фазе беседы с родителем - приобретите нейтральное состояние, не угрожайте, не оправдывайтесь. Не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора. Жалобы (претензии к школе, к Вам лично) выслушивайте молча, оставаясь спокойными, не теряя при этом вежливой доброжелательности: Жалобы на беспомощность родителей в воспитании выслушивайте, кивая головой. Используйте при этом нейтральные фразы (успокойтесь, я Вас слушаю, я Вас понимаю).
Родитель, почувствовав нейтральность, успокоится и будет готов к конструктивному разговору.

Упражнение «Равенства».

Во второй фазе беседы задача - организовать равноправное взаимодействие с родителем. Необходимо проявлять доброжелательность, открытость, принимать чувства родителей. Показывать любовь к ребенку (это снимает психологическую защиту). Подчеркивать значимость родителей в воспитательном процессе. Искать совместно новые формы сотрудничества.

Упражнение «Взаимодействие».

Правила и советы американских специалистов:

  1. Не стремитесь во что бы тони стало отстоять собственную позицию
    (основная задача - совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
  2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика (сформулируйте психолого-педагогический «диагноз» учебной деятельности и поведений, и что делать, чтобы улучшить положение. Выразите уверенность; что совместные усилия, решат проблему).

3.Учитывайте личные интересы родителей. (Например, не стоит резко требовать от матери бросить работу, от отца - его увлечения. Это может быть обосновано, но более эффективно признавать право родителей на интересную и содержательную жизнь. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребенка).
4.        Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Беседа успешна, если:
                -  удалось избежать противостояния и конфронтации;
                -  удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и
                 обвинений;        
                - удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и
                  приняли  вашу формулировку;
               -  обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся
воспитательной проблемы.  

5. Полный успех, если Вы сумели объединиться с родителями против вашего общего «врага» воспитательной проблемы и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.

К, сожалению, некоторые родители считают свое чадо верхом совершенства, и очень трудной задачей, становится объяснить что, такая любовь, только вредит ребенку. Любовь должна быть зоркой, уметь реально оценивать способности своего ребенка, помогать в преодолении трудностей, первым распознать в ребенке дурное и бороться с ним. Вежливость, сдержанность в семье, хорошие манеры ребенка, его телесная и моральная чистоплотность -вот те основы, которые мы должны заложить с вами. Из мелочей складывается характер человека, проявляющийся в повседневном поведении.

Статья  может быть полезна педагогам при организации родительских собраний, консультаций и других форм работы с  родителями, в системе дополнительного образования детей.

Приложение
В помощь родителям.

Перед началом занятий хорошо разогрейте мышцы ребёнка, пока в мышцах не появится ощущение тепла.

  • Потянуться вверх на носочках, постоять.
  • Наклоны корпуса.
  • Приседания по VI, I, II позициям.
  • Прыжки.

Упражнения выполняйте плавно, без рывков, в медленном темпе.

Каждое упражнение выполняйте до появления ощущения лёгкой болезненности, с задержкой в точке максимального растяжения на 12-20 секунд. Дыхание равномерное.  Делать 8-10 таких повторений.

Наиболее трудные упражнения для первого класса отделения хореографическое искусство.

«Стрелочки». Лёжа на локтях раскрывать сильно вытянутые ноги в сторону и медленно собирать.

Прогиб. Плечи тянутся назад, бёдра лежат на полу.

«Коробочка». Бёдра лежат на полу, корпус поднимается вверх, прогиб в пояснице.

Выпад вперёд. Плечи и бёдра повернуты вперёд. Спина прямая.

Выпад в сторону.

«Самолётик» Наклон в сторону через бедро.

        

Наклон вперед, ладони прижимаются
к полу
, колени сильно вытянуты.

Приседания по VI позиции с прямой спиной.
Упражнение " мячик" (прыжки)

Глубокое приседание по I позиции. Колени как можно шире в стороны, при подъёме следить за выворотностью

"уголок" стараться держать позу 10-20 секунд



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимообучение в парах сменного состава как основа для успешного обучения в массовых школах

Выступление на Фестивале деятелей образования 21 августа 2012 года.Система работы учителя  математики в интеллектуально слабом классе.Рассказ об этапах вхождения в технологию и первых  резул...

Развитие регулятивных универсальных учебных действий - важное условие успешного обучения ребенка в школе.

В разработке представлены рекомендации для родителей по развитию у младших школьников регулятивных навыков....

Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе

В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы. Не надо говорить о том, что у вас всегда б...

Сообщение "Работа с родителями для успешного обучения детей в школе искусств"

Сообщение "Работа с родителями для успешного обучения детей в школе искусств"...

«Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках истории»

История в школе-интернат является предметом, в процессе изучения которого учащиеся овладевают историческим материалом, приобретают необходимые знания и умения. Кроме того, важнейшей задачей предмета я...

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИХ В ШКОЛЕ

Обучение грамоте является основной составляющей читательской грамотности и предпосылками успешного обучения детей в школе....