Презентация опыта работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.
методическая разработка по теме
Материал выступления на КМО для воспитателей групп раннего возраста+презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_opyta_raboty_s_roditelyami.doc | 67.5 КБ |
prezentaciya_opyta_raboty_s_roditelyami.pptx | 372.57 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд Презентация опыта работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.
Батурина И.М., учитель-логопед МБДОУ д/с №110
Многие родители считают, что задержку речевого развития «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи.
2 слайд При проведении обследования ребенка сначала родителям потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.
- Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога)
- Из беседы с родителями и наблюдений выясняем, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.
- 3 слайд Сравнивают понимание и воспроизведение речи.
- Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.
4 слайд Основными задачами коррекционной работы с ребенком, имеющим зачатки лепетной речи, являются:
Развитие мотивации к речевой деятельности;
Формирование имитативных (подражательных) способностей.
В норме речь ребенка формируется в процессе общения с носителями языка через имитацию. Постепенно идет «подгонка» детского языка к речи взрослых на основе неосознанного, интуитивного языкового анализа, синтеза и обобщения.
5 слайд Таким образом, первое, чего нужно добиться в ходе коррекционной работы – появления у ребенка потребности в общении.
Попробуйте, например, сделать следующее:
6 слайд Взрослый располагается с ребенком где-нибудь в уютном уголке, создает спокойную, доверительную обстановку. Говорит негромко, ласково, не отдает приказаний, не отвлекается на домашние заботы, необходимо посвятить это время полностью своему ребенку.
Берут любимую игрушку ребенка. Организуется с ней простейшая игра, понятная и интересная ребенку. Манипуляции с игрушками сопровождаются звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы участие взрослого в игре не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, нужно сделать так, чтобы эта игра стала совместной.
Например, вы играете с ребенком в машинки, или в паровозик. Катаете игрушку, изображая ее звуками: «Би-би», или «Ту-ту».
Найдите игру, которая будет интересна ребенку. Иногда детям, например, нравится наблюдать, как падают кубики. Тогда можно заняться совместным собиранием пирамидки или другого сооружения с периодическим его разрушением, сопровождаемым проговариванием слова «Бах».
Пытаться установить словесный контакт с ребенком. В ходе игры задайте вопрос, например «Как гудит машина?» и сами ответьте на этот вопрос, четко проговаривая слово, растягивая гласные. И если после двадцатого – тридцатого раза, когда ваш язык уже устанет от повторений, ваш ребенок робко произнесет «Би» - это будет первая маленькая победа. Похвалите ребенка. Порадуйтесь вместе с ним. Вопрос в ходе игры можно немного изменять. Например, спросите «Как гудит эта машина?», «А сейчас поедет синяя машинка, как она гудит?» и т.д.
7 слайд После успешного налаживания контакта с ребенком, когда у него появилась потребность в общении, можно переходить к следующему этапу – формирование навыков эхолалии - отраженной речи. Для этого взрослый должен организовать общение с ребенком в ходе совместной предметной деятельности, или игры.
Не забывайте, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори», чтобы не вызвать протест у ребенка.
8 слайд Рассмотрим подробнее приемы формирования отраженной речи – имитации речи взрослого ребенком.
Взрослый отбирает для занятия простые по своему звуко-слоговому составу названия окружающих предметов (5 – 10 слов). При этом взрослый частично использует так называемый «нянькин» язык, состоящий из одинаковых повторяющихся слогов, например, машина = би-би, кошка – мяу, мышка пи-пи-пи и т.п. Выбор предметов для занятия зависит от интересов ребенка (нужно учитывать, что он любит в жизни).
Например, ребенок любит гулять и кушать. Поэтому для игры отобраны следующие слова: шуба, шапка, сапоги; ложка, чашка, вилка.
Взрослый во время режимных моментов неоднократно повторяет эти слова, разворачивая перед ребенком диалог – образец, когда взрослый сам спрашивает, и сам отвечает. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко. Несколько утрированно. Названия предметов повторяются многократно.
Например:
- Что мы достали? – Шубу.
- Что это такое? – Шуба.
- Что мы сейчас надели? – Шубу.
Подобные вопросы и ответы произносятся про шапку.
9 слайд И так каждое слово проговаривается по 10 – 15 – 20 раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действия с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Необходимо наберится терпения, так может продолжаться много дней.
Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог: после вопросов взрослый делает паузы на несколько секунд, и когда-нибудь ребенок начнет пытаться вступать в диалог, давать ответы на ваши вопросы.
10 слайд Однако, простого проговаривания может быть недостаточно, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на артикуляции. Т.е. нужно, чтобы ребенок одновременно и слушал слово, и всматривался в артикуляцию. Например:
- Где у меня рот? Где губы? Слушай меня и смотри на губы: та-рел-ка.
Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!
Хвалите ребенка, даже если он не повторял, а даже просто внимательно слушал вас, следил за вашими губами.
- Еще раз вместе. Та-рел-ка. Хорошо!
Такое проговаривание должно производиться ежедневно и многократно.
11 слайд Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. И вы педагоги и родители не должны забывать, что вся работа должна производиться во время реальных бытовых или игровых действий с предметами. И второе условие – все должно происходить естественно, ненавязчиво; ребенок не должен даже догадываться, что вы специально занимаетесь с ним развитием речи.
12слайд Через какое-то время, если взрослые все сделали правильно, ребенок начинает повторять за вами отдельные слоги. Это может произойти к концу первого, или второго дня таких занятий, но некоторым детям может потребоваться больше времени. Это не значит, что ребенок «тупой», или «ненормальный», просто он такой. Надо принимать ребенка таким, какой он есть. Хвалите его за любую попытку повторить вашу речь и приучайте постепенно вслушиваться в образец и повторять его, хотя на первых порах ребенок не сможет улучшить качество своей речи самостоятельно.
- Вот вилка, это вилка…
- «Ика»
- Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. Вил-ка… Хорошо.
13 слайд Взрослым не нужно заставлять, не принуждать повторять слово точно, поскольку ребенок пока не сможет этого сделать. Необходимо всемерно поощрять любую речевую реакцию ребенка.
Требования должны повышаться постепенно, незаметно для ребенка. 13 14 слайд Одновременно в ходе повседневной жизни или режимных моментов, ребенку даются артикуляционные упражнения. Например, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через сомкнутые губы, проверять язычком, чисто ли вычищены зубы и т.д. 15 слайд Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, облизать блюдце, показать, как кошка лакает молоко язычком и т.д. 16 слайд оказался ребенок перед зеркалом – хороший повод поиграть в клоунов, или в обезьянок – покорчить рожицы. Поиграть в лошадок – поцокать язычками; показать губами, вытянув их, длинный хобот слона; показать, как скалит зубы тигр и т.д.
17 слайд Если будет видно, что ребенок стал успешно повторять предлагаемые ему слова, приготавливается для работы серия из 5 – 10 новых слов. Работа ведется аналогично.
Таким образом, у ребенка постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако, появившиеся слова необходимо закреплять в самостоятельной речи ребенка, создавая ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми.
18 слайд Какие это ситуации?
Во-первых, альтернативные вопросы, типа «Что тебе дать, чашку, или ложку?» При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и найти нужное ему слово.
Необходимым условием успешной работы здесь является использование только тех слов, которые уже изучены ребенком.
19 слайд Во-вторых, речевое общение взрослого с ребенком должно быть оправданным на бытовом уровне. Поэтому следующий вид коммуникативной ситуации – общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет, предварительно переставив его с привычного места на недоступное для ребенка, например, на верхнюю полку в шкафу. Взрослый стимулирует обращение ребенка за помощью: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? – Дай машину». В качестве поощрения ребенок получает то, что просил.
20 слайд Третий вид коммуникации – опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры или общения с домашними животными, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Спой ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай»; «Поговорим с попугайчиком. Хорошая птичка, хорошая». Дети при этом произносят не только отдельные слова, но уже пытаются произносить фразы, подражая взрослому интонационно.
21 слайд По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка появляется потребность в общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушивать, хвалить, не стремиться сразу исправить все ошибки.
Похвала как положительное подкрепление достижений ребенка – одна из форм стимуляции потребности в речевом общении. Поэтому не скупитесь на добрые слова и радостные эмоции.
22 слайд Полезно в присутствии ребенка рассказывать о его достижениях другим членам семьи. Например, мама говорит: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки; баю-бай, мишка, баю-бай. Как Дима пел песенку…» При этом слова «скажи» и «повтори» нужно по-прежнему стараться избегать. Если ребенок очень стеснительный, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда ребенок станет более уверенным и начнем проявлять уверенность в общении.
23 слайд Одновременно с работой по вызову эхолалии (повторения за образцом) у ребенка формируется целенаправленное слуховое восприятие и совершенствуется навык понимания речи. Работа ведется в двух направлениях:
1) расширение объема пассивного словарного запаса;
2) формирование регулирующей функции речи.
Оба направления тесно связаны между собой.
24 слайд В ходе упражнений по формированию эхолалии детей знакомят с названиями предметов, основными действиями, которые с ними выполняются, а также качествами предметов. Пассивный и активный словарь обогащаются за счет прилагательных, обозначающих размер, цвет, форму предметов.
25 слайд Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов полностью исключается.
26 слайд На первых порах для облегчения ребенку выполнения задания, взрослый может помогать ему с помощью интонации, например, слово «маленький» произносится высоким голосом, а «большой» - низким. Постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задание правильно. Правильное выполнение инструкции, конечно же, поощряется. А если действие выполнено неверно, взрослый должен показать образец и не переходить к более сложным заданиям, пока не будут отработаны простые формулировки.
27 слайд Инструкция может быть повторена не более двух – трех раз перед ее выполнением. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо предварительно дать установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу и сделай так, как я скажу». Использование такой настраивающей установки более эффективно, чем многократное повторение на фоне рассеянного внимания, когда родители много раз повторяют одно и то же, а ребенок игнорирует просьбу не из-за вредности, а из-за того, что занят чем-то более интересным.
Перечисленные формы работы могут предшествовать или проходить одновременно с упражнениями по имитации речи.
28 слайд В этот период полезно также начать формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под».
Занятия проводятся в виде игры, после того, как у ребенка сформирован достаточный словарный запас и он активно общается со взрослыми.
Следите, чтобы игра и общение с вами
доставляли ребенку удовольствие!
Ребенку даются задания: «Положи пирамидку в стол», «Положи пирамидку на стол», «Положи мячик в ящик», «Положи мячик на ящик», «Поставь машинку на стул», «Поставь машинку под стул».29 слайд Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый просит еще раз выполнить ту же инструкцию.
30 слайд Чтобы ребенку была интересна эта игра, к работе привлекаются различные игрушки и сказочные персонажи. Даются поручения игрушке, любимому мишке, кукле («Мишка, спрячь пирамидку в коробку»). Ребенок «помогает» мишке выполнить задание.
31 слайд Другой прием предполагает более активное участие ребенка. Это игра в прятки. В игре участвует та же любимая игрушка, но меняется роль взрослого – она «не руководящая». 32 слайдРебенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки мишку. Взрослый с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: «Мишка, посмотри под столом. – Нет под столом. Мишка, посмотри на полке. – Нет на полке» и т.д. При этом действия выполняет ребенок.
Третий вариант игры предполагает предварительное знакомство ребенка с героями сказок; например, колобок, волшебный клубочек, Иван – царевич. Выбор персонажа зависит от осведомленности ребенка. В процессе игры моделируется передвижение сказочного героя, например: «Катился колобок, катился и закатился…»
33 слайд Для контроля за пониманием предлогов, взрослый может использовать инструкции, противоречащие повседневному опыту ребенка: «Поставь чашку под стул», «Спрячь тарелку в тумбочку» и т.д.
Постепенно инструкции усложняются: наращивается количество действий, производимых в соответствии с инструкцией. Используются двух-, а затем и трехступенчатые инструкции, например: «Возьми куклу и посади ее на стул», «Дай мне большой красный кубик, а себе возьми маленький красный кубик», «Возьми у меня машинку, поставь на место, а мне принеси зайку и т.д.»
По мере появления речи взрослый задает ребенку вопросы во время выполнения действия, или после его окончания: «Что ты принес?», «Что у тебя?», «Что ты сейчас сделал?», «Какую игрушку ты принес?» и т.д.
34 слайд На этом этапе формирования речи пока не ведется целенаправленная работа по коррекции недостатков звукопроизношения и слоговой структуры слова. Основная задача родителей и педагога – научить ребенка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом. Поэтому в ходе общения допускаются и поощряются любые речевые реакции ребенка. Взрослый должен категорически избегать оценок типа «Неправильно», «Скажи еще раз», «Повтори», «Следи за собой» и т.д. Текущая коррекция должна проводиться мягко, неавторитарно, с опорой на положительную реакцию ребенка.
Примерный сценарий ситуации и правильного поведения взрослого.
Ребенок подходит к шкафу или полкам с игрушками и жестами или голосом просит дать ему машинку.
- Что тебе дать? Машину?
- Т-р-р-р-р-р
- Послушай и посмотри, как я скажу. Ма-ши-на. Ма-ши-на.
- А-тина.
- Послушай еще раз, как я скажу. Ма-ши-на.
- Матиа.
- Очень хорошо, умница. Вот тебе машина. Это ма-ши-на.
В данном случае взрослый создает ситуацию, в которой желание ребенка получить игрушку осуществляется в ходе общения. Взрослый целенаправленно фиксирует внимание ребенка на звуковой форме слова (послушай, посмотри), т.е. использует сохранные у ребенка анализаторы, включается компенсаторный механизм за счет работы зрительного и слухового анализатора в их единстве. Приблизительный контур слова, который повторяет ребенок, с каждым повторением становится точнее.
35 слайд Очень полезными на этом этапе являются чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Независимо от возраста, для детей с недоразвитием речи используются сначала простейшие сказки с циклическим сюжетом и традиционным набором действующих героев: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и т.д. каждая из этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассматриванием картинок. Если ребенок вдруг «застрянет» на какой-нибудь картинке, то не торопите его, рассмотрите ее подробно вместе, прокомментируйте рисунок.
Приведем пример беседы при чтении сказки «Репка».
Прежде всего, нужно уютно устроиться с ребенком в уютном месте, чтобы ничего не отвлекало.
- Посадил дед репку. Кто это? Это дед. Дед. Кто это?
Варианты ответов ребенка могут быть: - Де, дет, дядя.
В любом случае нужно похвалить ребенка.
- Правильно, это дед. Где у деда глазки?
- Что это?
- Азя.
- Хорошо, послушай и посмотри, как я скажу. Гла-за.
- Га-зя.
- Какой ты молодец! А где у дедушки нос? И т.д.
Подобные занятия не должны продолжаться дольше 7 – 10 минут, поэтому при рассматривании картинок взрослому не нужно «увязать» в деталях. Поскольку сказка читается многократно, каждый раз рассматриваются разные картинки. Разные детали картинок.
36 слайд После того, как ребенок будет хорошо знаком со сказкой и научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию сказки.
- Сейчас ты мне поможешь рассказывать сказку. Будешь мне подсказывать. Смотри на картинки, они тебе помогут. Посадил…
- Дед.
- Правильно. (Взрослый показывает на репку).
- Епку. И.т.д.
Через некоторое время дети начинают повторять целые фразы из сказок, хотя и с грамматическими ошибками.
37 слайд Появление фраз в отраженной речи является показателем перехода ребенка на новый качественный уровень развития речи. Можно переходить к овладению бытовыми синтаксическими конструкциями: «Дай …», «На …», «Хочу сделать …» и т.п., а также средствами выражения приветствия, прощания, просьбы, благодарности: «Привет», «Пока», «Спасибо», «Пожалуйста». 38 слайд Освоение таких конструкций проходит в предметно-коммуникативной или игровой форме, прямые инструкции «Скажи», «Повтори» по-прежнему отсутствуют; потребности ребенка только в ответ на речевую реакцию (нужно вызывать ситуации, в которых ребенок должен попросить, сказать, что ему нужно).
39 слайд Взрослый должен создавать ситуации, когда он, как бы не видит жестов ребенка, поэтому не реагирует на них, а на речь реагирует, т.к. ее слышно. Но действия взрослого не должны быть демонстративными. Необходимо создать ситуацию, чтобы все было натурально и поведение взрослого выглядело естественно. Например, мама стоит спиной к ребенку, потому что делает уборку, вытирает пыль и не видит ребенка, а услышать его просьбу она при этом может.
Не забывайте хвалить ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним.
40 слайд Если ваша помощь была эффективной, то положительную динамику родители увидят в течение двух – трех месяцев. Если улучшения не наблюдается – обратитесь к специалистам (логопеду и невропатологу).
41 слайд Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога ) Из беседы с родителями и наблюдений выясняем, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. При проведении обследования родителям потребуется диагностика:
Сравнивают понимание и воспроизведение речи. Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.
Задачи коррекционной работы с ребенком, имеющим зачатки лепетной речи Развитие мотивации к речевой деятельности; Формирование имитативных (подражательных) способностей.
Первый этап- появления у ребенка потребности в общении
Родителям необходимо расположится с ребенком где-нибудь в уютном уголке, создать спокойную, доверительную обстановку. Говорить негромко, ласково, не отдавать приказаний, не отвлекаться на домашние заботы, посвятить это время полностью своему ребенку. Берут любимую игрушку вашего ребенка. Организуется с ней простейшая игра, понятная и интересная ребенку. Манипуляции с игрушками сопровождаются звуками, звукоподражаниями.
Следующий этап - формирование навыков эхолалии - отраженной речи На этом этапе нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори», чтобы не вызвать протест у ребенка
Приемы формирования отраженной речи – имитации речи взрослого ребенком. Взрослый отбирает для занятия простые по своему звуко-слоговому составу названия окружающих предметов (5 – 10 слов). При этом взрослый частично использует так называемый «нянькин» язык, состоящий из одинаковых повторяющихся слогов, например, машина - би-би , кошка – мяу, мышка пи-пи-пи и т.п. Выбор предметов для занятия зависит от интересов ребенка (нужно учитывать, что он любит в жизни).
Каждое слово проговаривается по 10 – 15 – 20 раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действия с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Необходимо набраться терпения, так может продолжаться много дней. Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог: после вопросов взрослый делает паузы на несколько секунд, и когда-нибудь ребенок начнет пытаться вступать в диалог, давать ответы на ваши вопросы.
Простого проговаривания может быть недостаточно, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на артикуляции. Т.е. нужно, чтобы ребенок одновременно и слушал слово, и всматривался в артикуляцию.
Условия на этом этапе: И вы педагоги и родители не должны забывать, что вся работа должна производиться во время реальных бытовых или игровых действий с предметами. Все должно происходить естественно, ненавязчиво; ребенок не должен даже догадываться, что вы специально занимаетесь с ним развитием речи.
Через какое-то время, если взрослые все сделали правильно, ребенок начинает повторять за ними отдельные слоги. Это может произойти к концу первого, или второго дня таких занятий, но некоторым детям может потребоваться больше времени.
Нельзя не заставлять, не принуждать повторять слово точно, поскольку ребенок пока не сможет этого сделать. Необходимо всемерно поощрять любую речевую реакцию ребенка.
Одновременно в ходе повседневной жизни или режимных моментов, ребенку даются артикуляционные упражнения. Например, во время умывания ребенка : учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами полоскать горло выпускать тонкую струйку воды через сомкнутые губы проверять язычком, чисто ли вычищены зубы и т.д.
Во время еды: можно попросить ребенка облизать ложку, облизать блюдце показать, как кошка лакает молоко язычком и т.д.
Оказался ребенок перед зеркалом – хороший повод поиграть в клоунов, или в обезьянок – покорчить рожицы. Поиграть в лошадок – поцокать язычками; показать губами, вытянув их, длинный хобот слона; показать, как скалит зубы тигр и т.д.
Если будет видно, что ребенок стал успешно повторять за взрослым предлагаемые ему слова, приготавливается для работы серия из 5 – 10 новых слов. Работа ведется аналогично. Таким образом, у ребенка постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако, появившиеся слова необходимо закреплять в самостоятельной речи ребенка, создавая ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми.
Ситуации Во-первых, альтернативные вопросы, типа «Что тебе дать, чашку, или ложку?» При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и найти нужное ему слово. Необходимым условием успешной работы здесь является использование только тех слов, которые уже изучены ребенком.
Во-вторых, речевое общение взрослого с ребенком должно быть оправданным на бытовом уровне. Общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет, предварительно переставив его с привычного места на недоступное для ребенка, например, на верхнюю полку в шкафу. Взрослый стимулирует обращение ребенка за помощью: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? – Дай машину». В качестве поощрения ребенок получает то, что просил.
Третий вид коммуникации – опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры или общения с домашними животными, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Спой ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай»; «Поговорим с попугайчиком. Хорошая птичка, хорошая». Дети при этом произносят не только отдельные слова, но уже пытаются произносить фразы, подражая взрослому интонационно.
По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка появляется потребность в общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушивать, хвалить, не стремиться сразу исправить все ошибки.
Полезно в присутствии ребенка рассказывать о его достижениях другим членам семьи. Например, мама говорит: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки; баю-бай, мишка, баю-бай. Как Дима пел песенку…». При этом слова «скажи» и «повтори» нужно по-прежнему стараться избегать.
Одновременно с работой по вызову эхолалии у ребенка формируется целенаправленное слуховое восприятие и совершенствуется навык понимания речи . Работа ведется в двух направлениях: 1) расширение объема пассивного словарного запаса; 2) формирование регулирующей функции речи. Оба направления тесно связаны между собой.
В ходе упражнений по формированию эхолалии детей знакомят с названиями предметов, основными действиями, которые с ними выполняются, а также качествами предметов. Пассивный и активный словарь обогащаются за счет прилагательных, обозначающих размер, цвет, форму предметов.
Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов полностью исключается .
Для облегчения ребенку выполнения задания, взрослый может помогать ему с помощью интонации, например, слово «маленький» произносится высоким голосом, а «большой» - низким. Постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задание правильно. Правильное выполнение инструкции, конечно же, поощряется. А если действие выполнено неверно, взрослый должен показать образец и не переходить к более сложным заданиям, пока не будут отработаны простые формулировки.
Инструкция может быть повторена не более двух – трех раз перед ее выполнением. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо предварительно дать установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу и сделай так, как я скажу».
Формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под». Занятия проводятся в виде игры, после ого, как у ребенка сформирован достаточный словарный запас и он активно общается со взрослыми. Ребенку даются задания: «Положи пирамидку в стол» «Положи пирамидку на стол» «Положи мячик в ящик» «Положи мячик на ящик» «Поставь машинку на стул» «Поставь машинку под стул».
Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый просит еще раз выполнить ту же инструкцию.
Чтобы ребенку была интересна эта игра, к работе привлекаются различные игрушки и сказочные персонажи. Даются поручения игрушке, любимому мишке, кукле («Мишка, спрячь пирамидку в коробку»). Ребенок «помогает» мишке выполнить задание.
Другой прием предполагает более активное участие ребенка. Это игра в прятки. В игре участвует та же любимая игрушка, но меняется роль взрослого – она «не руководящая».
Ребенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки мишку. Взрослый с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: «Мишка, посмотри под столом. – Нет под столом. Мишка, посмотри на полке. – Нет на полке» и т.д. При этом действия выполняет ребенок.
Для контроля за пониманием предлогов, взрослый может использовать инструкции, противоречащие повседневному опыту ребенка: «Поставь чашку под стул», «Спрячь тарелку в тумбочку» и т.д.
На этом этапе формирования речи пока не ведется целенаправленная работа по коррекции недостатков звукопроизношения и слоговой структуры слова. Основная задача родителей и педагога – научить ребенка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом. Поэтому в ходе общения допускаются и поощряются любые речевые реакции ребенка. Взрослый должен категорически избегать оценок типа «Неправильно», «Скажи еще раз», «Повтори», «Следи за собой» и т.д.
Очень полезными на этом этапе являются чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Независимо от возраста, для детей с недоразвитием речи используются сначала простейшие сказки с циклическим сюжетом и традиционным набором действующих героев: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и т.д. каждая из этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассматриванием картинок. Если ребенок вдруг «застрянет» на какой-нибудь картинке, то не торопите его, рассмотрите ее подробно вместе, прокомментируйте рисунок.
После того, как ребенок будет хорошо знаком со сказкой и научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию сказки.
Появление фраз в отраженной речи является показателем перехода ребенка на новый качественный уровень развития речи. Можно переходить к овладению бытовыми синтаксическими конструкциями: «Дай …», «На …», «Хочу сделать …» и т.п., а также средствами выражения приветствия, прощания, просьбы, благодарности: «Привет», «Пока», «Спасибо», «Пожалуйста».
Освоение таких конструкций проходит в предметно-коммуникативной или игровой форме, прямые инструкции «Скажи», «Повтори» по-прежнему отсутствуют ; потребности ребенка только в ответ на речевую реакцию (нужно вызывать ситуации, в которых ребенок должен попросить, сказать, что ему нужно).
Взрослый должен создавать ситуации, когда он, как бы не видит жестов ребенка, поэтому не реагирует на них, а на речь реагирует, т.к. ее слышно. Но действия взрослого не должны быть демонстративными. Необходимо создать ситуацию, чтобы все было натурально и поведение взрослого выглядело естественно.
Если помощь родителей была эффективной, то положительную динамику они увидят в течение двух – трех месяцев. Если улучшения не наблюдается – обратитесь к специалистам (логопеду и невропатологу).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста. Советы родителям
Советы родителям по развитию речи детей раннего возраста...
"Инновационные формы работы с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста". Презентация.
Сотрудничество родителей и педагогов становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия. ИННОВАЦИОННЫЕформы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение пр...
Консультация для родителей. Тема: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста с ЗРР»
Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...
Рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста.
В данной консультации даны рекомендациии родителям по развитию речи детей раннего возраста...
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей раннего возраста»
Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В статье раскрыты особенности развития речи...
Советы родителям: "Детский сад и семья в развитии речи детей раннего возраста"
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушени...