Конспект мастер-класса для родителей и учащихся «Семейный вокал»
методическая разработка
Представлен полный сценарий мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_semeynyy_vokal.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса для родителей и учащихся
«Семейный вокал»
разработчик
Шигаева Людмила Валентиновна
педагог дополнительного образования
Участники мастер-класса: учащиеся объединения «Хоровая студия» и их родители.
Цель: Пробудить интерес у учащихся и их родителей к занятиям семейным вокалом.
Задачи:
- познакомить с основными элементами вокального искусства;
- познакомить с глоссарием в области музыкальной культуры;
- развивать у детей и родителей творческие способности;
- развивать ценностное отношение к песенной культуре
- расширить поле позитивного общения с семьёй.
Методы, используемые педагогом:
-словесно-индуктивный (беседа);
- наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного);
- частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);
- наглядно-слуховой;
- метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);
- показ и практическая работа;
Наглядность и оборудование:
- Мультимедийный проектор, экран
- Ноутбук
- Два стола, стулья
- Презентация
- Бейджики по количеству детей и родителей в форме звезд.
- Табличка для названия коллектива
- Поощрительные звездочки
- Распечатанный текст песни
- Минусовка песни и оригинал
Ход мастер-класса
- Вводная часть. Знакомство (3 минуты).
Дети и родители входят в кабинет, рассаживаются на стулья.
Педагог: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые родители! Меня зовут Людмила Валентиновна. Я руководитель объединения «Хоровая студия». Участники нашего хора в процессе обучения, учатся не только красиво петь, они получают необходимые актерские навыки, становятся маленькими звездочками. Они участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня. Посмотрите на экран (показ Презентации об объединении)
Педагог: Сегодня я приглашаю вас на увлекательное занятие, где попробуем пройти трудоемкий путь настоящих артистов, маленьких и взрослых, вас и ваших родителей.
Перед вами лежат звездочки, давайте напишем на них свои имена.
Дети и родители берут звездочки и маркеры. Вписывают свои имена.
Педагог: Давайте дадим название нашему коллективу.
Дети и родители предлагают варианты названий и вписывают его в рамку.
- Основная часть
Педагог: Для начала нам необходимо снять зажимы, которые будут мешать свободно и легко пользоваться своим голосом. Давайте встанем в круг и под музыку будем повторять за мной. (музыка)
Дети с преподавателем выполняют разминку под музыку.
- Наклоны головы влево вправо
- Наклоны головы вперед назад
- Повороты головы влево вправо
- Круговые движение головы в одну и в другую сторону
- Поднятие поочередно левого и правого плеча
- Круговые движения плечами
Педагог: Замечательно! А теперь займемся дыханием. Дыхание - это основа любой вокальной техники. От дыхания зависит подвижность и подача голоса, интонация. Перед тем как начать петь, артисту необходимо сделать несколько подготовительных упражнений.
- Вдох глубокий через нос. Выдох на звук ссс... Регулировать ровность выдоха, работу мышц диафрагмы.
- Упражнение «Нюхаем цветы», «Задуй свечу» (вдыхаем носом, выдыхаем ртом)
Педагог: Молодцы! Теперь мы готовы к следующему этапу.
Дети и родители рассаживаются на места.
Педагог: Как вы думаете, что необходимо для того чтобы текст песни был понятен зрителю и слышалось каждое слово? (ответ детей)
Педагог: Правильно, у артиста должна быть хорошая дикция или артикуляция. А для этого нам необходимо разогреть артикуляционный аппарат, это губы, язык, челюсть. Повторяем за мной.
Идет работа над артикуляционным аппаратом.
- 1. А-О-У-Ы. Широко открываем рот и растягиваем губы, как при произношении звука «А», затем немного округляем, как при произношении звука «О» и вытягиваем вперёд трубочкой «У». Завершаем движение открытой улыбкой, как при произношении звука «Ы». Сами звуки при этом не произносим. Выполняем движения подряд с максимальной амплитудой.
- Сытый хомячок. Одновременно надуваем обе щеки воздухом, задерживаем дыхание на несколько секунд и сдуваем. Потом надуваем щеки поочередно, как будто полощем рот, или перекатываем по рту шарик.
- Голодный хомячок. Втягиваем обе щеки, задерживаем втянутое положение на несколько секунд и возвращаем щёки в исходное положение.
- Считаем языком зубы «гладим» по часовой, а затем против часовой стрелке
Транскрипции. К каждому сочетанию согласных поочередно подставляем гласные звуки: И, Э, А, О, У, Ы (например: бди, бдэ, бда, бдо, бду, бды)
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ
Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ
НТА-НТО-НТУ-НТЭ – НТЫ-НТИ
МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ
ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ
РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ
Скороговорки (например: от топота копыт пыль по полю летит)
- Очень четко проговариваем скороговорку в среднем темпе
- Подворачиваем губы
- Язык между зубами
- «Горячий чай» (ощущение, что во рту что-то горячее)
- «Злюки» (не разжимая челюсти)
Педагог: Наш артикуляционный аппарат разогрет и теперь нам будет легко осваивать все вокальные упражнения, для того чтобы мы могли петь правильно.
Исполнение распевок
- На одной ноте тянем звук «м», затем на двух и трех нотах (на звук «у»)
- Поем слог «Ля» и «Да-да» - на стаккато; слог «Да», «Ми-и-А» - на легато
Педагог: Отлично! А теперь проверим ваш слух и чувства ритма.
Педагог проводит игру «Барабанчики». Сначала дети выполняют упражнение хором, потом родители, затем по желанию пробуют индивидуально.
- Игра «Барабанчики» (педагог отбивает ритмический рисунок на клавише фортепиано, все повторяют ритм, хлопая в ладоши)
Педагог: Мы с вами разогрели дыхательные пути, исполнили основные распевки и разогрели артикуляционный аппарат. Все это поможет нам создать хорошую опору для звукообразования и настроит на исполнение вокального произведения.
Дети и родители рассаживаются на места.
Педагог: Как вы думаете, что является основными составляющими песни? Правильно. Это мелодия и текст. Если хоть одна составляющая будет звучать не качественно, то и песня будет слушаться плохо. Значит, нам надо с вами постараться добиться качественного разучивания. И начнем мы с текста. Перед вами лежат слова нашей песни. Давайте их прочтем. Очень важно следить за согласными в конце слов, расставить правильно интонационные ударения и главные слова в тексте.
Дети вместе с педагогом проговаривают текст.
Педагог: Итак, мы переходим к еще одной составляющей - мелодии. Давайте послушаем отрывок из песни, под которую мы делали разминку, еще раз и пропоем мелодию без текста на звук «м» - это позволит нам точно петь звуки мелодии, выставляя на нужную высоту.
Под музыку дети и родители выполняют упражнение.
Педагог: А теперь еще раз, но на этот раз добавим слова.
Дети пробуют петь произведение со словами.
Педагог: Превосходно! Мы с вами разучили текст и мелодию, для полноценного концертного номера нам чего-то все же не хватает. Как думаете, чего же?
Ответы детей.
Педагог: Конечно! Для того что бы выступление было полным ярким и красочным нужно украсить исполнение движениями, которые будут соответствовать тексту. Как вы думаете, какими они могут быть?
Дети и родители предлагают свои варианты.
Педагог: Важно двигаться так, что бы при этом не сбить певческое дыхание. Давайте попробуем еще раз.
Поют отрывок песни и выполняют простые движения.
Педагог: Мы прошли весь звездный путь и я думаю, настал момент когда можно презентовать нашу работу. Вы готовы? Итак, под бурные аплодисменты, встречайте, ансамбль «____…» с песней «_______…»
Звучит музыка. Дети и родители исполняют выученное произведение.
Завершающая часть. Подведение итогов занятия (5 минут)
Педагог: Это было здорово!
- Что нового вы узнали сегодня? (ответы).
- Хотели бы вы и дальше заниматься? (ответы).
Педагог: А сейчас давайте выложим свой музыкальный звездопад из ваших маленьких звездочек за работу сегодня.
Дети и родители прикрепляют свои маленькие звездочки на табличку с названием коллектива.
Педагог: Благодарю вас за участие в мастер-классе. Я надеюсь, что это занятие поможет разнообразить ваш семейный досуг исполнением песен и каждый из вас откроет в себе артистический талант.
Литература
- Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
- Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 2005.
Интернет ресурсы:
- https://kopilkaurokov.ru методические рекомендации к подготовке открытого занятия
- https://btrack.com/track/ -13223 Фонограммы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса
Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...
Мастер-класс: «Развлекательно-обучающие музыкальные упражнения на уроках вокала»
Добрый день, уважаемые коллеги! Во дворце творчества детей и молодёжи я работаю концертмейстером в вокальном объединении «Вдохновение». Первый год моей работы был адаптационный, на втором году я решил...
Конспект мастер-класса "Развитие конструктивного объёмного мышления учащихся средней школы на примере академического рисунка натюрморта."
Мастер-класс предназначен для учителей изобразительного искусства с целью повышения квалификации....
Конспект мастер класса для родителей объединения «Конструирование моделей из лоскутного материала» МУДО ЦДТ г.Фрязино
Цель: ознакомление с новой техникой «Шерстяная акварель»- способствование развитию умений «рисовать» окрашенной шерстью;Содействие осознанию ценности совместной деяте...
Конспект Мастер -класса с родителями«Путешествие в страну «Мелодинию»
Цель: Повысить уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей и детей, развитие их творческой инициативы.Знакомство родителей с различными видами деятельности детей по музыкальному разви...
Конспект Мастер -класса с родителями«Путешествие в страну «Мелодинию»
Цель: Повысить уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей и детей, развитие их творческой инициативы.Знакомство родителей с различными видами деятельности детей по музыкальному разви...
Конспект мастер-класса для родителей и детей «Новогодние игрушки свои руками»
Конспект мастер-класса для родителей и детей «Новогодние игрушки свои руками»...