Конспект мастер-класса для родителей и учащихся «Семейный вокал»
методическая разработка

Представлен полный сценарий мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_semeynyy_vokal.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса для родителей и учащихся

«Семейный вокал»

разработчик                                                              

                                                                     Шигаева  Людмила Валентиновна  

педагог дополнительного образования

Участники мастер-класса: учащиеся объединения «Хоровая студия» и их родители.

Цель: Пробудить интерес у учащихся и их родителей к занятиям семейным вокалом.

Задачи:

- познакомить с основными  элементами вокального искусства;

- познакомить с глоссарием в области музыкальной культуры;

- развивать у детей и родителей творческие способности;

- развивать ценностное отношение к песенной культуре

- расширить поле позитивного общения с семьёй.

Методы, используемые педагогом:

-словесно-индуктивный (беседа);

- наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного);

- частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);

- наглядно-слуховой;

- метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);

- показ и практическая работа;

Наглядность и оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, экран
  2. Ноутбук
  3. Два стола, стулья
  4. Презентация
  5. Бейджики по количеству детей и родителей в форме звезд.
  6. Табличка для названия коллектива
  7. Поощрительные звездочки
  8. Распечатанный текст песни
  9. Минусовка песни и оригинал

Ход мастер-класса

  1. Вводная часть. Знакомство (3 минуты).

Дети и родители входят в кабинет, рассаживаются на стулья.

Педагог: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые родители! Меня зовут Людмила Валентиновна. Я руководитель объединения «Хоровая студия». Участники нашего хора  в процессе обучения, учатся не только красиво петь, они получают необходимые актерские навыки, становятся маленькими звездочками. Они участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня. Посмотрите на экран (показ Презентации об объединении)

Педагог: Сегодня я приглашаю вас на увлекательное занятие,  где попробуем пройти трудоемкий путь настоящих артистов, маленьких и взрослых, вас и ваших родителей.

Перед вами лежат звездочки, давайте напишем на них свои имена.

Дети и родители берут звездочки и маркеры. Вписывают свои имена.

Педагог: Давайте дадим название нашему коллективу.

Дети и родители предлагают варианты названий и вписывают его в рамку.

  1. Основная часть

Педагог: Для начала нам необходимо снять зажимы, которые будут мешать свободно и легко пользоваться своим голосом. Давайте встанем в круг и под музыку будем повторять за мной. (музыка)

Дети с преподавателем выполняют разминку под музыку.

  • Наклоны головы влево вправо
  • Наклоны головы вперед назад
  • Повороты головы влево вправо
  • Круговые движение головы в одну и в другую сторону
  • Поднятие поочередно левого и правого плеча
  • Круговые движения плечами

Педагог: Замечательно! А теперь займемся дыханием. Дыхание - это основа любой вокальной техники. От дыхания зависит подвижность и подача голоса, интонация. Перед тем как начать петь, артисту необходимо сделать несколько подготовительных упражнений.

  • Вдох глубокий через нос. Выдох на звук ссс... Регулировать ровность выдоха, работу мышц диафрагмы.
  • Упражнение «Нюхаем цветы», «Задуй свечу» (вдыхаем носом, выдыхаем ртом)

Педагог: Молодцы! Теперь мы готовы к следующему этапу.

Дети  и родители рассаживаются на места.

Педагог: Как вы думаете, что необходимо для того чтобы текст песни был понятен зрителю и слышалось каждое слово? (ответ детей)

Педагог: Правильно, у артиста должна быть хорошая дикция или артикуляция. А для этого нам необходимо разогреть артикуляционный аппарат, это губы, язык, челюсть. Повторяем за мной.

Идет работа над артикуляционным аппаратом.

  • 1. А-О-У-Ы. Широко открываем рот и растягиваем губы, как при произношении звука «А», затем немного округляем, как при произношении звука «О» и вытягиваем вперёд трубочкой «У». Завершаем движение открытой улыбкой, как при произношении звука «Ы». Сами звуки при этом не произносим. Выполняем движения подряд с максимальной амплитудой.
  • Сытый хомячок. Одновременно надуваем обе щеки воздухом, задерживаем дыхание на несколько секунд и сдуваем. Потом надуваем щеки поочередно, как будто полощем рот, или перекатываем по рту шарик.
  • Голодный хомячок. Втягиваем обе щеки, задерживаем втянутое положение на несколько секунд и возвращаем щёки в исходное положение.
  • Считаем языком зубы «гладим» по часовой, а затем против часовой стрелке

Транскрипции. К каждому сочетанию согласных поочередно подставляем гласные звуки: И, Э, А, О, У, Ы (например: бди, бдэ, бда, бдо, бду, бды)

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ

ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ

КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ

Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ

НТА-НТО-НТУ-НТЭ – НТЫ-НТИ

МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ

ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ

РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ

Скороговорки (например: от топота копыт пыль по полю летит)

  • Очень четко проговариваем скороговорку в среднем темпе
  • Подворачиваем губы
  • Язык между зубами
  • «Горячий чай» (ощущение, что во рту что-то горячее)
  • «Злюки» (не разжимая челюсти)

Педагог: Наш артикуляционный аппарат разогрет и теперь нам будет легко осваивать все вокальные упражнения, для того чтобы мы могли петь правильно.

Исполнение распевок

  • На одной ноте тянем звук «м», затем на двух и трех нотах (на звук «у»)
  • Поем слог «Ля» и «Да-да» -  на стаккато; слог «Да», «Ми-и-А» - на легато

Педагог: Отлично! А теперь проверим ваш слух и чувства ритма.

Педагог проводит игру  «Барабанчики». Сначала дети выполняют упражнение хором, потом родители, затем по желанию пробуют индивидуально.

  • Игра «Барабанчики» (педагог отбивает ритмический рисунок на клавише фортепиано, все повторяют ритм, хлопая в ладоши)

Педагог: Мы с вами разогрели дыхательные пути, исполнили основные распевки и разогрели артикуляционный аппарат. Все это поможет нам создать хорошую опору для звукообразования и настроит на исполнение вокального произведения.

Дети  и родители рассаживаются на места.

Педагог: Как вы думаете, что является основными составляющими песни? Правильно. Это мелодия и текст. Если хоть одна составляющая будет звучать не качественно, то и песня будет слушаться плохо. Значит, нам надо с вами постараться добиться качественного разучивания. И начнем мы с текста. Перед вами лежат слова нашей песни. Давайте их прочтем. Очень важно следить за согласными в конце слов, расставить правильно интонационные ударения и главные слова в тексте.

Дети вместе с педагогом проговаривают текст.

Педагог: Итак, мы переходим к еще одной составляющей - мелодии. Давайте послушаем отрывок из песни, под которую мы делали разминку, еще раз и пропоем мелодию без текста на звук «м» - это позволит нам точно петь звуки мелодии, выставляя на нужную высоту.

Под музыку дети и родители  выполняют упражнение.

Педагог: А теперь еще раз, но на этот раз добавим слова.

Дети пробуют петь произведение со словами.

Педагог: Превосходно! Мы с вами разучили текст и мелодию, для полноценного концертного номера нам чего-то все же не хватает. Как думаете, чего же?

Ответы детей.

Педагог: Конечно! Для того что бы выступление было полным ярким и красочным нужно украсить исполнение движениями, которые будут соответствовать тексту. Как вы думаете, какими они могут быть?

Дети и родители предлагают свои варианты.

Педагог: Важно двигаться так, что бы при этом не сбить певческое дыхание. Давайте попробуем еще раз.

Поют отрывок песни и выполняют простые движения.

Педагог: Мы прошли весь звездный путь и я думаю, настал момент когда можно презентовать нашу работу. Вы готовы? Итак, под бурные аплодисменты, встречайте, ансамбль «____…» с песней «_______…»

Звучит музыка. Дети и родители  исполняют выученное  произведение.


Завершающая часть. Подведение итогов занятия (5 минут)

Педагог: Это было здорово!

- Что нового вы узнали сегодня? (ответы).

- Хотели бы вы и дальше заниматься? (ответы).

Педагог: А сейчас давайте выложим свой музыкальный звездопад из ваших маленьких звездочек за работу сегодня.

Дети и родители  прикрепляют свои маленькие звездочки на табличку с названием коллектива.

Педагог: Благодарю вас за участие в мастер-классе. Я надеюсь, что это занятие поможет разнообразить ваш семейный досуг исполнением песен и каждый из вас откроет в себе артистический талант.

Литература

  1. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
  2. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 2005.

Интернет ресурсы:

  1. https://kopilkaurokov.ru методические рекомендации к подготовке открытого занятия
  2. https://btrack.com/track/ -13223 Фонограммы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса

Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...

Мастер-класс: «Развлекательно-обучающие музыкальные упражнения на уроках вокала»

Добрый день, уважаемые коллеги! Во дворце творчества детей и молодёжи я работаю концертмейстером в вокальном объединении «Вдохновение». Первый год моей работы был адаптационный, на втором году я решил...

Конспект мастер-класса "Развитие конструктивного объёмного мышления учащихся средней школы на примере академического рисунка натюрморта."

Мастер-класс предназначен для учителей изобразительного искусства с целью повышения квалификации....

Конспект мастер класса для родителей объединения «Конструирование моделей из лоскутного материала» МУДО ЦДТ г.Фрязино

Цель: ознакомление с новой техникой «Шерстяная акварель»- способствование развитию умений «рисовать» окрашенной шерстью;Содействие осознанию ценности совместной деяте...

Конспект Мастер -класса с родителями«Путешествие в страну «Мелодинию»

Цель: Повысить уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей и детей, развитие их творческой инициативы.Знакомство родителей с различными видами деятельности детей по музыкальному разви...

Конспект Мастер -класса с родителями«Путешествие в страну «Мелодинию»

Цель: Повысить уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей и детей, развитие их творческой инициативы.Знакомство родителей с различными видами деятельности детей по музыкальному разви...

Конспект мастер-класса для родителей и детей «Новогодние игрушки свои руками»

Конспект мастер-класса для родителей и детей «Новогодние игрушки свои руками»...