Мастер-класс: «Развлекательно-обучающие музыкальные упражнения на уроках вокала»
учебно-методический материал по музыке на тему

Клипова Анна Борисовна

Добрый день, уважаемые коллеги! Во дворце творчества детей и молодёжи я работаю концертмейстером в вокальном объединении «Вдохновение». Первый год моей работы был адаптационный, на втором году я решила организовать с обучающимися 1 и 2 года обучения развлекательно-обучающий материал, как дополнение к уроку, благодаря которому дети в игровой форме будут знакомиться и закреплять нотную грамоту. Основной моей задачей было придумать игровой материал для ознакомления с гаммой, знакомством с нотами, чтобы обучающиеся ясно и конкретно могли представить движение мелодии, расположение нот, их высоту и порядок, а так же умели любую мелодическую линию пропеть нотами.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс по изучению нот283.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Развлекательно-обучающие музыкальные упражнения на уроках вокала»

Проводит: Клипова Анна Борисовна (концертмейстер вокального объединения «Вдохновение»)

Дата: 4 апреля 2017 года.

Место: ДТДиМ им. И. Х. Садыкова.

Аудитория: педагоги дополнительного образования

Участники: педагоги дополнительного образования

Цель: обмен опытом педагогической деятельности

Задача:

- продемонстрировать коллегам примеры музыкально-дидактических игр, с помощью которых дети закрепляют учебно-музыкальный материал;

- прокомментировать эффективность применения приёмов;

- обработать приёмы в деятельностно-имитационном режиме;

ОБОРУДОВАНИЕ:

Электронная презентация мастер-класса;

Раздаточный материал: игровые карточки.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

  1. Постановка педагогической проблемы;
  2. Практическая демонстрация приёмов. Комментарий к приему.
  3. Рефлексия.

ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

        Добрый день, уважаемые коллеги! Во дворце творчества детей и молодёжи я работаю концертмейстером в вокальном объединении «Вдохновение». Первый год моей работы был адаптационный, на втором году я решила организовать с обучающимися 1 и 2 года обучения развлекательно-обучающий материал, как дополнение к уроку, благодаря которому дети в игровой форме будут знакомиться и закреплять нотную грамоту. Основной моей задачей было придумать игровой материал для ознакомления с гаммой, знакомством с нотами, чтобы обучающиеся ясно и конкретно могли представить движение мелодии, расположение нот, их высоту и порядок, а так же умели любую мелодическую линию пропеть нотами.  

(раздаю карточки)

        

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЁМОВ

        Я приготовила 15 комплектов для того, чтобы мы с вами сейчас сами всё это попробовали собрать и пройти 2, 3 этапа музыкальной игры. На первом этапе карточки всегда раздаются только цветные, это способствует возрастанию интереса к игре, поднятию настроения и положительной атмосфере в классе.

Игровые комплекты должны располагаться на столе в два столбца:

- название ноты;

- расположение ноты на нотном стане;

Сначала я должна Вас познакомить с нотным станом, это, пожалуй, самое лёгкое в музыкальном материале. Итак, нотный стан, это основа для написания музыкального материала. Состоит он из 5 линеек, в начале которых главенствует скрипичный ключ. Линеечки на нотном стане нужно считать снизу вверх – это закон! (а не сверху вниз, как иногда путают). Единственная нота, которая не будет находиться на нотном стане, это нотка «до», она пишется на добавочной линейке. Все остальные запомнить будет гораздо легче.

        Прошу Вас распределить карточки в два столбца по вертикали. Итак, вы видите, что цвета карточек из двух столбцов совпадают. Первый этап самый простой. Постройте гамму, собирая карточки по цветам. В помощь Вам будет подсказка с цветной гаммой, чтоб правильно расположить ноты на нотном стане:

С детьми этот этап нужно проходить около трёх раз. Молодцы, теперь мы размешиваем карточки в хаотичном порядке. Второй этап заключается в том, что гамма-подсказка убирается и вы сами располагаете ноты. В помощь вам будет только одинаковый цвет карточек.

Третий этап заключается в том, что вместо цветного ряда Вам даётся чёрно-белый вариант. Итак, один цветной вариант столбца убираем (на ваше усмотрение), ко второму цветному добавляем чёрно-белый. Если названия нот у нас остались цветными, то расположение нот мы добавляем чёрно-белые. И наоборот. Подстигнуть ещё больший интерес к игре можно с помощью времени, за сколько секунд дети соберут материал. Тут вырабатывается соперническая деятельность и собирать карточки становится ещё веселее. Итак, сейчас будет конкурс, кто быстрее соберёт карточки, считается 1, 2 и 3 место. Мешаем карточки в хаотичном порядке. Я засекаю время, итак, начали!

Молодцы!

Игра состоит более, чем из 6 этапов, которые в своей степени можно варьировать, первый, второй и третий этап я описала выше, остались усложнённые:

  1. Работа с одним ч/б рядом и одним цветным без подсказки-гаммы.
  2. Работа с двумя ч/б столбцами с карточкой гаммы цветной или ч/б.
  3. Работа с двумя ч/б рядами без гамм-подсказок.

Варьировать можно в том плане, что на первых цветных этапах можно добавлять гамму-подсказку ч/б.

Прошу собрать карточки и скрепить их скрепками.

Свою миссию мы выполнили, мы прошли три этапа игры, устали, сейчас мы попробуем отдохнуть и вызвать друг у друга положительные эмоции. Наша игра физ-минутка называется «Эмоции». Каждому раздаю карточку, все вместе смотрим на выпавшую фотографию, затем по-одному встаём, показываем фотографию окружающим и пытаемся  изобразить ту эмоцию, что на фотографии.

        В дальнейшем игра тоже может усложняться, к каждой фотографии ребёнок придумывает историю, благодаря которой получилась такая эмоция, а затем показывает её. Это способствует большему проникновению в ситуацию и детям становится легче изобразить эмоцию.

        На этом мой мастер-класс подошёл к концу.

РЕФЛЕКСИЯ

Сегодня Вы прожили вместе со мной 20 минут от нашего урока музыки в моём мастер-классе «Развлекательно-обучающие музыкальные упражнения на уроках вокала», хотелось бы услышать Ваши впечатления и ощущения, услышать Ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Дикционные упражнения на уроках вокала"

Упражнения для развития дикции у детей....

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...

Мастер-класс по изготовлению детских музыкальных инструментов из подручного материала

Маленькие дети, когда видят тот или иной музыкальный инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Н...

Дикционные упражнения на уроках вокала

Рекомендации для работы с детьми над артикуляцией будут полезны как для педагогов, так и для родителей...

Мастер- класс «Коррекционно-развивающие игры и упражнения для коррекции недостатков внимания у учащихся с ЗПР.

В данном материале представлен конспект и презентация на тему "Коррекционно- развивающие игры и упражнения для коррекции недостатков внимания у детей с ЗПР"...

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей ДОО "Дети, танцы, игра"

                      Мастер – класс «Дети, танцы, игра» Я хочу предложить оригинальный, игровой подход в обуч...

Методическая разработка мастер-класса для воспитателей «Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»

Методическая разработка мастер-класса для воспитателей «Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»...