Игры на развитие речи
консультация

Дементьева Татьяна Николаевна

игры на развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_rechi.docx709.96 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения для развития речи

В книге представлены различные виды  игр и упражнений на ознакомление с окружающим, обогащение и активизацию словаря, формирование правильного звукопроизношения для детей младшего дошкольного возраста. Большую часть игр и упражнений воспитатель может использовать как на занятиях по развитию речи, так и вне их с целью закрепления программного материала.

Дошкольный возраст — особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период малыш получает необходимую ему информацию в основной деятельности — в игре.

Игра вводит его в необыкновенный и многообразный мир вещей и предметов, где он знакомится с их свойствами и качествами. В игровой деятельности происходит общение ребёнка с окружающими людьми, которое способствует формированию его речи.

Само содержание игр и игровых упражнений позволит привлечь малыша к совместной речевой деятельности, в которой он будет выступать в роли помощника, взрослый — в роли нуждающегося в этой помощи и направляющего ребёнка на решение созданных им проблемных ситуаций. Развитие речевых способностей малыша целесообразно проводить в обстановке естественного общения партнёров по игре: взрослого и ребёнка.

Для каждого возрастного этапа существуют разные по содержанию речевые, дидактические, хороводные игры. Их содержание определяется возрастными возможностями и способностями ребёнка.

Дидактические речевые игры носят увлекательный и одновременно познавательный характер.  Благодаря таким играм у малышей развивается тяга к словотворчеству, они с успехом овладевают родной речью.

http://st.stranamam.ru/data/cache/2014may/23/04/12187699_76056nothumb650.jpg

Дидактические игры

«Чей это голос?»
Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.
Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.
В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
— Мяу - мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.
— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть.

«Угадай  игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.


«Про кого я говорю»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».


«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).


«Исправь  ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.


«Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).


«Что напутал Буратино?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.


«Какая кукла»
Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».
От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).


«Сравни кукол»
Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.
Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.
— Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)?
— Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

«Сравни медвежат»
Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.
Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький.
— Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.
— Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)


«Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий), зеленая лента узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные).
У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это... одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд).
Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба... (плывет); дом строят, суп... (варят); мяч сделан из резины, карандаш... (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки, вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).


«Кто лучше похвалит»

       Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».
Ребенок: А у меня заяц.
— У медведя коричневая шубка.
— А у зайца белая.
— У медведя маленькие круглые ушки.
— А у зайца уши длинные.

     «Чего не стало?»
Цель: упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Взрослый подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера — длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).
Сначала взрослый предлагает ребенку рассмотреть игрушки:
— Что это? (Матрешка.) Давай посмотрим, что у матрешки внутри. (Еще матрешка.) Она меньше или больше первой? (Меньше.) Теперь посмотри на пирамидки: какие они? Одна большая, другая... (поменьше, маленькая).
Аналогично рассматриваются другие игрушки.
— Запомни, какие предметы на столе. Здесь матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас ты закроешь глаза, а я буду прятать игрушки, затем ты скажешь, каких игрушек не стало. (Матрешек, пирамидок, ленточек.) «Кого не стало?» (Лошадок, утят, цыплят.) В конце убираются все игрушки, ребенка спрашивают: «Чего не стало?» (Игрушек.) «Каких игрушек не стало?»
Так в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа («не стало утят, игрушек», «нет тапочек, платья, рубашки»).

     «Разложи картинки»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
«Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
«Где что можно делать»
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
— Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе), ловить рыбу.)

     «Закончи предложение»
Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и... (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и... (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и... (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и... (заплакала, не стала разговаривать с детьми). Незавершенность предложений взрослый

      подсказывает интонацией.

   «Медвежата мед едят»

     Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

     Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и , не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

 «Лягушка и лягушата»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

 «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

«Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход.Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход:Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани - например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Разбуди кота»

Цель: Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

Ход:Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Магазин»

Цель: развивать воображение и речь.

Дети располагаются полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками.

Воспитатель. У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить правило: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам.

Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры.

Уважаемый продавец! Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети.

Продавец продает покупателю мяч.

Спасибо! Какой красивый мяч!

Воспитатель предлагает любому из детей совершить следующую покупку.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.

В течение игры роль продавца могут выполнять несколько детей поочередно.

«Так бывает или нет?»

Цель: развивать внимание, абстрактное мышление.

В игре принимает участие вся группа детей. Детям нужно слушать внимательно стихотворение, а если в нем прозвучит какая- либо неточность (или то, что на самом деле не бывает), они должны подать знак — хлопнуть в ладоши.

Шире круг! Шире круг!

Шел по улице индюк,

На цепи бульдога вел

И хвостом дорогу мел.

Шире круг, шире круг,

А навстречу шел утюг,

Шел с корзинкой на базар,

Шел и гладил тротуар.

Шире, шире, шире круг!

Проглотил индюк утюг,

А бульдог — корзинку

Скушал, как сардинку.

«Волшебная кисточка»

Цель: развивать воображение.

Один ребенок делает несколько взмахов «волшебной кисточкой», ручка которой обернута цветной фольгой. Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три — замри!» После этого «разгадывают», что нарисовала кисточка. Дети рисуют картинки на различные темы.

«Что изменилось?»

Цель: развивать наблюдательность, память.

Водящий выставляет на полку фигуры в определенном порядке (животные, растения, геометрические фигуры и т.д.). Дети смотрят и запоминают. Затем звучит команда: «А сейчас все минуточку поспим». Дети закрывают глаза. В это время водящий меняет порядок расположения фигур. Звучат слова: «Проснулись! Что изменилось?» Дети смотрят внимательно и отвечают.

«Дождик»

Цель: учить различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить отчетливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.

Воспитатель. Капельки стучат по крыше. (Произносит кап - кап-кап в умеренном темпе.)

Дети повторяют.

Когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап... кап... медленно и слегка растягивая, с паузами).

Дети повторяют.

Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так (произносит в ускоренном темпе).

Когда малыши научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, воспитатель предлагает им на слух определить, какой идет дождь и произносит кап-кап-кап в различном темпе. Это повторяется 3—4 раза.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно произносили его в заданном темпе.

«Как сказать правильно»

Цель: учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.

Воспитатель. Я буду начинать фразы, а вы закончите.

Закончите фразы:

Подушка мягкая, а скамейка ... (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень ... (твердый).

Ручей мелкий, а речка ... (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ... (крупные).

Кашу варят густую, а суп ... (жидкий).

Лес густой, а иногда ... (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду ... (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим ... (вареный).

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал ... (черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой ... (соленые).

Сейчас воротничок чистый, а завтра он будет ... (грязный).

«Подскажи словечко»

Цель: развивать творческое мышление.

Ведущий начинает фразу, а участники заканчивают ее.

Ворона каркает, а воробей ...

Сова летает, а кролик ...

Корова ест сено, а мышка ...

Крот роет норки, а сорока ...

Петух кукарекает, а курица ...

Лягушка квакает, а лошадь ...

У коровы теленок, а у собаки ...

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка ...

«Узнай нас»

Цель: развивать творческое мышление, память.

Воспитатель. Послушайте стихи и назовите героев сказок.

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился... (Колобок).

 

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)

 

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

 

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит).

 

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

 

У отца был мальчик странный,

Необычный — деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?.. (Буратино.)

 

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон.)

«Выгляни в окошко»

Цель: развивать воображение.

В раскрашенную рамочку — «окошко» с закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Воспитатель предлагает детям «выглянуть в окошко» — пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за желтым — пустыню, осеннюю полянку и т.п.

«Па-па — ма-ма»

Цель: развивать координацию, мышление и речь.

Сесть с детьми в круг и похлопать ладошками по коленкам. Теперь превращаем правую руку в Папу, а левую — в Маму. «Скажем» правой рукой, шлепая по правой коленке: па-па. То же самое левой: ма-ма. А теперь чередуя руки: па-па — ма-ма.

Каждой рукой можно похлопывать от 4 до 8 раз.

Теперь превращаем наши руки в Дедушку и Бабушку. Значит, каждой рукой придется хлопать по три слога: де-душ-ка, ба-буш- ка (от 4 до 8 раз).

Так можно прохлопывать свои имена и другие разные слова.

«Чем пахнет?»

Цель: познакомить с ощущениями, органами чувств.

Приготовьте предметы со специфическим запахом — мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др. Стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах — кислый, горький, сладкий, приятный — неприятный, съедобный — несъедобный. Затем завяжите ребенку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.

http://portal-kultura.ru/upload/iblock/567/12-PHP767858_3554133.jpg

http://fredaolymp.com/attachments/Image/D3aEm09thQA.jpg?template=generic          Музыкальные игры

«Дождь и солнце»Игра "Волк под горой"

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

«Догадайся, что звучит»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.

Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

 «ПОСКОК»

Цель: развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного шага.

Скок, скок - поскок         продвигаются вперед    

Молодой дроздок,           прыжками

По водичку пошел,          идут мягким пружинным 

Молодичку нашел.          шагом 

Молодиченька,                сужают круг

Невеличенька,

/ Сама с вершок,               присаживаются

Голова с горшок.              прикладывают ладони к щекам

                                          покачивают головой.

Ход:

Дети стоят по кругу, согнув руки в локтях, кулачки прижаты к плечам - имитируют крылышки. В центре круга - птичка (игрушка)

«Угадай песенку»

Цель: развивать музыкальный слух.

Выберите одну из любимых детьми песенок. Пропевайте ее про себя и параллельно прохлопывайте ее. Нужно угадать, что это за песня. Задание непростое, но все же чаще дети с ним справляются. Многое зависит от взрослого: насколько четко он поет про себя и насколько точно передает песню хлопками. Можно поменяться ролями и предложить детям загадать ту же загадку взрослому. Старайтесь хлопать и петь песню в привычном темпе.

«ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»

Цель: Развитие чувства ритма, координации, умения согласовывать движения с текстом.

Ход игры:

Тень-\тень, поте \ тень.          Ритмичные хлопки по

Села \ кошка под пле \ тень.      коленям

Налетели воробьи,             Взмахивают кистями рук

                                                    «крылышки»

\ Хлопни им в \ ладошки.  хлопки   

Улетайте воробьи!             Грозят пальчиком

Берегитесь кошки!

«КИСКА, БРЫСЬ!» СЛ. НАРОДНЫЕ

Цель: Совершенствовать навык ходьбы на месте,

навык заканчивать движение с окончанием текста.

Ход игры:

Киска, киска, киска, брысь!      дети грозят пальчиком

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,                шагают на месте

Через киску упадет!                  

 Бах!                                                    приседают

«ЛЯГУШАТА И РЕБЯТА»

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры:

Лягушата все по лужам

Шлеп-шлеп-шлеп,            дети делают шлепки

            шлеп-шлеп-шлеп!         по коленям

А ребята по дорожке-

То-топ-топ, топ-топ-топ!  Перетопы ногами.

Рядом весело идут,

Вместе песенку поют:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля!            Хлопают в ладоши

«ДОЖДИК, ЛЕЙ!»

Цель: развитие эмоциональной сферы, координации движений.

Дождик, лей, лей, лей.        

Помахивают кистями рук 

На меня и на людей.          

Руки к груди и разводят в стороны

На людей по ложке,          

 ладошки сложены в «ложки»-     углубления     

На меня по крошке,        

   руки к груди и пальцы сложены   в щепотку

А на бабу -  Ягу                

  Руками схватиться за голову,  покачать головой

Лей по целому \ ведру.     

  Руки бросить вниз с наклоном  туловища.

«КТО  ПОДОШЕЛ  К  ТЕРЕМКУ»

 

      Цель: развивать динамический и тембровый слух.

    Игровой материал: картинка из картона с изображением теремка. На          

     выдвижной бумажной ленте сбоку от теремка  нарисованы  сказочные

     персонажи:   лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и другие                 

       ХОД  ИГРЫ:

      Взрослый начинает сказку:

            «Стоит в поле теремок-теремок,

              Он не низок, не высок, не высок.

              Вот по полю, кто-то к домику бежит?

              Вот по полю, кто-то к домику спешит?».

 Дети слушают музыку и определяют по звучанию какому персонажу сказки  

она подходит. Ребенок правильно угадавший, чья музыка звучит,    

выходит к игровому полю и вставляет в прорезь перед домиком    соответствующую фигуру героя сказки.

«Угадай, на чём играет Петрушка».

Цель: Упражнять детей в различении музыкальных инструментов по тембру звука.

 Оборудование. Ширма, набор музыкальных инструментов, игрушка-заяц. Ход игры. Педагог показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть» Петрушка (3-4), называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет. Если ответ верный, то Петрушка выглянет из-за ширмы». Педагог убирает инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют инструмент.

 Примечание. Первоначально используются контрастные по звучанию инструменты из разных мелодических групп, затем более близкие по звучанию.

«Тихий и громкий дождик».

 Цель: Учить различать и воспроизводить на деревянных кубиках или палочках тихое и громкое звучание.

Оборудование. Деревянные кубики.

Ход игры. Педагог предлагает изобразить с помощью кубиков (палочек) дождик, но указывает на то, что дождик будет идти то сильнее, то тише. Значит, и звучать кубик(палочки) будут то громко, то тихо. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует тихое и громкое звучание.

Примечание. Первоначально педагог и дети имитируют дождь на кубиках, позднее педагог исполняет фортепианную пьесу Любарского «Дождик», а дети изображают дождь на кубиках.

«Угадай песенку»

Цель: развивать музыкальный слух.

Выберите одну из любимых детьми песенок. Пропевайте ее про себя и параллельно прохлопывайте ее. Нужно угадать, что это за песня. Задание непростое, но все же чаще дети с ним справляются. Многое зависит от взрослого: насколько четко он поет про себя и насколько точно передает песню хлопками. Можно поменяться ролями и предложить детям загадать ту же загадку взрослому. Старайтесь хлопать и петь песню в привычном темпе.

«Зайцы»

Игровой материал. На планшете изображены лес, поляна, в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки — «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку». Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.

«Где мои детки?»

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках нарисованы: гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы). Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко - ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

http://cs623925.vk.me/v623925049/3fb11/0ZCrn-cbzU0.jpg           

Каравай

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною

Одного нет у нас (имя одного из играющих)

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

 

      « Арина»

Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина.

Ей завязывают глаза.

Все поют:

Дорогая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

 «Пузырь»

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу.

Вместе произносят:

 Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

 Оставайся такой

 Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» ж – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг

.

« Перелёт птиц»

 Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге и равновесии.

Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки (зала) - они «птицы». На другом конце площадки разложены кирпичики.

По сигналу воспитателя «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям – скрываются на них от бури.

Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась» птицы спускаются спокойно с деревьев (кирпичиков) и продолжают свой путь.

Правила игры:

По сигналу «буря» все должны встать на кирпичик.

Указания к проведению игры:

1) лучше использовать кирпичики, расположить их в один ряд.

Варианты игры:

Когда дети усвоят игру можно располагать кирпичики по краям площадки.

 

 «Мыши в кладовой»

 Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Дети упражняются в подлезании, в беге.

Описание игры: Дети «мыши» сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута верёвка на высоте 50-40 см. это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.

Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки  (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.

Повторить игру можно 4-5 раз.

Правила игры:

Мыши  могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснёт.

Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснётся и замяукает.

Указания к проведению игры:

В тот момент, когда мыши убегают из кладовой, воспитатель поднимает верёвку, чтобы она не мешала детям, а затем опускает её и бежит догонять мышей.

Воспитатель должен следить, чтобы дети, подлезая под верёвку, не задевали её.

 

« Подарки, Ровным кругом»

Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

«Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет»

С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

 

« Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

«Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть.

 

« Грушка»

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

Мы посадим грушку – вот, вот!

Пускай наша грушка растет, растет!

Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;

Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

А мы эту грушку все щипать будем.

От нашей Марийки убегать будем!

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне  (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.

«Огородник и воробей»

Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:

Воробей маленький.

 Серенький, удаленький,

 По двору шныряет,

 Крошки собирает;

 В огороде ночует,

 Ягоды ворует.

Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его), берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют

Уж век воробышку не лётывать,

 В огороде ягод не клёвывать,

 На дубовой тычинке не сиживать.

 А ты, воробышек, садись на лужочек,

 А ты, серенький, садись во кружочек.

 Не пора ли тебе встать и полетать,

 В хороводе нашем поплясать!

В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше всех орехов в «гнездо». Его объявляют победителем и в награду отдают все орехи.

 «Пчёлы»

 Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлки яровые,

 Крылья золотые, Что вы сидите,

В поле не летите?

 Аль вас дождичком сечёт,

 Аль вас солнышком печёт?

 Летите за горы высокие,

 За леса зелёные

 На кругленький лужок,

 На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши

http://lvenok33.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%823.jpg                 Словесные игры

Ладушки
Цель игры. Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.
Ход игры. Дет и садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в игру «Ладушки». Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! хлопают в ладошки».

Слова: Движения:
Ладушки, ладушки! Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши
Где были? – У бабушки! В такт словам потешки.
- Что ели? – Кашку!
- Что пили? – Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька, 
Бабушка добренька. Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. 
Попили, поели, На слова «Прочь улетели» разводят руки в 
Шу-у – полетели! стороны и опускают на колени.
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!

Играя повторно, воспитатель после слов «Где были?» делает паузу и ждет ответов детей: «У бабушки»; «Что ели?» - «Кашку»; «Что пили?» - «Бражку».
В следующий раз всю потешку дети произносят с воспитателем.

Коза рогатая
Цель игры. Позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его.
Ход игры. После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть.
Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая:
Идет коза рогатая, 
Идет коза бодатая 
За малыми ребятами. 
Ножками топ-топ, 
Глазками хлоп-хлоп, 
Кто каши не ест, 
Молока кто не пьет 
Забодает,
забодает,
забодает.
При слове «забодает» дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей.

Заинька
Цель игры. Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
Заинька, по сеничкам 
Гуляй, погуливай! 
Серенький, по новеньким 
Погуливай, гуляй! 
Некуда заиньке выскочить, 
Некуда серому выпрыгнуть. 
Заинька, поскачешь 
Выскочешь,
Серенький, попляшешь 
Выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 23 раз.

На птичьем дворе
Цель игры. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:

Наши уточки с утра Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! 
Наши гуси у пруда Га-га-га! Га-га-га! 
А индюк среди двора Бал-бал-бал! Балды-балда! 
Наши гуленьки вверху Грру-грру-у-грру-грру-у! 
Наши курочки в окно Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко! 
А как Петя-петушок 
Ранним-рано поутру 
Нам споет ку-ка-ре-ку!

«Как кричат уточки?» спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.
В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы «уточки», «гуси», «индюки». «Наши уточки с утра», говорит воспитатель, а дети-уточки отвечают: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!» и т. д.
Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

Конь
Цель игры. Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Ход игры. Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).
Слова: Движения: 
Топ-топ-топ! Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки
Ты скачи в галоп.
Ты лети, конь, скоро-скоро, Бег все убыстряется
Через реки, через горы,
Все в галоп, в галоп, в галоп.
Гоп-гоп-гоп!
Тпру!.. говорит воспитатель. Дети останавливаются и тоже произносят «тпру...».

Петушок
Цель игры. Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке.
Ход игры. Дети я воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям: «Дети, посмотрите, чья это ша¬почка? (Показывает яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком». (Выбирают при помощи считалки петушка. Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть «ку-ка-ре-ку!», как петушок.) Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова:
Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Масляна головушка, 
Шелкова бородушка, 
Что ты рано встаешь? 
Что ты громко поешь? 
Детям спать не даешь! 
После слов «детям спать не даешь» воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.
Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить «ку-ка-ре-ку!». Игра повторяется 34 раза.

Хохлатка
Цель игры. Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы-наседки.
Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков. «Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому ее и называют хохлаткой.
По дворику хохлатка,
По дворику мохнатка
С цыплятами идет.
Чуть дети зазеваются, 
Шалят и разбегаются, 
Сейчас к себе зовет:
«Куда? Остановитесь! 
Куда, куда? Вернитесь! 
Не смейте убегать!» 
Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдемте гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» вы все прибежите ко мне». Курочка с цыплятками гуляет по дворику: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.
Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и, обращаясь к ним, произносит:
Куда? Остановитесь! 
Куда, куда? Вернитесь! 
Не смейте убегать!

Цыплятки бегут к своей маме. 
Игру можно повторить 34 раза

Сова
Цель игры. Приучать детей слушать стихотворе¬ние, понимать его смысл и действовать по сигналу.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.
Слова воспитателя и детей: Движения:
В лесу темно, Дети ходят по кругу. Остановившись, 
Все спят давно. Изображают спящих птиц.
Все птицы спят, 
Одна сова не спит, 
Летит, кричит.
Совушка-сова, Сова показывает, какая у неё большая голова.
Большая голова, Вертит головой, смотрит по сторонам.
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит!

Услышав слова «как полетит», дети убегают, а сова их догоняет. 
Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.

Уточка
Цель игры. Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения, углубить их знания об уточке.
Ход игры. Воспитатель показывает игрушки большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята.
Послушайте, дети, стихотворение про уточку:
Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
Под кустиком, под березкой.
Сама утя хожу,
Детей своих вожу,
Сама утя поплыву,
Детей своих поведу.
Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена (выбирают девочку постарше), а мы будем ее детки-утята.
Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят (вместе с воспитателем):
Уточка луговая, 
Серая, полевая, 
Где ты ночку ночевала?
Лена (вместе с воспитателем):
Под кустиком, под березкой. 
Сама утя хожу, 
Детей своих вожу, 
Сама утя поплыву, 
Детей своих поведу.
Лена становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.
Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается.

Птички
Цель игры. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь
Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Послушайте новое стихотворение про птичек:
Летели две птички, 
Собой невелички. 
Как они летели, 
Все люди глядели. 
Как они садились, 
Все люди дивились.
Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад».
Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.

Солнечные зайчики
Цель игры. Упражнять детей в произношении стихотворения в сочетании с движениями.
Ход игры. Воспитатель с помощью маленького зер¬ала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:
Солнечные зайчики 
Играют на стене, 
Поманю их пальчиком, 
Пусть бегут ко мне. 
Ну, лови, лови скорей. 
Вот он, светленький кружок, 
Вот, вот, вот левей, левей!
Убежал на потолок.
Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направит его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удастся поймать рукой солнечного зайчика.

Игра в поезд
Цель игры. Закреплять знания детей о таком транспорта, как поезд, вызвать воспоминания о поездках детей на поезде, упражнять в правильном произношении звуков. 
Ход игры. Воспитатель изображает паровоз. Он становится впереди колонны детей. Дети изображают вагоны.
«Дети, говорит он, посмотрите, какой у нас длинный поезд. Сейчас мы поедем на нем. Покажите, как колеса двигаются (дети, согнув руки в локтях, двигают ими вперед-назад и приговаривают: «Гу-гу-гу»). Поехали!
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
«Гу-гу-гу, гу-гу-гу»,
Пыхтит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повез.
Стоп! Остановка! Кто хочет гулять? Скорей выходите!» Дети выходят из поезда, гуляют, собирая грибы, ягоды. На гудок паровоза («у-у-у-у!») они снова становятся в колонну и едут дальше. Воспитатель предлагает произносить стишок о поезде всем вместе.
В этой игре может быть использован и другой текст:
Загудел паровоз 
И вагончики повез: 
«Чах-чах, 
Чу-чу-чу, 
Далеко я укачу!»
Или:
Вагончики зеленые 
Бегут, бегут, бегут, 
А круглые колесики 
Все тук, да тук, да тук.
Вороны
Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука р, учить говорить то громко, то тихо.
Ход игры. Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.
Слова: Движения:
Вот под елочкой зеленой Дети бегают по комнате,
Скачут весело вороны: размахивая руками, как
«Кар-кар-кар!» (Громко.) крыльями.
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!» (Громко.)
Только к ночи умолкают Садятся на корточки, ру-
и все вместе засыпают: ки под щеку засыпают.
«Кар-кар-кар!» (Тихо.)
Игра проходит хорошо в том случае, если дети наблюдали за вороной, за ее повадками: как широко она расправляет при полете крылья, как громко кричит.

Пчелки
Цель игры. Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука ж, учить действовать по словесному сигналу.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть: «Помните, мы видели пчелок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают.) Пчелки собирают мед на цветах. Мишка-медведь тоже любит мед. Он подходит к домику-улью, где живут пчелки, и хочет забрать оттуда их мед. Пчелки его не пускают, прогоняют. А он их ловит. Но пчелки быстро улетают от него. Я буду пчелка-мама. Вы будете пчелки-дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три, медведем будешь ты!» На водящего надевают шапочку-маску. Медведь становится в стороне.
Слова пчелки-мамы: Движения:
Полетели пчелки Дети бегают по комнате, размахивая руками,
собирать мед с цветочков и жужжат
Мишка-медведь идет, 
Мед у пчелок унесет, 
Пчелки, домой! Бегут в угол комнаты

Слова пчелок-детей: 
Этот улей домик наш, Машут крыльями, прогоняя медведя 
Уходи, медведь, от нас: 
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Для продолжения игры дети с помощью считалки выбирают нового медведя.

Курочка-рябушечка 
Цель игры. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему её называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
На речку.
Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
За водичкой.
Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
Цыпляток поить.
Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

http://lvenok33.ru/wp-content/uploads/2014/09/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%BB-845x1200.jpg«Какого растения не стало?»
На столик выставляется три или четыре растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
Распределение плодов по цвету
Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. 

«Вершки-корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.
«Кто где живёт»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их

«Наши друзья»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал:  карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.     

Ход игры: Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться  желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.  

http://www.detki55.ru/media/article/1328097564_9789660810754.jpg                 Потешки


ГОТОВИМСЯКО СНУ


Пять котят спать хотят, 
А шестой - не спит. 
Пять котят спать хотят, 
А шестой - шалит! 
Хвостиком виляет, громко лает! 
Он бы лаял до утра, 
Да подумал: спать пора! 
Мирно хвостиком вильнул, 
И быстрее всех уснул. 
И тебе он, между прочим, 
Пожелал: 
«Спокойной ночи!» 
*** 
Спи, усни, детка Андрюшенька. 
Все ласточки спят, 
Все касаточки спят, 
Нашему Андрюшеньке 
Спать велят. 
*** 
Малиночка сладенькая, 
Спи, дочка маленькая. 
Баю, баю, байки, 
Прилетели чайки, 
Стали крыльями махать, 
Наших деток усыплять. 
*** 
Вот и люди спят, 
Вот и звери спят. 
Птицы спят на веточках, 
Лисы спят на горочках, 
Зайцы спят на травушке, 
Утки - на муравушке, 
Детки все по люлечкам... 
Спят-поспят, всему миру спать велят. 
*** 
Баю, баю, баюшок, 
В огороде петушок. 
Песни громко поет, 
Ване спать не дает 
А ты, Ванечка, усни, 
Крепкий сон к тебе приди. 
Тебе спать - не гулять, 
Только глазки закрывать. 
*** 
Бай, бай, бай, бай, 
Ты, собаченька, не лай 
И в гудочек не гуди – 
Наших деток не буди. 
Наши детки будут спать 
Да большими вырастать. 
Они поспят подольше, 
Вырастут побольше. 
*** 
Тишина у пруда, 
Не качается вода. 
Не шумят камыши, 
Засыпают малыши 
*** 

Ай, качи, качи, качи, 
Улетели в лес грачи. 
Не летают гули – 
Все давно уснули. 
Не скребутся паучки – 
Влезли в норки у печи. 
Только наша Оленька 
Спать ложится поздненько. 
Ходит сон по хате 
В сереньком халате, 
А сониха под окном – 
В сарафане голубом. 
Ходят вместе они, 
А ты, доченька, усни. 
Баю, баю, баюшок, 
Кладу Машу на пушок – 
На пуховую кровать, 
Будет Маша крепко спать. 
*** 
Ходит сон по лавочке 
В красненькой рубашечке, 
А Сониха - по другой- 
Сарафанец голубой. 
Они вместе идут, 
Дрему Катеньке несут. 
*** 
Байки-побайки, 
Прискакали зайки, 
Стали люльку качать, 
Сладку дрему навевать. 
Стали в дудки играть, 
Начал Миша засыпать 

Ходит Сон 
Близ Окон. 
Бродит Дрема 
Возле Дома. 
И глядят: 
Все ли спят. 
*** 
Как у нашей бабушки семеро внучат. 
Семеро-семеро с вечера не спят. 
К каждому-то бабушка 
С вечера приди. 
К каждому-то бабушка 
Песню заведи: 
Про утенка, про котенка, 
Про лисенка, про гусенка, 
Баку про лебедушку, 
Баку про зайчат. 
Баюкает бабушка семерых внучат. 
*** 
Баю,баю, паренька, 
На полянке пахарька, 
Н а гулянке плясунка, 
На беседе форсунка. 
*** 
Спи-ка, Маша – солнышко, 
Спи-ка, житно зернышко, 
Спи, моя родная, 
Рыбка золотая. 


Баю, баю, спать пора. 
Гости едут со двора, 
Со двора едут домой 
На лошадке вороной. 
*** 
Баю-баю, баю-бай. 
Поскорее засыпай. 
Баю-баю, спи-усни, 
Угомон тебя возьми. 
*** 
Баю-бай, баю-бай, 
Пойди бука под сарай, 
Пойди бука под сарай, 
Под сараем кирпичи, 
Буке некуда легчи. 
*** 
Лю-ли, лю-ли, люленьки, 
Прилетели гуленьки. 
Они сели ворковать, 
Куда деточку девать. 
*** 
Баю-баю-баиньки, 
Купим детке валенки. 
Наденем на ножки, 
Пустим по дорожке. 
Будет детонька ходить, 
Будет валенки носить. 
*** 
Ах, ты котик серенький, 
Хвостик у тебя беленький, 
Брысь, котик, не ходи! 
Мою детку не буди. 

Ходит сон по горе. 
Носит дрему в рукаве, 
Всем детишкам продает, 
нашей Тане так дает. 
*** 
Люли, люли, баеньки, 
В огороде заиньки. 
Зайки травку едят, 
Насте спать велят. 
*** 
Люли, люли, люли, бай 
Поскорее засыпай. 
Уж я по воду пойду, 
Заек чаем напою. 
*** 
Ходит сон у окон, 
Ходит к Дреме на поклон. 
Ты входи-ка, Дрема, в дом, 
Напусти нам угомон. 
*** 
Байки-побайки, 
Прискакали зайки, 
Стали люльку качать, 
Сладку дрему навевать, 
Стали в дудку играть, 
Начал Миша засыпать. 
*** 
Бай-бай, бай-бай, 
Ты, собаченька, не лай, 
Петушок, не кричи 
И Ванюшу не буди. 
Мой Ванюша будет спать, 
Да большой вырастать. 
Ой люленьки, люленьки, 
К нам летели гуленьки. 
К нам они летели, 
Мы на них глядели. 
Летели, летели, 
На березку сели. 
А березка скрип, скрип, 
А мой Вася спит, спит. 
*** 
"Волшебный сон" 
Реснички опускаются, 
Глазки закрываются. 
Мы спокойно отдыхаем, 
Сном волшебным засыпаем. 
Дышится легко, ровно, глубоко.. 
Наши руки отдыхают... 
Ноги тоже отдыхают... 
Отдыхают, засыпают... 
Шея не напряжена 
И расслаблена она. 
Губы чуть приоткрываются, 
Всё чудесно расслабляется. 
Дышится легко, ровно, глубоко. 
Напряженье улетело 
И РАССЛАБЛЕНО ВСЁ ТЕЛО... 
*** 
Дальний лес стоит стеной, 
А в лесу, в глуши лесной, 
На суку сидит сова, там растёт усни-трава. 
Знает сонные слова. 
Как шепнёт свои слова, сразу никнет голова. 
Я сегодня у совы попрошу такой травы: 
Пусть тебе усни-трава скажет сонные слова. 

ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА

На кота потягушки, 
На дитя порастушки, 
А в ручки хватушки, 
А в ножки ходушки, 
А в роток говорунок, 
А в голову разум мок!   
*** 
Вот проснулся петушок, 
Встала курочка. 
Подымайся, мой дружок, 
Встань, мой Юрочка. 
*** 
Потягушечки, потягушечки 
Поперек толстушечки, 
А в ручки хватушечки, 
А в ножки ходушечки, 
А в роток говорок, 
А в головку разумок. 
Спят медведи и слоны, 
Заяц спит и ежик. 
Все давно уж спать должны, 
Наши дети тоже. 
Ночь прошла, 
Темноту увела, 
Замолчал сверчок, 
Запел петушок. 
Встала маменька, 
Открыла ставенку. 
«Здравствуй, 
солнышко-колоколнышко!» 

ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

http://www.svadbuzz.ru/sites/default/files/imagecache/photo-big/users/1/photo/2016/272/6XM6oApG8tc.jpg
Ай, лады-лады-лады, 
Не боимся мы воды, 
Чисто умываемся, 
Маме улыбаемся. 
                                                             

Водичка серебристая 
Струится из-под крана. 
                                                                     

И мыло есть душистое, 
Совсем как в нашей ванной. 
*** 
«Водичка серебристая, 
Ты как сюда попала?» 
«Через луга росистые 
Я в детский сад бежала» 
«Водичка серебристая, 
Зачем ты к нам бежала?» 
«Чтоб все вы были чистыми, 
Чтоб все вокруг сверкало» 
*** 
Закатаем рукава, 
Открываем кран - вода. 
Моем глазки, моем щечки, 
Моем уши и ладошки! 
- Посмотрите, крошки, 
- На свои ладошки. 
- Ах, какие ладошки! 
- Чистые ладошки! 
*** 
В ручейке вода струится 
В речке плещется вода. 
Мы под краном будем мыться, 
Без воды мы никуда. 
Моем руки, моем лица 
Мылом, щеткой и водой. 
Если ты не любишь мыться, 
Эту песенку не пой. 
*** 
Чистая водичка 
Умоет Саше личико, 
Анечке - ладошки, 
А пальчики - Антошке. 
*** 
Не умыться, не напиться без воды, 
Листику не распуститься без воды, 
И потому всегда 
Всем, везде нужна вода. 
*** 
Знаем, знаем, да-да-да, 
Где тут плещется вода. 
Выходи, водица, 
Мы пришли умыться! 
Лейся на ладошки, 
По-нем-нож-ку, 
Нет, не понемножку - посмелей, 
Будем умываться веселей. 
*** 
Из колодца принесла 
Курица водицы. 
И цыплята всей гурьбой 
Побежали мыться. 
*** 
Кран, откройся, 
Нос, умойся! 
Мойтесь сразу оба глаза! 
Мойтесь уши, мойся шейка! 
Шейка, мойся хорошенько! 
Мойся, мойся, обливайся, 
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся! 
*** 
Лейся, чистая водичка, 
Ты умой мне чисто личико, 
Шейку, ручки умывай, 
Ничего не забывай! 
Мылом, мылом чисто мойся, 
Ни о чем не беспокойся. 
Мыло не кусается, просто умывается. 
*** 
Кто не моет руки с мылом 
От среды и до среды. 
На мохнатом полотенце 
Отпечатаны следы. 
*** 
Нам водичка - добрый друг, 
Скажут люди все вокруг. 
Мы на руки все польем, 
А потом играть пойдем. 
Дорогие мои дети! 
Я прошу вас, мойте чаще 
Ваши руки и лицо. 
Все равно, какой водою: 
Кипяченой, ключевой. 
Из реки иль из колодца, 
Или просто дождевой. 
Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, 
Перед каждою едою, 
После сна и перед сном. 
*** 
Каждый день я мою мыло 
Под горячею водой. 
Мойся, мыло, не ленись, 
Не выскальзывай, не злись. 
Вот оно и не упало, 
Мы не моем его сначала. 
Ах, опять оно упало, 
Будем мыть его сначала. 
Умываемся мы быстро, 
Вытираемся мы чисто, 
Так опрятны, аккуратны, 
Всем смотреть на нас приятно. 
*** 
Чище умойся, воды не жалей. 
Будут ладошки снега белей. 
Я сегодня утром рано 
Умывался из-под крана. 
Я и сам теперь умею 
Вымыть личико и шею. 

ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

Жили-были сто ребят, 
Все ходили в детский сад. 
Все садились за обед, 
Все съедали сто котлет. 
Все потом ложились спать. 
Начинай считать опять. 
*** 
Гойда, гойда, люленьки, 
Прилетели гуленьки, 
Стали гули говорить, 
Чем Ванюшу накормить. 
Один скажет - кашкою, 
Другой - простоквашкою, 
Третий скажет - молочком 
И румяным пирожком. 
*** 
Травка-муравка со сна поднялась, 
Птица-синица за зерна взялась, 
Зайка - за капустку, 
Мышка - за корку, 
Детки - за молоко. 
*** 
Умница, Катенька, 
Ешь кашку сладеньку, 
Вкусную, пушистую, 
Мягкую, душистую. 
*** 
Дубы, дубочки, 
Пеку блиночки, 
Блиночки горячи, 
Не хотят сидеть в печи. 
Блиночки румяные 
С маслицем, сметаною. 
*** 
А у нас есть ложки 
Волшебные немножко. 
Вот — тарелка, вот — еда. 
Не осталось и следа. 
*** 
На моей тарелочке 
Рыженькая белочка, 
Чтоб она была видна, 
Все съедаю я до дна. 
Пей, дружок, томатный сок, 
Будешь строен и высок. 
*** 
Глубоко и мелко, 
Корабли в тарелке, 
Вот кораблик плывет, 
Заплывает прямо в рот. 
*** 
5.«Не хочу есть манную кашу!» 
Кричала девочка Маша. 
«Правильно» — думала каша, 
Хорошая девочка Маша». 
Обед 
Бери ложку, бери хлеб, 
И скорее за обед. 
*** 
Посадим на ложку 
Капустку, картошку — и спрячем! 
Попробуй найди! 
Не видно на ложке 
Капустки, картошки. 
И нет на тарелке — гляди! 
*** 
Час обеда подошел, 
Сели деточки за стол. 
Полдник 
Вот и полдник подошел, 
Сели дети все за стол. 
Чтобы не было беды, 
Вспомним правила еды: 
Наши ноги не стучат, 
Наши язычки молчат. 
За обедом не сори, 
Насорил — так убери. 
*** 
А у нас есть ложки 
Волшебные немножко. 
Вот — тарелка, вот — еда. 
Не осталось и следа. 
На моей тарелочке 
Рыженькая белочка, 
Чтоб она была видна, 
Все съедаю я до дна. 
Пей, дружок, томатный сок, 
Будешь строен и высок. 
*** 
Глубоко и мелко, 
Корабли в тарелке, 
Вот кораблик плывет, 
Заплывает прямо в рот. 

НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

http://cs411125.userapi.com/v411125891/996c/Z_SOwcDXze0.jpg

Солнышко, солнышко, 
Выгляни в окошечко. 
Ждут тебя деточки, 
ждут малолеточки! 
*** 
Дождик, дождик, 
Полно лить, 
Малых детушек мочить! 
*** 
Бабочка - коробочка, 
Ветер или дождь! 
Полетишь - так ветер, 
Упадешь - так дождь! 
*** 
Свет-светлячок, 
Посвети в кулачок! 
Посвети немножко, 
Дам тебе горошка, 
Кувшин творога 
И кусок пирога! 
*** 
Мотылек-ветилек, 
Принеси нам ветерок: 
От ворот поворот 
Гнать кораблик в ручеек. 
*** 
Уж ты, бор-борок, 
Дай ягод коробок, 
Грибов кузовочек, 
Орехов мешочек! 


Земле 
Вместе с солнышком встаем, 
Небу мы улыбку шлем, 
Всей Земле — большой привет! 
Ведь ее прекрасней нет! 
Ветру 
Здравствуй, ветер озорной, 
Летом, осенью, весной 
Ты прохладу даришь нам 
И деревьям, и цветам. 
Солнцу 
Ты всех любишь, ты всех греешь, 
Всех ласкаешь и жалеешь, 
Наше Солнышко, наш свет, 
Все тебе мы шлем привет! 
Цветам 
Мы цветочки рвать не будем, 
Пусть растут на радость людям! 
Красные и голубые, 
Все красивые такие! 
Животным 
Всем зверушкам, птичкам, рыбкам 
И жучкам мы шлем улыбки. 
Всех, друзья, вас очень любим. 
Обижать мы вас не будем! 

ПОТЕШКИ ДЛЯ «ОБЩЕНИЯ»

С ЖИВОТНЫМИ НА ПРОГУЛКЕ

http://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/d1/7d/d17d4290da5c7c3776b79793d0287e5d.jpg

Дай молочка, Буренушка, 
Хоть капельку - на донышко! 
Ждут меня котята, Малые ребята! 
Дай им сливок ложечку, 
Творогу немножечко. 
Всем дает здоровье 
Молоко коровье. 

Курочка-тараторочка, 
По двору ходит, 
Цыплят водит, 
Хохолок раздувает, 
Малых деток потешает. 

Как у нашего кота 
Шубка очень хороша, 
Как у котика усы 
Удивительной красы, 
Глаза смелые, 
Зубки белые. 

Свинка Ненила 
Сыночка хвалила: 
То-то хорошенький, 
То-то пригоженький: 
Ходит бочком, ушки торчком! 
Хвостик крючком, 
Нос пятачком. 

Привяжу я козлика 
К белой березке. 
Стой, мой козлик, 
Стой, не бодайся. 
Белая березка, 
Стой, не качайся. 

Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Что так рано встаешь, 
Деткам спать не даешь? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи.

Очень часто,  мы и не подозреваем -насколько важно играть с детьми, начиная с самого рождения.......

Игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь...

Игры для развития речи.

Данная презентация входит в состав творческого проекта "Артикуляционная гимнастика". Позволяет не только отрабатывать отдельные упражнения, но и в занимательной форме организовать игры на внимание и т...

Игры для развития речи 2.

Вторая часть речевых игр в составе творческого проекта "Артикуляционная гимнастика"....

Буклет для родителей "Игры по развитию речи"

Буклет составлен для родителей. В буклете собраны игры для обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи и связной речи....

Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям

Игры для родителей с детьми в домашней обстановке...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 В коррекционной  работе использую различные  игры  для развития мелкой моторики. Ребятишки очень любят эти забавные игры. Пальчиковые игры способствуют развитию: мелкой моторики; речи (автоматизируя ...