Вред и польза цифровой среды для детей раннего дошкольного возраста
консультация

Варибрус Алина Олеговна

О плюсах и минусах цифрофой эпохи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifra.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Вред и польза цифровой среды для детей раннего возраста 

Современный человек уже не представляет своей жизни без всевозможных гаджетов: смартфонов, планшетов, игровых приставок и других электронных помощников. Они прочно вошли в нашу жизнь. Наши дети используют гаджеты с младенчества – смотрят на них мультфильмы, слушают сказки и музыку, играют и учатся по ним. Но насколько они являются действительно «друзьями»? И как не навредить ребенку переизбытком общения с ними? С одной стороны, не разумно и не дальновидно исключить общение малышей с компьютером и прочими девайсам, ведь они помогают развиваться. С другой стороны, высокие технологии могут полностью завладеть вниманием и временем ребенка, которое гораздо лучше потратить не на виртуальные, а на реальные подвижные игры, прогулки, чтение, творчество, общение со сверстниками и родителями. А ведь эти вопросы являются чуть ли не первостепенным, так как речь идет о будущем наших детей.

Современные дети родились и растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электричество. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. Не исключено, что компьютер в глазах родителей в первую очередь – средство обучения, в отличие от телевизора. Однако, признавая роль компьютера в образовании, зарубежные специалисты отводят ему в этом процессе отнюдь не главное место. По данным социологического опроса есть ещё и другие средства интеллектуального развития (книги – 96%; кубики – 77%; пазлы –74%; и др.). Зарубежные педагоги и медики значительно лучше успели исследовать проблему взаимодействия детей дошкольного возраста с электронными средствами массовой информации и начали вырабатывать систему мер предосторожности, тогда как российские системы здравоохранения и образования пока мало осознают опасность происходящего. А ведь дети дошкольного возраста – наиболее быстро растущий сегмент пользователей Интернета.

В чём же положительные и отрицательные аспекты использования компьютерных технологий детьми дошкольного возраста?

Современное образовательное пространство практически не может обойтись без компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей. Использование компьютерных технологий в дошкольном возрасте развивает фантазию и творческие способности малыша. 

Компьютерные игры общеобразовательного содержания могут быть особенно полезны для детей, имеющих проблемы с обучением. Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Даже сам по себе он привлекателен для ребенка, вызывает познавательный интерес.

Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. И это неоспоримые плюсы.

Но самый большой минус в том, что всего каких-то 20 лет назад дети подолгу играли на улице, ездили на велосипедах, занимались спортом и строили песочные замки. Фантазируя, они создавали свои собственные игры, не требующие дорогостоящего оборудования, много двигались, и их сенсорный мир опирался на природу и простоту.

С приходом же гаджетов дети теперь полагаются на технологии как на основу для большинства своих игр, резко сокращая творчество и фантазию, а также снижая физические нагрузки, необходимых для достижения оптимального сенсомоторного развития. По данным исследований, каждый шестой ребенок сегодня имеет диагноз «нарушение развития», каждый шестой страдает ожирением, у 14,3% детей диагностировано психическое расстройство. Такие диагнозы, как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ, аутизм, расстройство координации, сенсорные расстройства, тревога, депрессия, нарушения сна) могут быть связаны с чрезмерным увлечением новыми технологиями, растущими тревожными темпами.

Есть некоторые прямые последствия для здоровья детей от использования современных технологий. Например, у детей группы риска эпилепсии, игры, которые показывают мигающие изображения на светлом фоне, могут вызвать эпилептические припадки. Дети с помощью компьютеров и электронных игр часто принимают неустойчивые и неудобные позы, которые ведут к нарушению опорно-двигательного аппарата.

Информационные технологии, оказывают колоссальное воздействие и на психику человека, приводящее к физическим и психическим расстройствам (это воздействие интерактивной деятельности на психику; негативное содержание, потенциальное исключение родителей, традиционных хранителей общества, из общения с развивающимся ребенком).

 Демонстрация насилия может вызвать у детей желание подражать тому, что они видят, могут травмировать детей, вызвать кошмары, привести к стрессу. Длительная визуальная фиксация на двумерном экране ограничивает глазное развитие, необходимое для последующего чтения и письма.

Медиатехнологии (ТВ, видео, игры, Интернет, музыка, мобильные телефоны и др.) привели к существенному изменению образа детства в нашем обществе. Хотя никто не может отрицать преимущества передовых технологий в современном мире, подключение к ним, возможно, «происходит за счет отключения следующего поколения от общечеловеческих ценностей».

Чтобы удержать баланс всех «за» и «против», необходимо помнить следующее: компьютеры вызывают у детей огромный интерес и задача родителей направить этот интерес в нужное русло, научив ребенка азам компьютерной грамотности и правилам безопасной работы на компьютере. Ребенок должен воспринимать компьютер, как естественную, но далеко не самую главную составляющую его жизни. Поэтому ни в коем случае не наказывайте ребенка путем «отлучения» от компьютерных игр, и не поощряйте, разрешая играть в них сутками. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И. если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре. Предлагать другие возможности времяпрепровождения, например, составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.) Обращать внимание на игры, в которые играют дети, обсуждать их вместе с ребёнком. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит реальных эмоций от интересной, насыщенной жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Трудно переоценить  роль хорошо развитой  в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается  его мышление, поведение. Д...

«Программа развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях специализированного детского Дома ребенка»

Проект парциальной развивающей образовательной программы, для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях КУ «Урайского специализированного Дома ребенка»...

Статья «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартри...

Творческий отчет по теме самообразования "Развитие игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Творческий отчет "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Конспект занятия для детей раннего дошкольного возраста по развитию речи "Пересказ сказки"

Занятие с применением инновационной технологии "Педагогическая провокация"...