Вред и польза цифровой среды для детей раннего дошкольного возраста
консультация
Предварительный просмотр:
Вред и польза цифровой среды для детей раннего возраста
Современный человек уже не представляет своей жизни без всевозможных гаджетов: смартфонов, планшетов, игровых приставок и других электронных помощников. Они прочно вошли в нашу жизнь. Наши дети используют гаджеты с младенчества – смотрят на них мультфильмы, слушают сказки и музыку, играют и учатся по ним. Но насколько они являются действительно «друзьями»? И как не навредить ребенку переизбытком общения с ними? С одной стороны, не разумно и не дальновидно исключить общение малышей с компьютером и прочими девайсам, ведь они помогают развиваться. С другой стороны, высокие технологии могут полностью завладеть вниманием и временем ребенка, которое гораздо лучше потратить не на виртуальные, а на реальные подвижные игры, прогулки, чтение, творчество, общение со сверстниками и родителями. А ведь эти вопросы являются чуть ли не первостепенным, так как речь идет о будущем наших детей.
Современные дети родились и растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электричество. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. Не исключено, что компьютер в глазах родителей в первую очередь – средство обучения, в отличие от телевизора. Однако, признавая роль компьютера в образовании, зарубежные специалисты отводят ему в этом процессе отнюдь не главное место. По данным социологического опроса есть ещё и другие средства интеллектуального развития (книги – 96%; кубики – 77%; пазлы –74%; и др.). Зарубежные педагоги и медики значительно лучше успели исследовать проблему взаимодействия детей дошкольного возраста с электронными средствами массовой информации и начали вырабатывать систему мер предосторожности, тогда как российские системы здравоохранения и образования пока мало осознают опасность происходящего. А ведь дети дошкольного возраста – наиболее быстро растущий сегмент пользователей Интернета.
В чём же положительные и отрицательные аспекты использования компьютерных технологий детьми дошкольного возраста?
Современное образовательное пространство практически не может обойтись без компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей. Использование компьютерных технологий в дошкольном возрасте развивает фантазию и творческие способности малыша.
Компьютерные игры общеобразовательного содержания могут быть особенно полезны для детей, имеющих проблемы с обучением. Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Даже сам по себе он привлекателен для ребенка, вызывает познавательный интерес.
Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. И это неоспоримые плюсы.
Но самый большой минус в том, что всего каких-то 20 лет назад дети подолгу играли на улице, ездили на велосипедах, занимались спортом и строили песочные замки. Фантазируя, они создавали свои собственные игры, не требующие дорогостоящего оборудования, много двигались, и их сенсорный мир опирался на природу и простоту.
С приходом же гаджетов дети теперь полагаются на технологии как на основу для большинства своих игр, резко сокращая творчество и фантазию, а также снижая физические нагрузки, необходимых для достижения оптимального сенсомоторного развития. По данным исследований, каждый шестой ребенок сегодня имеет диагноз «нарушение развития», каждый шестой страдает ожирением, у 14,3% детей диагностировано психическое расстройство. Такие диагнозы, как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ, аутизм, расстройство координации, сенсорные расстройства, тревога, депрессия, нарушения сна) могут быть связаны с чрезмерным увлечением новыми технологиями, растущими тревожными темпами.
Есть некоторые прямые последствия для здоровья детей от использования современных технологий. Например, у детей группы риска эпилепсии, игры, которые показывают мигающие изображения на светлом фоне, могут вызвать эпилептические припадки. Дети с помощью компьютеров и электронных игр часто принимают неустойчивые и неудобные позы, которые ведут к нарушению опорно-двигательного аппарата.
Информационные технологии, оказывают колоссальное воздействие и на психику человека, приводящее к физическим и психическим расстройствам (это воздействие интерактивной деятельности на психику; негативное содержание, потенциальное исключение родителей, традиционных хранителей общества, из общения с развивающимся ребенком).
Демонстрация насилия может вызвать у детей желание подражать тому, что они видят, могут травмировать детей, вызвать кошмары, привести к стрессу. Длительная визуальная фиксация на двумерном экране ограничивает глазное развитие, необходимое для последующего чтения и письма.
Медиатехнологии (ТВ, видео, игры, Интернет, музыка, мобильные телефоны и др.) привели к существенному изменению образа детства в нашем обществе. Хотя никто не может отрицать преимущества передовых технологий в современном мире, подключение к ним, возможно, «происходит за счет отключения следующего поколения от общечеловеческих ценностей».
Чтобы удержать баланс всех «за» и «против», необходимо помнить следующее: компьютеры вызывают у детей огромный интерес и задача родителей направить этот интерес в нужное русло, научив ребенка азам компьютерной грамотности и правилам безопасной работы на компьютере. Ребенок должен воспринимать компьютер, как естественную, но далеко не самую главную составляющую его жизни. Поэтому ни в коем случае не наказывайте ребенка путем «отлучения» от компьютерных игр, и не поощряйте, разрешая играть в них сутками. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И. если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре. Предлагать другие возможности времяпрепровождения, например, составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.) Обращать внимание на игры, в которые играют дети, обсуждать их вместе с ребёнком. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит реальных эмоций от интересной, насыщенной жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-148043-1353655628.jpg)
Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.
Трудно переоценить роль хорошо развитой в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается его мышление, поведение. Д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/24/picture-695121-1445695660.jpg)
«Программа развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях специализированного детского Дома ребенка»
Проект парциальной развивающей образовательной программы, для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях КУ «Урайского специализированного Дома ребенка»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/28/picture-932097-1735369480.jpg)
Творческий отчет по теме самообразования "Развитие игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Творческий отчет "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста посредством дидактических игр"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/25/picture-715386-1448438668.jpg)
Конспект занятия для детей раннего дошкольного возраста по развитию речи "Пересказ сказки"
Занятие с применением инновационной технологии "Педагогическая провокация"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/21/picture-1549633-1734776702.jpg)
Польза настольного тенниса для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
В статье рассказывается о пользе занятий настольным теннисом для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/21/picture-1549633-1734776702.jpg)
Польза настольного тенниса для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
В презентации представлен опыт организации занятий настольным теннисом для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ....