Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.
методическая разработка по теме

Сердцева Татьяна Петровна

Трудно переоценить  роль хорошо развитой  в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается  его мышление, поведение. Давно замечено, что дети  с плохо развитой  речью с трудом усваивают школьные задания, долго не могут научиться  читать и писать, а многие  из них производят впечатление умственно отсталых. Общеизвестно , что в норме  ребенок овладевает родным языком  на основе звучащей вокруг него и слышимой  им речи. Процесс усвоения родного языка в его главных чертах протекает в поразительно короткие  сроки. Однако психофизиологические  механизмы этого процесса остаются неясными и даже загадочными. Как бы сложно , бурно или своеобразно ни протекало развитие детской речи, оно подчиняется  определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их "речевых ошибок". Известно, что дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, что одни явления родного языка /типы предложений, длина слов, звуки речи и другие/ усваиваются ребенком раньше, другие -  намного позже. Естественная последовательность усвоения языковых  элементов направляется  разными факторами. Чем проще по звучанию и структуре  слово, тем быстрее и легче оно запоминается. Проявлению дара слова предшествует  определенного уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление  пассивного словарного запаса. На ранних этапах развитие речи огромное  значение имеет появление у ребенка желания подражать  словам. Кроме механизма  подражания, имитации или воспроизведения детьми слов окружающих, имеет место действие скрытой необычной сложной системы функциональных нервных связей, обеспечивающих осуществление речи. Показателем  развития детской речи отнюдь не является правильное  произношение звуков, как почему-то думают родители, а своевременном развитии у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т. е. развитие способности  соединить слова в предложения. Характерной особенностью детской речи вплоть до трех лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или заменяются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит  потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно и восприятие речи  далеко не совершенно. Зато в этом возрасте  дети точно воспроизводят  интонационно-ритмические. мелодические  контуры слов: "появос/паровоз/, пиехая/приехала/ и т.д.  Показателем правильного развития  детской речи является  способность ребенка 2, 5- 3  лет строить предложения из 3-4 слов  и  употреблять слова в несколько грамматических формах: дай- дает- не дам или киса- кису- кисе.   Практически  у всех детей  на рубеже трех лет происходит  резкий скачок в развитии  речи: период молчания и заменяющих слово выразительных жестов  сменяется периодом  активного использования речи. Этот речевой  взрыв делает ребенка  практически постоянно говорящим. Минуты молчания наблюдаются лишь тогда, когда  ребенок  не занят никакой  активной деятельностью, когда он вял и пассивен. По срокам появления первых слов и по объему наращивания активного  словаря дети очень  сильно отличаются друг от друга.. При этом малыш, который до двух лет говорил всего несколько слов, в период речевого взрыва может догнать или перегнать своих сверстников. К трем годам  у ребенка  активно накапливается словарь. Разница между словарем понимаемых слов и произносимых слов сокращается. При нормальном  речевом развитии качественно меняется понимание обращенной речи: если до двух лет ребенок понимал ее в основном с опорой на конкретную ситуацию, на бытовые предметы, то после двух лет ребенок начинает понимать речь с опорой на слово. Малыш внимательно слушает  то,  о чем говорят взрослые; он понимает простые сюжетные картинки ( например, "кошка лакает молоко", "кошка играет с клубком")  и не смешивает их, несмотря на то что  на обеих картинках изображен  один и тот же предмет; начинает понимать  слова  завтра, вчера, т.е. воспринимает  события  во временной  последовательности. К трем  годам ребенок  уже обычно правильно называет себя и может высказать  о себе критические  замечания.

В возрасте   двух лет считается нормой.   *первые слова  состоящие из  повторяющих слогов , типа : "ма-ма", "ля-ля", "бо-бо", или  звукоподражаний: "би-би"," аф-аф", должны появиться  к году                *к  полутора годам малыш должен произносить от 230 до 50 слов простых по  конструкции: коза. нога. пить и т.д        *  а к двум годам  карапуз произносит  уже  250- 300 слов, а также  в его речи появляются  простые фразы, типа : " Дай пить", "Давай играть" и т.д. 

Если малыш не говорит совсем, или его словарь очень мал, то не стоит  дожидаться трех лет. Не стоит тешить себя присказкой о том,. что беспокоиться еще рано, в три года мой малыш сам заговорит. Возраст с году до  двух, считается  важным и наиболее благоприятным для  формирования  детского лексикона, реального  словарного запаса, которым располагает  ребенок, только начинавший осваивать  родной язык.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

«Программа развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях специализированного детского Дома ребенка»

Проект парциальной развивающей образовательной программы, для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях КУ «Урайского специализированного Дома ребенка»...

Творческий отчет по теме самообразования "Развитие игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Творческий отчет "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Конспект занятия для детей раннего дошкольного возраста по развитию речи "Пересказ сказки"

Занятие с применением инновационной технологии "Педагогическая провокация"...


 

Комментарии

Сердцева Татьяна Петровна

продолжение следует