Польза настольного тенниса для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
статья по физкультуре

Ахтырский Елисей Алексеевич

В статье рассказывается о пользе занятий настольным теннисом для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ahtyrskiy_e.a._polza_nastolnogo_tennisa_dlya_detey_s_ovz.docx559.79 КБ

Предварительный просмотр:

Польза настольного тенниса

для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Ахтырский Елисей Алексеевич,

инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад №9 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

Керен Ольга Андреевна,

инструктор по адаптированной физической культуре

ГБДОУ детский сад №62 Приморского района Санкт-Петербурга

Настольный теннис (также при обозначении этого вида спорта употребляется название пинг-понг) – спортивная игра, которая основана на перекидывании специального мяча ракетками на игровом столе с сеткой, регламентируемая определёнными правилами. Целью игроков является достижение ситуации, когда мяч не будет правильно отбит противником.

История игры начинается примерно с 1901 года, в 1926 году была образована Международная федерация настольного тенниса, с 1988 года настольный теннис стал олимпийским видом спорта.

Настольным теннисом сегодня профессионально занимаются на всех обитаемых континентах. В ITTF входит 226 стран (на 2017 год). Особой популярностью настольный теннис пользуется в Азии. По некоторым оценкам, настольный теннис входит в 10 самых популярных в мире видов спорта и привлекает суммарно около 850 миллионов игроков и болельщиков по всей планете

Для успешного внедрения спортивных секций в дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимы апробированные адаптированные программы.

Содержание таких программ должно способствовать преодолению одних нарушений развития у детей с ОВЗ или ослаблению других, что в целом эффективно влияет на процесс социальной адаптации.

Некоторые условия, которые нужно учесть при разработке программ:

Содержание, виды и формы деятельности следует подбирать так, чтобы можно было организовать работу как со здоровым ребёнком, так и с ребёнком с некоторыми ограничениями здоровья.

Право выбора программы позволяет в полной мере учесть особенности ребёнка и подобрать для него сферу деятельности, в рамках которой могут быть созданы наиболее благоприятные условия для реабилитации и развития.

Материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при её освоении.

Также важно обеспечить профессиональную и психологическую готовность педагогического персонала к работе с детьми с ОВЗ (владение специальными методами, приёмами, средствами обучения).

Дети с ОВЗ должны иметь возможность делиться своими достижениями и приобретенными умениями с членами своих семей, друзьями, обществом в целом, стремиться к физическому и духовному здоровью.

В данной статье описан опыт организации секции дополнительного образования «Настольный теннис» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

При организации секции «Настольный теннис» были предприняты шаги:

  • Изучение существующей практики работы с детьми с ОВЗ;
  • Анализ ресурсов ДОО;
  • Подготовка адаптированной программы дополнительного образования;
  • Изучение специальных методов обучения и воспитания, возможности использования дидактических материалов и технических средств в зависимости от вида нарушения здоровья;
  • Оценка возможностей проведения групповых и/или индивидуальных адаптированных занятий по настольному теннису с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей с ОВЗ; учет показаний и противопоказаний врачей к занятиям физическими упражнениями;
  • Выявление вариативности проведения занятий с детьми с ОВЗ: учет особенностей развития и возможностей детей.

Детям с ОВЗ необходимо стать активными членами общества, развиваться и совершенствоваться физически. В этом могут помочь средства адаптивной двигательной рекреации, одним из который является обучение настольному теннису и проведение веселых спортивных стартов.

В результате обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сформирован интерес к данному виду спорта и потребность в здоровом образе жизни. Дети укрепляют здоровье; разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы; увеличат жизненную ёмкость лёгких, улучшают физическую, интеллектуальную работоспособность; укрепляют осанку и свод стопы; расширяют границы своих физических возможностей; обретают уверенность в своих силах; в дальнейшем эффективнее смогут влиться в социум; ограничат риски приобретения вредных привычек.

В рамках Программы обучение настольному теннису разделено на этапы освоения:

  1. Ознакомление/знакомство, освоение техники;
  2. Закрепление техники;
  3. Совершенствование техники (веселые старты).

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Проводимые по Программе «Настольный теннис» занятия имеют структуру:

  1. Разминка (См. рис. 1);
  2. Упражнения общей и физической подготовки (метание, бег, прыжки с места и др.) (См. рис. 2);
  3. Получение практического опыта (тактика игры, техника игры, способы держания ракетки (хватки), стойки и перемещения, обучение ударам, подачи, накаты, подрезки и пр.) (См. рис 3);
  4. Спортивная игра;
  5. Подведение итогов/закрепление полученных знаний (См. рис.4 ).

Разработан логотип (См. рис. 5).

Рисунок 5

В процессе занятий по настольному теннису решаются образовательные, коррекционно-компенсаторные, воспитательные и лечебно-оздоровительные задачи. Решение перечисленных задач обусловлено характерологическими особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдается наличие нарушений психического и физического развития. У многих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наряду с основным диагнозом имеются различные сопутствующие заболевания. Это могут быть нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, зрения и слуха, ожирение, ограниченность речевого развития.

В двигательной сфере у таких детей часто страдают координация, точность и темп движений, сенсомоторика. Аномалии опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие) также характерны для детей с ОВЗ. Память таких детей характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания.

Перечисленные отклонения в состоянии здоровья детей обуславливают трудности при овладении учебным материалом. Зачастую самые простые по технике выполнения физические упражнения становятся для ребёнка трудновыполнимыми из-за нарушения аналитико-синтетической деятельности, ослабленного мышечного развития, нарушения согласованности движений. Поэтому необходимо подбирать специальные формы и методы обучения необходимым двигательным действиям, поэтапно изучать каждый навык, необходимый для успешного освоения адаптированной Программы «Настольный теннис». Введение в Программу в качестве общей двигательной подготовки «Веселых стартов» позволило в игровой форме провести специальные подводящие упражнения к основным упражнениям по настольному теннису.

Благодаря тесному взаимодействию педагога и ребенка, привлечению родителей к активному участию в процесс обучения, поддержку и понимание взрослого, у ребенка возникает комфортное восприятие окружающего пространства, снижается тревожность и страх, появляется интерес к новым двигательным действиям, у него появляется желание общаться. Благодаря этому наиболее полно раскрываются возможности ребенка, и быстрее происходит процесс его социализации и адаптации в обществе.

Систематические занятия настольным теннисом способствуют развитию выносливости, скоростно-силовых и скоростных способностей, укреплению крупных мышц рук, плеч, ног.

На занятиях настольным теннисом, дети учатся контролирровать собственное тело (позы, баланс) и движения. Настольный теннис развивает реакцию на движущийся объект, быстроту мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрацию внимания и распределение внимания, что положительно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения.

Также настольный теннис служит средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания. Дети учатся понимать собственное тело и управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций при всех видах физической активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 5-6 летнего возраста в ДОУ».

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах вос...

Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования  детей  с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и  предствлены мной  на КМО в ЦПМСС К...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ФНР и ФФНР (в условиях дошкольного логопункта)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неукл...

Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...

Польза настольного тенниса для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В презентации представлен опыт организации занятий настольным теннисом для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ....