Подросток и ответственность
консультация

Елена Евгеньевна Котельникова

Консультация для детей и родителей. Подростку требуется больше самостоятельности, чем раньше. Вы увидите эту потребность даже в его простых повседневных делах. Сохранить баланс между самостоятельностью и безопасностью – сложная задача, ведь подростки акцентируют свое внимание только на самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подросток и ответственность414.66 КБ
Файл Правила семьи55.64 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние обязанности – неотъемлемая часть самостоятельности

Самостоятельность означает не только свободу, но и такие вещи, как обязанности и ответственность.

Научите подростка готовить

Навык приготовления различных блюд пригодится не только девочкам. Если подросток научится готовить, он станет самостоятельнее и будет меньше зависеть от других.

Научите ребенка правильно расставлять жизненные приоритеты

Обретая самостоятельность, ребенок должен научиться отличать главное от второстепенного, а также правильно расставлять приоритеты. Объясните ребенку, что есть дела, которым следует уделить главное внимание, и есть те, которые можно выполнять в свободное время.

Научите ребенка заботиться о собственной безопасности

Когда подросток становится более независимым, родители часто опасаются за его безопасность. Отдайте подростка в секцию самообороны. Когда он будет знать, как защитить себя в опасных ситуациях, ему будет не так страшно проявлять самостоятельность.

Подросток должен знать, к кому обращаться в ситуации опасности

Ответственность – это осознанность.

Осознанно делать выбор в пользу определенного действия или бездействия.

Осознавать возможные последствия.

Отвечать за свои поступки

Осознавать свой вклад в случившееся, думать о своих действиях, а не о чужих.

Одной из возрастных задач подросткового периода является принятие ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свою жизнь и ПОСЛЕДСТВИЙ своих поступков

Как помочь подростку в решении этой задачи?

  1. Делиться своим опытом;
  2. Задавать вопросы: «как ты думаешь, что будет если….?»;
  3. Разбирать ситуации, отделять «зерна от плевел», показывать, где начинается его ответственность, а где - другого человека.

В подростковый период, дети считают себя очень взрослыми, стремятся делать по-своему, принимают свои собственные решения, экспериментируют, нарушают правила.

Часто родители поддерживают своих любимых чад в том, что кто-то другой виноват вместо того, чтобы разобраться в конкретной ситуации.

Подростковый возраст - это время, когда уже подросший ребенок (девушка/юноша) проверяют усвоенные правила, ценности, установки на собственном опыте. Если до этого времени они безоценочно усваивали то, что говорили взрослые, то теперь - тотальный пересмотр, критика. Любое утверждение требует доказательств

https://www.b17.ru/foto/article/90217.jpg

Подросток и самостоятельность

Подростку требуется больше самостоятельности, чем раньше. Вы увидите эту потребность даже в его простых повседневных делах. Сохранить баланс между самостоятельностью и безопасностью – сложная задача, ведь подростки акцентируют свое внимание только на самостоятельности.

Любите и поддерживайте подростка

Это самое важное, что вы можете для него сделать. В этом возрасте дети часто стыдятся физических проявлений родительской любви, особенно в присутствии других людей. Но существует много других способов проявить любовь и заботу:

Интересуйтесь занятиями и друзьями ребенка.

Проявляйте интерес к его хобби и увлечениям.

Будьте хорошим слушателем.

Чаще говорите ребенку, что вы любите его.

Всегда считайтесь с мнением подростка.

Не осуждайте и не оценивайте.

Не высмеивайте его в присутствии других людей.

Уважайте эмоции и потребности подростка

Подросток – пока еще не взрослый, но это не значит, что с его мнением не нужно считаться. Важно понимать, что в подростковом возрасте эмоции и психика еще не сформированы и сильно хаотичны. Подросток часто смущается, злится и беспокоится. Это вполне нормально, и это естественная часть взросления. Ваша задача – показать ребенку свое уважение и полную поддержку:

Всегда проявляйте уважение к ребенку, слушая, что он хочет вам сказать.

Как можно чаще давайте ребенку возможность почувствовать себя ценным, прислушивайтесь к его мнению.

Доверительно разговаривайте с подростком на личные темы

Подросток нуждается в личном пространстве. Любая мелочь может показаться ему нарушением его личных границ. В подростковом возрасте родителям важно установить подростку рамки дозволенного:

Поймите, что подросток – уже не ребенок

Многие родители считают, что подросток – всё еще ребенок, но не все окружающие согласны с данным мнением. Расскажите подростку, что первым шагом на пути к самостоятельности является понимание того, что он уже не ребенок. И не стоит ожидать, что люди будут снисходительны к нему так же, как к маленькому ребенку.Скажите подростку, что он должен вести себя как взрослый, если хочет, чтобы люди относились к нему серьезно. Расскажите, как поступают взрослые в той или иной ситуации.

Подросток и ответственность за поступки

Когда подросток берет на себя ответственность за свои действия и слова, он становится более самостоятельным. Объясните ему, что всегда необходимо отвечать за поступки. Люди охотно взаимодействуют с ответственными людьми, способными отстаивать точку зрения.

Покажите подростку, как заслужить доверие окружающих

Если вы хотите, чтобы ваш подросток стал самостоятельным – помогите ему заслужить доверие людей. Как только окружающие увидят, что подростку можно доверять – они дадут ему возможность самостоятельно принимать решения.

МКУ «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»

города Троицка

Челябинской области

https://static.mvd.ru/upload/site49/document_images/18(4)-800x600.jpg

«Подросток и ответственность», консультация для детей и родителей



Предварительный просмотр:

В хорошей семье всегда есть правила, маленькие законы. Чтобы правила в вашей семье работали, они сами должны соответствовать некоторым правилам. А именно, правила такие:

Чем меньше правил, тем лучше

Правил не должно быть слишком много, по возможности они должны быть минимальными. Во-первых, слишком много правил делают жизнь тесной, во-вторых, чтобы правила выполнять, их нужно помнить. Когда правил становится слишком много, они вываливаются из головы и перестают выполняться. Вводить новые правила нужно только тогда, когда старые уже усвоены и перешли на уровень привычки.

Конкретно: создайте список самых важных правил (самых важных хотя бы на  сегодняший день. Не вообще, а что важно сейчас) вашей семьи. Обсудите с близкими, может быть что-то вычеркнете, скорее всего что-то переформулируете. Оставьте только самое необходимое, с чем согласны все, что будет контролироваться и что будет выполняться. Этот список напечатайте и повесьте - не обязательно на самом видном месте, но чтобы всегда можно было подойти и уточнить: есть такое правило или такого правила нет.

Правила должны заботиться обо всех членах семьи

Правила в семье должны устанавливать родители, думая об интересах всех членов семьи. И о свободе и радости младших, и о задачах и спокойствии старших. О правах и мужчин, и женщин. Лучшее правило то, которое учитывает интересны всех сторон. Если правило направлено против кого-то или кому-то явно невыгодно, обычно оно работает слабо. Кроме того, родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении, общении или его исследовательские интересы только потому, что не выносим шума или боимся, чтобы он не сунул нос куда не следует. Лучше создать безопасные условия, чтобы он мог эти свои потребности осуществить. Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах... Даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.

Правило должно быть четким

"После школы - сразу домой": а по дороге поболтать с приятелями можно? А немного с ними побегать? А часик в футбол? Правило "Говори правду" нередко противоречит правило "Не расстраивай маму", а требование "Нельзя драться" часто конфликтует с "Если тебя обижают, дай сдачи". Если на празднике, когда дети бегают и шумят, родители смотрят на детей с довольными лицами, то говорить в это же время "Не надо бегать!" и "Веди себя потише!" - значит давать противоречивые послания. Если вы говорите "Я три раза не повторяю", то это нужно выполнять. Да?

О простого - к сложному

Если правило слишком сложно и непосильно - оно выполняться не будет. Правило "Дети между собой не обзываются и не дерутся" до определенного возраста не реалистично: детям это противоестественно, и не нужно им такое правило и действительно слишком сложно такое правило. Кроме того, непосильно выполнять сразу много правил, поэтому возьмите за правило: "Не все сразу". Правила должны быть посильны для выполнения. Вводите новые правила постепенно, только тогда освоены прежние, и умейте ждать. Не нравится вам, что ребенок кривляется, не нравится вам, что в речи ребенка много мусора – не шумите раньше времени, все потихоньку. Улыбайтесь, поддерживайте. Все со временем, все не сразу делается. Любуйтесь своим ребенком, это будет лучше, чем предъявлять к нему претензии. Вводя новое правило, помогайте детям о нем помнить и, может быть, вначале запускайте его в виде игры. Если вводится запрет на "Нетки", начинайте за "Нетки" весело приседать вместе с детьми, и правило быстрее станет общим, своим и понятным.

Обозначайте жесткость правила

У правил может быть разная жесткость, и она должна быть обозначена: это жесткое правило, а это - мягкое, скорее рекомендация. Жесткое правило абсолютно обязательно к исполнению, это не обсуждается и должно быть выполнено при любых обстоятельствах.

Отличное правило - дети ложатся спать в 22.00. Железное правило! Игры, фильмы, Вконтакте и прочие развлечения на компьютерах - только с утра, до школы. Когда им нужно - дети встанут и в 5 утра. Замечательная привычка вставать рано!

Мягкие правила идут с интонацией "было бы желательно", "будем на это по возможности ориентироваться". Есть правила-подсказки ("Руки лучше мыть с мылом"), а есть правила железные: "Нельзя баловаться с огнем". Воровать нельзя никогда, и это не оправдывается ничем, а повышать голос в принципе нельзя, но в каких-то случаях простительно.

Когда дети маленькие жесткость правил удобно обозначать цветами. Интересная система предложена Ю.Б. Гиппенрейтер: зеленый цвет - зона свободы ребенка, желтый - у ребенка относительная свобода, оранжевый - разрешено в виде исключения, красный цвет - категорический запрет.

Правила должны быть едиными

Бывают в семье такие ситуации, когда мама говорит или разрешает одно, папа - другое, а бабушка предлагает свой вариант. Представьте себя на месте ребенка в такой ситуации. Попробуй разобраться, чьи правила и ограничения нужно соблюдать! К тому же можно воспользоваться случаем и добиваться своего, внося раскол в ряды взрослых. Задача взрослых - между собой все основные правила согласовать. Если невозможно, спокойно объясняем: "Когда ты у бабушки, там одни правила. А когда ты дома, у нас правила другие. Понятно?" Обычно это детям вполне понятно.

Формулируя правило, делайте это твердо

Или улыбайтесь и вас все устраивает, или говорите правило твердо: не уговаривая, а формулируя требование: "Компьютер выключаем, идем спать". Тон может быть серьезным, может быть дружественным, никогда заискиванием и нежелательно грубо-повелительным. Запрет, данный в сердитой или властной манере, воспринимается вдвойне тяжелее. На вопрос: «Почему нельзя?» - не стоит отвечать: «Потому что я так велю!», «Нельзя, и все!». Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно», «Может разбиться» и т.д. Объяснение должно быть коротким и даваться один раз. Причем лучше давать его в безличной форме. Например: «Конфеты едят после обеда» вместо «Положи конфету сейчас же назад!». Или: «Спичками не играют, это опасно» вместо «Не смей трогать спички!». То, что вы говорите ребенку, должно говориться ясно, коротко и сильно (требовательно). Очень важно не только то, что вы говорите, но и как вы говорите. На что важно обратить внимание? Смотри Сила и твердость в голосе и жестах

Правила должны быть защищены санкциями

"Доброе слово и пистолет, звучит убедительнее, чем просто доброе слово!" - это правда. Правила обосновываются разумностью, но должны быть защищены санкциями. Какими и как - вопрос отдельный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ответственными не рождаются, ответственными становятся

Сценарий родительского собрания, посвященного воспитанию чувства ответственности у детей. Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей по теме собрания; способстввать повышению мотивации учени...

Подросток.Правонарушение.Ответственность.

Об отвественности подростков за правонарушения....

Открытый классный час "Подросток и ответственность"

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся....

Подросток. Правонарушения и ответственность

Данная презентация рассказывает об основных правонарушениях которые совершают подростки и рассматривает виды наказаний. Презентацию можно использовать на классных часах, информируя учащихся о последст...

Разработка классного часа "Подросток.Правонарушения и ответственность"

Цель данного классного часа:  рассмотреть понятие правонарушения, его признаки, виды, а также выяснить причины и условия правонарушений как социальной и юридической категории.В борьбе с прав...

"ПОДРОСТОК – ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"

МАТЕРИАЛ "ПОДРОСТОК – ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ" ПОСВЯЩЁН ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕШЕХОДОВ И ВЕЛОСИПЕДИСТОВ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ....

"Подросток - права, обязанности и ответственность"

Участники дорожного движения имеют права и обязанности, это создает условия для обеспечения их безопасности.За соблюдением правил дорожного движения установлен государственный надзор и контроль....