Ответственными не рождаются, ответственными становятся
методическая разработка (6 класс) на тему

Сценарий родительского собрания, посвященного воспитанию чувства ответственности у детей. Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей по теме собрания; способстввать повышению мотивации учения и успешности обучения посредством установления единой педагогической позиции семьи и школы.Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya.doc69.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya1.ppt809 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»

Родительское собрание

Выполнила Козловская Т.В.

Сценарий родительского собрания по теме «Ответственными не рождаются, ответственными становятся».

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей по теме собрания;

          способствовать повышению мотивации учения и успешности обучения

         посредством установления единой педагогической позиции семьи и школы;

         выработка единых требований к воспитанию детей на основе общих рекомендаций      

         родителям по теме собрания.

Форма проведения: лекция с компьютерной презентацией.

Приемы получения обратной связи от родителей: высказывания родителей по теме собрания.

Подготовительная работа:

1. Подготовка компьютерной презентации по содержанию лекции;

2. Психологическая диагностика учащихся, направленная на выявления уровня сформированности ответственности (приложение 1).

3. Подготовка памяток родителям с общими и индивидуальными (на основе диагностики) рекомендациями по теме собрания (приложение 2).

Ход собрания:

1. Анализ учебных достижений учащихся класса.

2. Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей по теме (лекция).

4. Обсуждение организационных вопросов.

5. Личные беседы с родителями.

Содержание лекции:

Психологи провели исследование представлений об ответственности людей разных возрастных категорий.

Слайд 3.

Для многих школьников младших классов слово «ответственность» выступает синонимом для других качеств личности -  «хороший», «умный».

У подростков ответственность ассоциируется с виной и уголовной ответственностью. Есть категория подростков, которые не задумываются над ответственностью, но активно настаивают на свободе, т. е. мало осознают, что ответственность и свобода друг без друга не существуют. Есть другие подростки, у которых формируются зачатки будущей гиперответственности.

Слайд 4. 

Многие взрослые люди также путают ответственность с виной и ассоциируют с порицанием и наказанием, и поэтому избегают ее. Т. е. не каждый взрослый человек осознает, что ответственность – это мощный инструмент изменения качества жизни и средство формирования в жизни желаемых событий.

Мы говорим сегодня об ответственности наших детей не случайно. С каждым днем учебный материал становится сложнее, школьные требования к ребенку все выше и выше, а дети, и порой даже родители, часто бывают к этому не готовы. Об этом говорят неудовлетворительные оценки по предметам, неохотное выполнение своих ученических обязанностей. Нам, взрослым, хочется, чтобы ребенок поскорее стал самостоятельным, а это, значит, стал ответственным. И поэтому наша задача проявить достаточную заботу о воспитании этого качества.

Слайд 5. 

Ответственность – это базовое, а потому одно из самых сложных качеств личности. Ученые ее называют "качеством высшего порядка" из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, т.е. в разных формах поведения личности. Например, готовность отвечать за последствия своих действий, являясь существенным признаком ответственности, позволяет воспитать и проявиться такому качеству, как способность к сопереживанию; верность личности в исполнении обязанностей воспитывает честность.

Слайд6. 

Воспитание ответственности важно именно сейчас по нескольким причинам .

Одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка занимает чувство взрослости. Впервые возникшее в этом возрасте, оно доставляет немало хлопот и неприятностей как учителям, так и родителям. Чувство взрослости выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании утвердить свою взрослость. Он претендует на такое же отношение к нему окружающих, проявляет желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства взрослых, отстаивает свои взгляды и убеждения, несмотря на противодействие взрослых. Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и известной независимости. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, взглядами, уважали их, причем не только на словах, но и на деле. Отношение к нему старших, как к «маленькому», глубоко обижает его. «Борьба за независимость» подростка не означает, что родителям надо резко прекратить свое руководство. Все подростки осознают, что они нуждаются в руководстве, но они редко говорят об этом своим родителям. Важно, чтобы родители проявляли уверенность в своих детях, проявляли в общении с ними тактичность и находчивость. Подростков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства, того, что было в какой-то мере оправдано по отношению к дошкольнику или младшему школьнику

Следующим важным моментом в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознавать себя личностью. У подростка возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывая для себя свое «я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других – взрослых, родителей, коллектива товарищей.

           Интерес к своей личности не ослабляет у подростка интереса к внешнему миру. Напротив, в этом возрасте у детей укрепляются связи с коллективом, товарищами. Для подростков характерно определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Резко выраженное стремление занять достойное место, утвердить себя.

Следующая  причина заключается в тесной связи между ответственностью и успеваемостью ребенка. Больших результатов добиваются дети, ответственно подходящие к учению. Исследования ученых показали, что в деятельности ответственных учащихся доминирует мотив стремления к успеху, стремление добиться в учебной деятельности каких-либо результатов.

Слайд6. 

      Из жизненного опыта мы знаем, что перевоспитывать подросшего ребенка значительно труднее, чем правильно воспитывать его с раннего детства. Подростки, даже сознавая свои недостатки, с трудом справляются с ними.

    Для изучения представлений об ответственности у детей нашего класса был проведен специальный опрос «Ответственный ученик – это …» (приложение 1). Выяснилось, что многие дети не совсем четко представляют, что такое ответственность, какого ученика можно назвать ответственным. Это слово стало синонимом к словам «отличник», «добрый», «дружит со всеми».

Слайды  7, 8.( Гиперссылка на 16,17 слайды)

Ответственными не рождаются, ответственными становятся. Воспитать чувство ответственности можно через конкретные каждодневные действия, а именно – выполнение СВОИХ обязанностей и участие в принятии решений, соответственно своему возрасту. Ответьте себе на вопрос: если у вашего ребенка свои обязанности дома помимо учебы?

 Слайд9.  ( Обмен личным опытом родителей)

Слайды 10 – 12.

      Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Приемы:

1.     Поставить человека в ситуацию, когда нет другого жизненного выбора, кроме как оказаться ответственным (хочешь выжить – бери на себя работу ответственности). Только тогда, когда обстоятельства требуют, приходит понимание того, что за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя или останешься голодным.

2.     Поставить в ситуацию, когда ответственность становится внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, который еще более бестолковый чем ты, но все-таки брат. Результат – беру за него ответственность.

 3.     Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказать.

4.     Обменять на права. Новые права даются в обмен на ту или иную ответственность.

Слайд 13.

Как помочь ребенку стать ответственным ?

(Заслушать мнения родителей по этому вопросу. Обмен личным опытом)

     Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку - в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

      Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее. Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки.

- Давать посильную нагрузку. Если родители стараются защитить ребенка от трудностей жизни, отстраняют ребенка от бытовых, материальных и других жизненных трудностей, ребенок привыкает к тому, что за него все сделают родители. Или кто-то другой. Маленький ребенок не понимает такого самопожертвования, но привыкает к беззаботной жизни. Привлекайте его к семейным делам - пусть помогает. Привлекайте к своим размышлениям, как лучше сделать то или иное.

- Учите его, как справляться с трудностями. Самый ответственный по натуре ребенок будет отказываться от ответственности, если он элементарно не знает, как сделать то или иное. Разговаривайте с подростком о его планах, сомнениях, возможностях, о семейном бюджете и семейных проектах, о ваших собственных проблемах и желаниях. Ваши ожидания и обиды не должны быть скрыты от ребенка. В доверительных и честных обсуждениях, небольших общих делах, намечаемых вместе с ним (это могут быть какие-то усовершенствования в вашей квартире, устройство семейного праздника, семейная поездка) можно выработать постепенно ту линию поведения, которая будет устраивать и вас, и его.

- Помогайте в делах, которые пока для него трудны. С делами, с которыми он может справиться уже самостоятельно - пусть справляется самостоятельно.

Слайд 14

Для воспитания детской ответственности важны:

- Личный положительный пример родителей.

- Воспитание крепких хороших привычек на основе социально значимой деятельности

- Обучение ребенка планированию своей деятельности.

Слайд 15.

Уважаемые родители!

    Надеюсь, сегодняшний разговор был полезен каждому из нас. Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку - в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Со временем вам придется избавиться от привычки руководить жизнью вашего ребенка. Это должно стать уже не вашей заботой, а его прямой обязанностью. Поможем нашим детям достойно идти по жизни1

Приложение 1.

Методика «Ответственный ученик – это …».

Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них.

1. Как ты понимаешь, что такое ответственность?

2. Какого ученика ты бы назвал ответственным?

3. Назови самых ответственных ребят в классе. Почему?

4. Назови самых безответственных ребят в классе. Почему?

5. Бывают ли в нашем классе проявления  безответственности? Какие ты можешь назвать?

Приложение 2.

Памятка «Как воспитывать ответственность».

Для воспитания детской ответственности важны:

• Личный положительный пример родителей.

• Формирование адекватной самооценки ответственности ребенка.

• Воспитание крепких хороших привычек на основе социально значимой деятельности

• Правильное воспитание хороших привычек: поручение – поддержка –напоминание – контроль – похвала или санкции.

• Обучение ребенка планированию своей деятельности.

                                                                                                                                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Героями не рождаются, героями становятся"

Данное мероприятие посвящено дню Героев России, содержит материал о наших земляках, погибших в Афганской и Чеченской войнах....

Тема урока: «Героями не рождаются, героями становятся» (По рассказу С. Алексеева «Медаль»)

Конспект урока чтения в 6 классе СКО 8 вида по теме «Героями не рождаются, героями становятся» (По рассказу  С. Алексеева «Медаль»)....

Классный час "Лидерами не рождаются - лидерами становятся".

Классный час "Лидерами не рождаются - лидерами становятся" проводится  форме диспут,откровенного разговора с элементами треннинга со старшими  вице-сержантами ивице-сержантами сержантами ,це...

Воспитательский час «Солдатами не рождаются, солдатами становятся» для 7-8 классов

Цель: военно-патриотическое воспитание учащихся, привлечение  воинов в запасе к активному участию в воспитательном процессе.Задачи:1.     воспитание гражданской ответств...

Презентация «Героями не рождаются, героями становятся»

Презентация «Героями не рождаются, героями становятся»  является неотъемлемой частью классного часа о Героях нашего времени, о самых обычных людях, совершивших героические поступки не ради славы,...

Сценарий классного часа "Личностью не рождаются, ею становятся".

Создание ситуации, при которой учащиеся смогут определить, что каждый человек индивидуален....