Открытый классный час "Подросток и ответственность"
классный час (8 класс) на тему
Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_podrostok_i_otvetsstvennost.docx | 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час « Подросток и ответственность »
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся
Учитель Добрый день,
Тема «Подросток. Правонарушение, преступление» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Немного статистики
Ученик 1. Обеспокоенность ростом детской преступности существует во всем мире. Россия – не исключение. У российской преступности появилось новое лицо. Улыбчивое детское личико. Десятилетние мальчики и девочки грабят, убивают, насилуют.
Ученик 2. По данным Генеральной прокуратуры РТ, в 2015 году рост подростковой преступности составил 15,6 процента (примерно 1300 преступлений). В 2015 году к административной ответственности в РТ привлечено 7800 подростков, свыше 38 тыс. родителей и должностных лиц.
Ученик 3. Среди обучающихся старших классов одной из российских школ было проведено анкетирование по проблеме детской преступности. Всего в анкетировании принимало участие 77 человек. В первом вопросе необходимо было определить причину, которая в значительной степени способствует росту детской преступности. Результаты показали, что 49% опрошенных считают, что слишком мягкая система наказания в РФ в значительной степени способствует росту детской преступности, а половина опрошенных (50,6%) одним из важных факторов роста детской преступности называют незнание подростками своих прав и обязанностей.
Учитель
Именно поэтому мы сегодня и побеседуем с вами о знании законов общества, по которым следует жить и соблюдать их.
Какие виды ответственности за несоблюдение законов вы знаете? (Ответы детей)
Учитель
Существует 4 вида юридической ответственности при правонарушениях:
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за особо тяжкие преступления (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах , терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм , хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения .
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд, нарушение противопожарной безопасность, сквернословие в общественных местах, распитие спиртных и спиртосодержащих напитков. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Для обучающихся в учебных заведениях- это нарушения Устава учебного учреждения
4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Относятся: порча чужого имуществ, оскорбления, нарушение авторского права. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Ребята, мы выяснили виды юридической ответственности за правонарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.
Задания для учащихся.
1 Разбор ситуации:
1) «Хулиганство
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду, и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в полицию. Наряд полиции прибыл мгновенно.
Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части полиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре полицейских упоминается административное правонарушение.
Попробуйте ответить на вопросы:
- О каком правонарушении шла речь?
- Предположить , какое должно последовать наказание ?
«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:
- арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет;
С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП)
говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
Покажите инсценировку.
На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Как можно классифицировать действие молодого человека, выбросившего телефон, проступок, правонарушение или преступление?
Учитель: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ (приблизительно 7500руб.), либо лишением свободы сроком до пяти лет.
3) «Вымогательство»
Ситуация № 2. Старшеклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
«Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества...наказывается:
- ограничением свободы;
- арестом;
- лишением свободы».
Ситуация № 3 Старшеклассник Дима пропускает уроки по самой, казалось бы, банальной причине проспал, устал , у него свои дела, какой-либо урок не считает важным для себя….. Как можно расценить поведение старшеклассника, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроки в школе?
(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий, не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия, бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.).
- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?
(Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности: А- административная ответственность. Г – гражданско – правовая. У- уголовная. Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
9. Нарушение дисциплины в школе. (Д)
Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время без сопровождения взрослых? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).
ЗАКОН РТ ОТ 14 ОКТЯБРЯ 2010 Г. N 71-ЗРТ
Закон Республики Татарстан № 71-ЗРТ от 14 октября 2010 года – « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию в РТ» ( запрещается нахождение несовершеннолетних в ночное время (с 22:00 часов до 6:00 часов в период с 1 сентября по 31 мая включительно и с 23:00 до 6:00 в период по 31 августа включительно) без сопровождения родителей или лиц их заменяющих)
Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.
А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).
Во-первых, отвечать спокойно на вопросы сотрудника полиции, не бояться, не говорить неправду.
Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.
Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон, и тогда у вас в жизни не будет проблем.
6. «Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)
(На доске мы приклеим негативные причины , а позитивные – на этом макете дерева. Пусть это дерево будет символом должного поведения гражданина перед обществом).
Причины: - пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. стремление к примитивному времяпровождению. зависть преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей. жадность. резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне. стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции. низкий материальный уровень жизни населения. Низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания Ответственное отношение к учебе, знаниям. Обладание внутренним миром Общение и искусством, природой Доброта
Хочется верить, что плоды этого дерева взойдут и привносят в нашу жизнь только позитив.
Ребята, мне очень хочется верить, что перед тем как совершить проступок, вы помните, что вы причините вред не только себе , но и причиняете боль своим родным и другим людям.
Приложение.
Обеспокоенность ростом детской преступности существует во всем мире. Россия – не исключение. У российской преступности появилось новое лицо. Улыбчивое детское личико. Десятилетние мальчики и девочки грабят, убивают, насилуют.
По данным Генеральной прокуратуры РТ, в 2015 году рост подростковой преступности составил 15,6 процента (примерно 1300 преступлений). В 2015 году к административной ответственности в Республике Татарстан привлечено 7800 подростков, свыше 38 тыс. родителей и должностных лиц.
Среди обучающихся старших классов одной из российских школ было проведено анкетирование по проблеме детской преступности. Всего в анкетировании принимало участие 77 человек. В первом вопросе необходимо было определить причину, которая в значительной степени способствует росту детской преступности. Результаты показали, что 49% опрошенных считают, что слишком мягкая система наказания в Российской Федерации в значительной степени способствует росту детской преступности, а половина опрошенных (50,6%) одним из важных факторов роста детской преступности называют незнание подростками своих прав и обязанностей.
Ситуация 1
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду, и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в полицию. Наряд полиции прибыл мгновенно.
Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части полиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре полицейских упоминается административное правонарушение.
Попробуйте ответить на вопросы:
- О каком правонарушении шла речь?
- Предположить, какое должно последовать наказание ?
Задание 2. Покажите инсценировку.
На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Как можно классифицировать действие молодого человека, выбросившего телефон, проступок, административное правонарушение или преступление?
Ситуация № 2. Старшеклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, административное правонарушение или преступление?
Ситуация № 3 Старшеклассник Дима пропускает уроки по самой, казалось бы, банальной причине проспал, устал, у него свои дела, какой-либо урок не считает важным для себя….. Как можно расценить поведение старшеклассника, как проступок, административное правонарушение или преступление?
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроки в школе?
2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде
3. Избил одноклассника
4. Совершил кражу мобильного телефона.
5. Совершил прогул в школе
6. Переходил дорогу в неположенном месте.
7. Разбил мячом окно.
8. Нецензурно выражался в общественном месте.
9. Нарушение дисциплины в школе.
2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско-правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника.
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде
3. Избил одноклассника
4. Совершил кражу мобильного телефона.
5. Совершил прогул в школе
6. Переходил дорогу в неположенном месте.
7. Разбил мячом окно.
8. Нецензурно выражался в общественном месте.
9. Нарушение дисциплины в школе.
2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде
3. Избил одноклассника
4. Совершил кражу мобильного телефона.
5. Совершил прогул в школе
6. Переходил дорогу в неположенном месте.
7. Разбил мячом окно.
8. Нецензурно выражался в общественном месте.
9. Нарушение дисциплины в школе.
пренебрежительное отношение к учебе, знаниям | зависть |
стремление к примитивному времяпровождению | преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей |
жадность | резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность |
неуверенность в завтрашнем дне | стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции |
низкий материальный уровень жизни населения | Низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания |
Ответственное отношение к учебе, знаниям | Обладание внутренним миром |
Общение искусством, природой | Доброта |
пренебрежительное отношение к учебе, знаниям | зависть |
стремление к примитивному времяпровождению | преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей |
жадность | резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность |
неуверенность в завтрашнем дне | стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции |
низкий материальный уровень жизни населения | Низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания |
Ответственное отношение к учебе, знаниям | Обладание внутренним миром |
Общение искусством, природой | Доброта |
пренебрежительное отношение к учебе, знаниям | зависть |
стремление к примитивному времяпровождению | преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей |
жадность | резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность |
неуверенность в завтрашнем дне | стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции |
низкий материальный уровень жизни населения | Низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания |
Ответственное отношение к учебе, знаниям | Обладание внутренним миром |
Общение искусством, природой | Доброта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Правовая ответственность подростков»
Цель:√ Ознакомить с ответственностью за правовые нарушения;√ Предупреждение правонарушений подростков.Задачи:1. ознакомить с уголовной ответственн...
Классный час: Быть ответственным
материал к классному часу...
Методическая разработка классного часа "Правовая ответственность"
Материал для классного часа по правовому воспитанию...
Классный час "Какая ответственность существует за употребление наркотиков?"
Представлен конспект классного часа, задачи которого заключаются в следующем:Повышение уровня осведомлённости подростков о юридической ответственности, связанной с употребление наркотиков;Расширение з...
Классный час "Правовая ответственность, обязанности несовершеннолетних"
Развитие правовой культуры школьников, способствует воспитанию ключевой компетенции личности в сфере гражданско-правовой, интеллектуальной, коммуникативной деятельности...
Классный час "Моя ответственность перед законом"
Классный час "Моя ответственность перед законом"...
Открытый классный час в 9 классе «Выбор профессии – ответственный шаг»
Цель: расширение представления детей о мире профессий, основных факторах профессионального выбора, о профессиональном самоопределении; развитие живого интереса к многообразн...