Подросток.Правонарушение.Ответственность.
план-конспект на тему

Рублёва Галина Александровна

Об отвественности подростков за правонарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrostok-pravonarushenija-otvetstvennist.doc87.5 КБ
Microsoft Office document icon dobrota_tvorit_chudesa.doc120.55 КБ

Предварительный просмотр:

 «Подросток. Правонарушения. Ответственность».

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;

Задачи:

-ознакомить учащихся с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;  

- формировать умения учащихся выбирать правильную позицию и уметь ее отстоять;

- способствовать воспитанию законопослушного гражданина.

Ход мероприятия

         Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки и об их последствиях.

СЛАЙД 1

         Тема нашего занятия: «Подросток. Правонарушения. Ответственность»

         Мне хотелось бы начать наше  занятие с  фильма «Республика ШКИД», который мы недавно посмотрели. Фильм создан по одноименной книге бывших воспитанников ШКИДа. Героями фильма являются беспризорники, лишившиеся родителей и  ставшие воспитанниками школы-коммуны. Ребята совершали немало правонарушений, и воспитателям колонии приходилось очень непросто работать с этими подростками.    

     
         Действие происходит в
Петрограде в самом начале 20-х годов 20 века. В стране разруха, голод и 4 миллиона беспризорных детей. Малолетних преступников отлавливают органы милиции и распределяют по школам-интернатам и колониям закрытого типа; тех ребят, которые остаются на улицах, ждёт тюрьма.

          События происходили в период гражданской войны, когда в стране была разруха и голод. Наверное, именно поэтому подростки хулиганили, воровали, совершали и более тяжкие правонарушения.

СЛАЙД 2

          Но тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений.

          Наша страна остается одним из лидеров по  количеству несовершеннолетних заключенных – 13 на 100 тыс. человек.   Ведь сегодня, в наше мирное время, когда благосостояние народа значительно улучшилось по сравнению со временем «Республики ШКИД» каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему?  

СЛАЙД 3

        Как вы думаете, каковы причины, приводящие несовершеннолетних к преступлению?

 - плохо учатся, а потом бросают школу;
- курят и выпивают;
- грубят  сверстникам, и взрослым;
- унижают маленьких и слабых;
- лгут  без причины;
- стараются выяснить отношения только с помощью силы;
- играют в карты;
- портят школьное имущество
и многое другое.

 Давайте сегодня попробуем  найти  ответы на вопросы:

- Что  же такое правонарушение?

- Несет ли подросток ответственность за правонарушения?

- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни.

 СЛАЙД 4

Вопросы викторины:

  1. Что такое правонарушение? Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.

СЛАЙД 5

2.С какого возраста наступает ответственность за все виды нарушения закона? (с 16 лет)

СЛАЙД 6

3. За какие виды правонарушений ответственность наступает с 14 лет? (За тяжкие и особо тяжкие преступления)

убийство;

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

похищение человека;

изнасилование;

кража;

грабеж;

разбой;

вымогательство;

угон транспортного средства;

умышленное уничтожение или повреждение имущества;

терроризм;

захват заложника;

заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

вандализм;

хищение оружия, наркотиков;

приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

СЛАЙД 7

5. Золотое правило нравственности гласит: «Поступай по отношению к другим так, как … (закончи фразу) (ты хочешь, чтобы относились к тебе)

       Некоторые подростки рассматривают свои проступки как проявление обыкновенной шалости.

     «Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, выругался нецензурной бранью, сделал непристойную надпись на парте, сломал дерево», - говорят они, когда приходится отвечать за содеянное.

       Нет, это не шалости, не мелочи. Стоит только задуматься о последствиях  таких проступков и станет понятным, что в результате их  материальный ущерб  несет государство, морально или физически страдают  другие люди, и что самое главное, сам правонарушитель оказывается у опасной черты в нравственном развитии, за которой - преступление.

       -Ребята, любой человек, и пожилой, и молодой, и подросток в ответе за себя, за свои слова и за свои действия.

       1. Если человек нарушил закон, он несёт юридическую ответственность за своё правонарушение.

     Что же такое юридическая ответственность?

СЛАЙД 8

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

СЛАЙД 9 Приглашенные

       2. Существует 4 вида юридической ответственности при правонарушениях:

1). Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом, - общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2). Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3). Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины, опоздания на работу.

4). Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Взыскание  к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. Наступает с 16 лет.


     Разбор ситуации:

        №1. Серёжа 12 лет и Саша  13 лет играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

(Административное правонарушение, штраф с родителей)

      №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое взыскание  грозит его родителям ? (Админ. , штраф до 3-х мин. зарплат)

       №3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? ( Кража, с 14 лет)

      №4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какие правила нарушили подростки?  ( Громко смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали)

   

     №5  В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в полицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются). Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).

Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

       И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!

СЛАЙД10

Закрепление информации (работа в парах)

Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная

СЛАЙД 11

Виды нарушений:

Порвал учебник одноклассника (Г)

Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

Избил одноклассника (У)

Совершил кражу мобильного телефона (У)

Совершил прогул в школе (Д)

Переходил дорогу в неположенном месте  (А)

Разбил мячом окно  (Г)

Нецензурно выражался в общественном месте  (А)

СЛАЙД 12

Викторина «Закон и я».

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность для лиц, совершивших преступления?

 Согласно УК РФ с 16 лет.

 

2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста?

Нет.

3. Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?

 Смертельная казнь и срок лишения свободы более 10 лет.

4. Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения, по достижении 14 лет. Может ли он привлекаться к уголовной ответственности?

 Нет, т.к. лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а с 0 часов следующих суток.

5. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам?

Эти действия квалифицируются, как мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток.

6. Вас задержали и доставили для допроса в отделение полиции. Какие существуют правила проведения допроса несовершеннолетних?

 Допрос должен вестись в присутствии родителей, представителей школы, родственников или других взрослых.

7. Как наказывается распитие спиртных напитков в общественных местах?

 Появление в пьяном виде в общественных местах, а также распитие ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа на родителей или лиц их замещающих в размере до 2 мин. зарплат.

8. Какие наказания предусмотрены за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте?

 Подкладывание на ж.д. пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов – штраф до 5 мин. зарплат. Переход по железнодорожным путям в неустановленном месте – штраф от 0,1 до 0,5 мин. зарплат.

 Повреждение железнодорожных путей, путевых объектов и сооружений, устранение сигнализации – штраф от 2 до 5 мин. зарплат.

9. С какого возраста наступает административная ответственность?

 Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.

 11. За совершение каких преступлений подлежат уголовной ответственности несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет

     Как же не допустить правонарушение?

      Давайте совместно составим памятку, которую так и назовем

СЛАЙД 13

                                              Памятка

                         « Как не допустить правонарушение».

Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой.

Организуй свободное времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)

Не общайся с сомнительными компаниями.

Если что-то произошло, обязательно расскажи об этом взрослым .

Помни, что за все свои проступки надо отвечать.

Не иди на поводу у других людей.

А сейчас ребята, подведем итог занятия. Я  прошу вас закончить предложение.

СЛАЙД 14

Закончи предложение:

-Сегодня на занятии мы узнали, что…

-Чтобы  не быть правонарушителем,  нужно…

-Каждый человек должен  за свои поступки…

-Я задумалась (задумался) над…

-Я выбираю…

Наше занятие   завершается.

Была ли полезна эта встреча для каждого из вас? Я предлагаю каждому из вас выбрать либо красное яблоко, либо зеленый лист, либо голубой цветок.

СЛАЙД 15

На слайде вы видите «дерево мнений»

На этом дереве каждый из вас   поместит:

 - красное яблоко, что значит - я выбираю законопослушное поведение,

 - зеленый лист, что значит  - я задумаюсь,

 - голубой цветок - я останусь при своем мнении.

- Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия вы  постараетесь совершать только хорошие поступки. Удачи вам

     Разбор ситуации:

        №1. Серёжа 12 лет и Саша  13 лет играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

      №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое взыскание  грозит его родителям ?

       №3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток?

      №4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какие правила нарушили подростки?  

   

     №5  В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в полицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка?

Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона?

     Разбор ситуации:

        №1. Серёжа 12 лет и Саша  13 лет играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

      №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое взыскание  грозит его родителям ?

       №3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток?

      №4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какие правила нарушили подростки?  

   

     №5  В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в полицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка?

Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона?


             Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

Порвал учебник одноклассника.

Появление подростка на улице в нетрезвом виде.

Избил одноклассника.

Совершил кражу мобильного телефона.

Совершил прогул в школе .

Переходил дорогу в неположенном месте.  

Разбил мячом окно.  

Нецензурно выражался в общественном месте.

                                                             

                   Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

Порвал учебник одноклассника.

Появление подростка на улице в нетрезвом виде.

Избил одноклассника.

Совершил кражу мобильного телефона.

Совершил прогул в школе .

Переходил дорогу в неположенном месте.  

Разбил мячом окно.  

Нецензурно выражался в общественном месте.



Предварительный просмотр:

                               «Доброта творит чудеса».

Цель: Создать условия для формирования у детей добрых человеческих взаимоотношений через

 

Участники: учащиеся 7 класса.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, компьютер.
  2. Конверт с набором:сердечко, листочек от дерева из цв. бумаги, листы, карандаши.
  3. Презентационный материал.

(СЛАЙД 1)

 Ход занятия

Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Доброта творит чудеса»  Эпиграфом нашего занятия послужит высказывание Бернарда Шоу:                                                                                                

(СЛАЙД 2)                                                                                              

«Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди».

-Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит, жить на земле как люди?

-Вы сделали вывод. Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как его прожить.

(СЛАЙД 3)

2. А сейчас я предлагаю вам послушать одну легенду.

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки.  Решила она обратиться к старому, седому волшебнику:

-Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю свою жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-Приходи ко мне завтра утром, когда запоют первые птицы и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь на условленное место…

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

-Вот, выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую – Удача, третью - Красота, четвертую – Печаль, а пятую – Доброта.

-Они все прекрасны,- сказала Любовь – не знаю кого и выбрать…

-Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но сейчас выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

-Ребята,  кого бы выбрали вы,если бы были на месте этой девушки?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

-Как вы думаете, почему Любовь выбрала Доброту?

 

3 -Мы постараемся, разобраться, какую роль в жизни каждого из нас играет доброта?   ДОБРОТА. Что означает это слово?

 (СЛАЙД 4)

А сейчас я предлагаю вам немного поработать. Перед вами чистые листы, положите на него свою руку и обведите.  В центре, на ладошке напишите слово ДОБРОТА. А на пальчиках напишите качества, которые характеризуют вас как добрых людей.

 Но мы с вами не совершенны, у каждого из нас есть недостатки - это обратная сторона нашего характера и обратная сторона нашей ладошки. Поверните листок, еще раз обведите свою ладошку.  Теперь напишите свои качества, которые вам мешают и которые бы вы хотели в себе  изменить.

А теперь сравните, каких качеств у вас больше.

(СЛАЙД 5)

 4.Обратите внимание на экран. « Жизнь дана на добрые дела».

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

А какие пословицы и поговорки о доброте  и о добре знаете вы?

Народ сложил немало пословиц о доброте, вот некоторые из них:

(СЛАЙД  6)

(СЛАЙД  7)

 Дополните поговорку.

-Про доброе дело говори смело

-Доброе слово лечит, а злое калечит

-Добрые слова дороже богатства

-Не ищи красоты, ищи доброты

-Добрая слава лежит, а худая бежит

-Доброе братство лучше богатства

-Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

  1. К большому сожалению, в современном мире такие понятия, как доброта, отзывчивость, уважение уходят на второй план. Злоба, жадность, безразличие формируют сегодня нравственную сторону многих людей. Часто можно наблюдать неуважение к старшим, товарищам, близким. Послушайте, пожалуйста, стихотворение и постарайтесь ответить на вопрос: «Почему злые люди - просто одиноки»?

(СЛАЙД  8)

В этой жизни сложной и суровой

Дефицитом стала доброта,

И простое, ласковое слово

Подменяют грубым неспроста.

Хочешь выжить, значит, вой по-волчьи,

В волчьей стае доброта - не в счёт.

Вмиг любого разрывают в клочья,

Кто не по законам их живёт.

И не важно: родственные души,

Стар ты, молод или ещё мал,

Доводы никто не будет слушать,

Бьют наотмашь, валят наповал.

Только мы -то люди, а не звери,

Неужели трудно так понять.

Но не всем сегодня можно верить-

Могут и обидеть и предать.

Злых людей всё больше с каждым разом.

В непростое время мы живём.

Злоба, как отрава, как зараза,

Всё погубит на пути своём.

Людям этим счастье неизвестно,

Без друзей, как правило, они,

Вот и сеют злобу повсеместно,

Отравляя собственные дни.

Бесполезны им добра уроки,

Людям этим не дано любить.

Злые люди - просто одиноки,

Потому-то с ними трудно жить..

 

Беседа по стихотворению.

-Что значит дефицит добра?

-Нравится ли вам обращаться с такими людьми, злобными, грубыми, жестокими.

-Попадали ли вы в такие жизненные ситуации, когда с вами обращались жестоко?

-Как вы чувствовали себя в таких ситуациях? Приятно ли вам было, когда с вами так обращались? -Как вы думаете, как живется жестоким людям?

Вывод: Ребята, я очень надеюсь и верю в вас, что вы вырастите доброжелательными, милосердными, бескорыстными, умеющими приходить в нужную минуту на помощь

 6.Сейчас  мы попробуем разыграть одну такую ситуацию. Мне понадобятся помощники.  Вы будете читать текст по ролям, а остальные внимательно слушают.

 Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
– Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
– Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав её руку.
– Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, смотри, у него кровь на штанине.
– А нам-то что? Он сам виноват.
– Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
– Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
– Я всё равно подойду. – Девушка вырвала руку.
– Я тебя не пущу.  Не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, – он попытался увести её.
– Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно отдёрнула руку.
– Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой.
– Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
– Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
– Спасибо,  спасибо...
– Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
– Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
– Неужели ты из-за какого-то бомжа, можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
– У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро пошла к телефонному автомату.
– Девушка! – окликнул её мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдёте себе счастье.

Учитель: Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае?

(СЛАЙД 9)

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

Можете ли вы назвать поступок девушки добрым?

 7.Сделаем вывод: Какого человека мы можем назвать добрым?

(СЛАЙД 10)

- Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.

-Любит природу и бережет ее.

- Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым  и внимательным в общении с друзьями и взрослыми.

Добрый человек замечает в других, прежде всего, хорошее,  злой – дурное.

(СЛАЙД 11)

Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь.
Пожелай человеку добра в пути
Добрым словом ты также поможешь.

 9.Помогать людям можно по-разному: добрым словом, деньгами, добрым поступком.

Как и где вы проявляете свою доброту?

Какой сегодня добрый поступок совершили лично  вы? (ответы).

Запишите свои ответы на листочках.   Давайте, посмотрим, что у вас получилось?  Называйте  свои поступки и прикрепите свои листочки на дерево «Доброты».

(СЛАЙД 12)

 10.А сейчас я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу:

(СЛАЙД 13)

Притча-это короткий рассказ, который может чему-то научить.

“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка  я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

Как вы думаете, как ответил мудрец?

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

Как вы думаете, почему так ответил мудрец?

- Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо.

 11.А сейчас, проведем тестирование, которое поможет вам выяснить, добрые ли вы, внимательны ли к окружающим?

( СЛАЙД14)

(СЛАЙД 15)

Тест:

1 Любите ли вы делать подарки друзьям?

2 Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы поднять им настроение?

3 Любите ли вы злые шутки?

4 Вы злопамятны?

5 Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

6 Вы охотно выполняете просьбы?

7 Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

8Вам жалко бездомных людей, собак, кошек?

Подведем итоги.

Кто ответил ДА на вопросы 1,2,6,8-поставьте по 1 баллу.

Если вы набрали 4 балла, вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми

Если вы набрали 2-3 балла, ваша доброта- вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы на вас не обижались люди.

Кто набрал 1 балл- общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательней.

Итак, вы теперь имеете представление о себе.

 12.Ребята, а ваши взаимоотношения в классе являются добрыми?

Каких добрых поступков от мальчиков ждут наши девочки? Запишите на сердечках, которые лежат у вас на партах. Мальчики запишут свои пожелания, адресованные девочкам. Обменяйтесь сердечками.

13.Рефлексия и итоги занятия.

В завершении нашего занятия я предлагаю вам подвести итог и определить основные правила, которые помогут вам оставаться добрыми, заботливыми, внимательными к окружающим вас людям.

(СЛАЙД 16)

Основные правила доброты:

1 Уважай старших. Заботься о них.

2 Помогай слабым, маленьким. Жалей их.

3 Прощай другим их ошибки.

4 Не жадничай.

5 Не завидуй.

Просмотр слайд-шоу.

(СЛАЙД 17)

Дополните конец фразы:

-Сегодня на занятии мне …. (понравилось…)

Я понял(а), что быть добрым- это….

Мне захотелось…

(СЛАЙД 18)

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Доброта с годами не стареет,

Не зависит доброта от роста,

Доброта от холода согреет,

Доброта приносит людям радость,

Если доброта, как солнце, светит,

И взамен не требует награды.

Радуются взрослые и дети.

Только надо, надо добрым быть,

И в себе друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

 Спасибо вам за работу, до свидания.

     Использованные материалы:

Эпиграф- высказывание Бернарда Шоу;

Сборник легенд.

Классный час «Доброта творит чудеса» Кизяева Эльмира Алимжановна.

Картинки о доброте picfun.ru/positiv/380

www.google.ru/slarch?g=

ВКонтакте аудиозаписи «Песня о Доброте» И. Юдин.

Учительский портал