Хоровое пение.
статья
Предварительный просмотр:
Хоровое пение в общеобразовательной школе как одно из направлений музыкальной педагогики оздоровления.
В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно- деятельностный подход к образованию учащихся. Наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Выбор технологии обучения и воспитания зависит от таких факторов, как возраст учащихся, их возможности, профессионализм учителя, наличие других условий. Современный учитель ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса. Приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям. Стержнем педагогической деятельности должно стать использование на уроках здоровьесберегающих технологий, так как на сегодняшний день актуальной проблемой является проблема сохранения и укрепления здоровья школьников. Суровые климатические условия нашего города ухудшают состояние здоровья всех людей, а особенно детей, школьников. Чтобы улучшить самочувствие, необходимо вести правильный образ жизни, уметь "подстроиться" к тем условиям, которые преподнесла нам природа. Это проблема, решить которую, к сожалению, не всегда удается. Но есть причины плохого самочувствия детей, связанные с человеческим фактором, которые необходимо решать и контролировать. Среди таких причин - тяжелый портфель школьника (часто весом свыше 3 кг); объемные домашние задания, на выполнение которых уходит много времени; переутомление в школе, связанное с недостаточным валеологическим подходом к образовательным программам, нереализованность личности школьника, плохое освещение, информационные перегрузки, статичные нефизиологические позы во время учебных занятий, стрессы, нерациональное питание, перегрузка зрительного анализатора, шум на переменах. В организме школьника появляется дисбаланс из-за превалирования психических нагрузок над физическими и левополушарного логического мышления над правополушарным художественным. Он приводит к ухудшению здоровья.
После устранения причин психофизического дисбаланса организма школьников можно использовать дополнительные способы оздоравливания. Один из них – использование здоровьесберегающих технологий на уроке, целью которых является обеспечение школьникам возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у них необходимых ЗУН по здоровому образу жизни, обучение использовать полученные знания в повседневной жизни. Данные технологии позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутами, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении. С целью оздоровления школьников рекомендуется использовать методику В.Базарного:
- зрительные тренажеры (реализация специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление); - часть урока дети обучаются стоя (основа телесной вертикали); - изменение местоположения учителя в классе (не только у стола или у доски), оборудование урока не только на переднем плане (режим смены динамических поз); - обучение в разных местах классной комнаты: у книжной выставки, у стола учителя, у парты ученика (телесно-моторная активность).
Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами работы с детьми на уроке музыки необходимо использовать здоровьесберегающие технологии. Музыка играет важнейшую роль в оздоровлении детей, она способна воздействовать на организм человека через вибрационный, физиологический и психический факторы. Вибрационный является стимулятором обменных процессов. Физиологический фактор способный изменять такие функции организма, как сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную. Психический фактор способен изменять психическое состояние школьников, укреплять психическое "я". Формирование физического и психического здоровья школьников происходит одновременно с развитием их духовности. Если занятие музыкой захватывает ребенка, происходит разрядка вытесненных в подсознание переживаний. Такая разрядка называется катарсической. Именно в такой момент, названный А.Маслоу "пиковым переживанием", школьники получают, по словам Аристотеля, "некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием". Такое состояние вызывает стремление к творчеству и способствуют духовному росту детей.
Хоровое пение на уроке музыки является активной музыкотерапией, имеет ряд преимуществ среди других видов деятельности школьников на уроке музыки. Это объясняется песенным началом русской культуры, общедоступностью, адекватностью психолого-возрастным особенностям детей, их стремлением к активным формам работы, особой доступностью хорового искусства для восприятия в силу синтеза слова и музыки, значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире. Пение помогает школьникам самореализовать себя посредством хорового исполнительства. По словам Л.В.Горюновой "Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок "выплескивал" свое состояние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя".
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Вокально- речевая деятельность стимулирует работу правого полушария головного мозга и способствует изменению межполушарных взаимоотношений. Это также приводит к творческому развитию школьников.
В медицине с целью снятия стресса, организации дополнительного отдыха проводится релаксация. На музыкальных занятиях в младших классах релаксацией могут служить игры, например, "Сон":
закрываем глазки все, спать, спать, спать...
открываем глазки все, встать, встать, встать!
Релаксацией является сам процесс пения, если он захватывает ребенка.
Для развития дыхания на уроке музыки можно использовать игры "Кубики", "Задуй свечу", "Согрей ручки". В игре "Кубики" дети выполняют короткие и длинные выдохи. Например: красный большой кубик - длинный выдох, два маленьких синих - два коротких выдоха. Комбинация кубиков меняется. Дыхательные упражнения способствуют охране и развитию голоса. В качестве распевки использовать преимущественно мажорные мелодии с добрым текстом. В вокально-хоровой работе в роли релаксации выступают песни, в которых часто повторяются звуки "ш" и "с". Например, песня В.Шаинского "Снежинки":
Снежинки спускаются с неба
Все ниже, все ниже.
Сугробы пушистого снега
Все выше, все выше.
Шаги уходящего года
Все тише, все тише.
А песенка Нового года
Все ближе, все ближе.
Хорошо успокаивает детей песня Б.Савельева "Мир, в котором мы живем":
Даль... Ширь... Стелется туман.
Весь мир розов и румян.
Весь мир солнечный насквозь,
Утро над землей зажглось.
Синь... Свет... Теплая трава.
Свой звон дарит нам листва...
Вокально-хоровая деятельность укрепляет органы дыхания, способствует развитию гармонично-полного дыхания.
Голосовая диагностика выявляет стеснительных детей, которым нужно осуществлять индивидуальный подход.
Вокально-хоровая деятельность оздоравливает детей, гармонизирует их биоритм, синхронизирует биохимические процессы (что особенно важно осенью и весной), изменяет эмоциональное состояние школьников. Она также восстанавливает иммунобиологические процессы.
Тексты песен несут двойную нагрузку: смысловую и оздоровительную.
Звуки музыку рождают и недуги побеждают.
Проговаривание вслух текста песни способствует укреплению мышц носа, рта, глотки. Слова следует произносить четко, контролировать произношение звуков б, в, ж, м, п, т, ф, ш.
Целебные звуки делятся на три группы:
1 – «тканевая вибрация» - в, з, ж, м, л, р;
2 – «диафрагмальные толчки» - п, б, т, д, к, г, а, га, ха;
3 – звуковая релаксация – ш, с.
Перечисленные группы звуков способны улучшить здоровье.
С целью профилактики простудных заболеваний можно использовать следующие звуковые упражнения:
- звук "в" - тянуть, изображая самолет, выполнять при начинающемся насморке;
- звук "з"- изображать звук комара, приложив ладонь к шее, выполнять, когда начинается ангина;
- звук "ж"- изображать звук жука, приложив ладонь к грудной клетке, выполнять при бронхите.
Если нужно взбодриться или снять усталость, произносить звуки "р", «тр».
Самый расслабляющий звук "с"- изображать звук набегающей волны.
Звук «н» - произносить очень высоким голосом, положив руку на макушку головы. Это поможет снять головную и зубную боль.
Низкий звук «м» полезно произносить после еды, чтобы лучше усваивалась пища. Кроме того, «м» - особый звук. С него начинается самое главное слово «мама».
Для достижения оздоровительного эффекта используется метод психорегуляции дыхания. Он проходит через три этапа:
первый этап - возникает в результате воздействия звука на орган слуха и выражается в активизации работы надпочечников и выбросе адреналина. Появляется аудио-адреналиновый звуковой эффект;
второй этап - биохимический - изменяется ритм дыхания;
третий этап - гемодинамический - двигательная деятельность.
Алгоритм метода музыкальной психорегуляции:
1 - ЗВУК 2 - ОБРАЗ 3 - ДВИЖЕНИЕ
Разучивание песни по алгоритму, направленному на оздоровление, выполняет различные виды тренинга:
1 - дикционный, дыхательный, интонационный;
2 - образно-визуальный;
3 - ритмический, дыхательный, интегральный.
Выполнение алгоритма, связанного с психорегуляцией дыхания, способствует формированию у школьников физиологической мотивации здоровья.
Алгоритм разучивания песни по программе формирования здоровья детей М.Лазарева:
-исполнение песни учителем;
- чтение вслух текста с выделением слов, которые вызвали затруднение у кого-либо из детей;
- чтение текста с закрытым ртом, дети «мычат», понимая, что нужно управлять процессом дыхания;
- чтение текста «мычанием», удлинив строфу на одном дыхании;
- разучивание мелодии песни;
- выполнение рисунка образов, о которых поется в песне;
- исполнение ритмического аккомпанемента песни;
- под сольное исполнение песни учителем дети пантомимически показывают все, о чем в ней поется;
- хоровое исполнение песни с реализацией всех навыков, приобретенных в процессе разучивания.
В процессе пения преимущество имеет повышенная тесситура. Если ребенок не может спеть высокую ноту, он стремится, вытягивается к ней. Высокая тесситура способствует "выпрямлению духовной осанки", низкая тесситура не способствует личностному росту школьников.
Полезно исполнять песню с движением, которое в свою очередь возбуждает другие отделы мозга, усиливает кровообращение и создает благоприятные условия для отдыха ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание школьников повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
Очень важно использовать на уроке улыбкотерапию. Учитель должен чаще улыбаться и " заражать" своей улыбкой детей. Если ребенок поет и улыбается, звук становится более светлым, чистым и свободным. Постепенно улыбка переходит в привычку детей и положительно сказывается на их здоровье, потому что внешняя улыбка во время пения становится улыбкой внутренней и ученик уже вместе с нею смотрит на мир.
Литература:
Петрушин В.И." Музыкальная психология". - М.: Академический проект, – 2006 г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Ковалько В.И. "Здоровьесберегающие технологии". – М.: «ВАКО», 2004г.
Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3.
Лазарев М.А. Программа формирования здоровья детей.- Москва, "Академия здоровья", 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"
Программа "Хоровое пение" разработана мной для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.При этом дети не только разного возраста, но и имеют раз...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ" (ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ)
Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. ...
Разработка открытого урока «Использование элементов хорового пения при музицировании в классе фортепиано».
Открытый урок по хору, творческий отчет...
Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"
Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...
«Виды дыхания в народном хоровом пении. Цепное дыхание».
Занятие фольклорного коллектива. Продолжение темы "Выды дыханий"...
Деятельностный подход в обучении учащихся хоровому пению
Совершенствование хорового воспитания на основе деятельностного метода обучения....
Хоровое пение
Закончить хочу словами Шопенгауэра: «Для нашего счастья Хоровое пение-вид музицирования, который по праву занимает ведущее место в школе. Для чего мы учим детей петь в хоре? Не только для смотро...