Хоровое пение
материал по музыке по теме

 

Закончить хочу словами Шопенгауэра: «Для нашего счастья Хоровое пение-вид музицирования, который по праву занимает ведущее место в школе. Для чего мы учим детей петь в хоре? Не только для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель-развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали.      Итак-развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка средствами музыкального искусства. Путь такого развития я вижу только во включении ребёнка в любую форму активной музыкальной деятельности.  Пение- для меня ведущий способ музыкальной деятельности. Почему пение? На  мой взгляд, певческая деятельность-единственный в настоящее время общедоступный способ музыцирования.              Практически каждый ребёнок обладает природными  голосовыми и слуховыми данными. И чтобы дети  захотели петь, учителю просто надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определённом трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.                               Голос-инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребёнка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства. Конечно, мало только петь, но певческая деятельность является стержнем всей работы по музыкальному воспитанию. Л.Н.Гродзенская писала: «Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведения, но и о качестве исполнения…работа над песней- не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю,- это увлекательный процесс, в котором есть твор ческий элемент, это процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что каждой, даже самой простой песней надо много работать…».

В процессе работы я пришла к выводу о необходимости комплексного подхода к музыкальному развитию личности ребёнка. Классная и внеклассная работа должна быть подчинена одной цели, одному направлению. Считаю, что подчинение всего потока музыкального воздействия на детей внутри школы одной методе создаёт возможность целостного и комплексного музыкального воспитания личности. . Классная и внеклассная работа должна быть тесно взаимосвязана.                                                    Что же кроме пения, я использую в хоровой работе? Прежде всего, это импровизация- ритмическая, вокальная, хоровая и пластическая; ритмические упражнения с применением простейших музыкальных инструментов; освоение детьми элементарных  приёмов дирижирования: так называемое свободное дирижирование; изучение музыкальной грамоты в необходимом объёме, в строгом соответствии с возрастом детей; различные развивающие музыкальные игры. Ещё Б.В.Асафьев писал, что «человек, испытавший радость творчества даже в самый минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем чело-  век, только подражающий актам других. «Самым необходимым делом в данном направле нии я считаю развитие способности к импровизации». Девизом своей работы с детьми я выбрала- «радость общения с музыкой». Радость познания, радость труда, радость кон- церта и радость преодоления очередной ступеньки на пути к слову «получилось»!              Мы идём медленно, я как могу стараюсь помочь каждому. С первого занятия прослушиваю учащихся, проверяя уровень музыкального слуха каждого. Выявляю и фик сирую диапазон голоса и качество интонирования. Результаты можно записывать на плёнку, затем сравнивать с успехами в конце года.                                                        Очень важным считаю выработку сознательного и критического отношения детей к своему пению. С первых занятий спрашиваю у детей, что и как получилось, правильно ли они спели, понравилось ли им исполнение песни, качество выполнение других задач.  В вокальной работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:

                                                                                        

1.Развивать голос,не спеша расширяя диапазон.                                                                

 

2.Устное объяснение и пение учителя и лучших учеников. Никогда не передразнивать детей.Демонстрировать правильное пение.                                                                      

 

3.Главным критерием является качество звуков и свобода при пении.                            

 

4.Вся певческая работа связана с развитием музыкального слуха и музыкальным развитием личности.

 

5.На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские народные попевки.

 

6.Работать без торопливости; критерий-не количество, а качество выученного.

 

7.Повторять выученное на каждом занятии.

 

8.Использовать в работе показ видимых движений артикуляционного аппарата-губ, челюстей, языка.

 

 

 В моей практике определяющим методом вокальной работы является фонетический.    Фонетический метод предполагает хорошие знания механизма звукообразования; знания качества, влияния определённых фонем русского языка на гортань,дыхательные органы, рото-глоточный канал; знание акустических свойств, положений, укладов при звучании фонем.    Этот метод предлагает пути совершенствования певческого процесса путём определённого подбора русского языка в упражнениях.

                               

 

                                      РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ.

  Новое произведение я всегда показываю целиком, все куплеты, максимально выразительно, чаще всего сама.

После показа обсуждаю услышанное с детьми: выясняю, как они поняли содержание песни, объясняю непонятные слова. Вместе мы анализируем характер музыки, подробный анализ происходит в процессе разучивания.

Перед началом разучивания произведения я всегда в партитуре проставляю все требования к исполнению; дыхание, снятие, динамику, фразировку.                              

Главный метод разучивания -метод предупреждения ошибок. Считаю, что лучше раз правильно показать произведение детям, спеть его «про себя». Вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудный с точки зрения вокала, слог. Выучить, освоить их отдельно -по нотам, в процессе музыкальной игры, вокализируя,-но не допустить неверного пения.

Как происходит разучивание песни? Традиционно, учим песню частями: фразами, предложениями, куплетами.

 В процессе разучивания песен учитель развивает музыкальные, творческие способности учащихся, формирует их вокально-хоровые навыки и умения, необходимые для передачи музыкального образа.  Занимаясь хоровым пением, учитель постоянно решает две взаимосвязанные задачи: воспитывает коллектив класса как хор, предъявляя ему единые художественные и технические требования, а также помогает каждому ученику овладеть своим певческим голосом. Поэтому необходимым условием успешного вокального воспитания коллектива класса должен быть принцип индивидуального подхода к учащимся.

 В заключении отмечу ещё раз, что хоровое пение – самый доступный вид коллективно- го исполнительства. Приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.                                              Особое значение имеет репертуар, который осваивается в определённой системе и последовательности.то. Что есть в человеке, без сомнения важнее того, что есть у человека».

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"

Программа  "Хоровое пение"  разработана мной для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.При этом дети не только разного возраста, но и имеют раз...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ" (ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ)

Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. ...

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...

«Виды дыхания в народном хоровом пении. Цепное дыхание».

Занятие  фольклорного коллектива. Продолжение темы "Выды дыханий"...

Деятельностный подход в обучении учащихся хоровому пению

Совершенствование хорового воспитания на основе деятельностного метода обучения....

«Вокально-хоровая работа как средство возрождения традиция хорового пения: мой опыт работы», Славнецкая Л.В.

В своей работе, я всегда учитываю то, что учащиеся 1-6 классов любят петь. Они нуждаются в активной деятельности и творческом самопроявлении....