Семейная гостиная
консультация
рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynaya_gostinaya.doc | 37.5 КБ |
semya_i_shkola.doc | 36.5 КБ |
tipy_semeynogo_vospitaniya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейная гостиная
Цели
Коррекция детско-родительских взаимоотношений, формирование взаимопонимания, толерантности, положительного эмоционального настроя.
Контингент участников: учащиеся 10-11 класса и их родители.
Условия проведения
Упражнения (кроме первого) не должны носить соревновательного характера.
Ребята оформляют кабинет, готовят пригласительные билеты для родителей, устраивают чаепитие.
Материалы
Листы плотной бумаги большого формата (длина листа соответствует длине школьного стола), краски, фломастеры, гуашь, кисти, емкости с водой, листы для групповой работы, визитки для каждого.
Ход занятия
По периметру класса расставлены стулья, ребята и родители рассаживаются группами.
1. Энергизатор «Вспомни...»
Между группами проводится игра на знание стихотворений из школьной проФаммы.
2. Пресс-конференция
Группы готовят вопросы: дети — родителям, родители — детям. Вопросы могут касаться межличностных отношений, ценностных ориентации, воспитания, здорового образа жизни. Каждая команда поочередно отвечает на вопросы «журналистов».
3. Блиц-турнир на тему «Отцы и дети»
Каждая группа, посовещавшись, заканчивает предложения:
- Я чувствую себя счастливым...
- У меня улучшается настроение...
- Я не прав, когда...
- Культура начинается...
- Любовь значит...
- Семейное счастье...
- Воспитывать значит...
- Путь к сердцу (родителя, ребенка)...
4. Групповая работа «Причины конфликтов отцов и детей»
Группы делятся на подгруппы. В каждой подгруппе под управлением ведущего проводится обсуждение темы по плану:
Назвать существующие причины конфликтов отношений.
Выбрать из них наиболее существенные.
Продумать пути выхода из конфликта (на примере одного).
Это задание является ключевым во всем занятии, и ведущему необходимо создать все условия для работы, а именно: достаточное количество времени, комфорт, возможность высказаться каждому желающему.
Начинается работа с распределения в каждой подгруппе (например, по цвету волос, глаз, высоте каблука) ролей ведущего, докладчика и секретаря.
После обсуждения ведущий каждой подгруппы сообщает мнение.
5. Ролевая игра
Из каждой подгруппы берется по 2 участника, и формируются четыре пары родитель — ребенок. По жребию каждой паре предлагается ситуация, которую нужно обыграть. Причем родителю предлагается роль ребенка, а ребенку — родителя. Ситуации предлагаются на отдельных листочках.
Варианты ситуаций:
«Объясни, почему...»
«Опять двойка...»
«Я виноват...»
«Мама, нас вызывают к директору...»
6. Упражнение «Комплимент»
Это самый волнующий момент занятия, так как родителям и детям необходимо обменяться комплиментами. Например, каждый заканчивает предложение:
«Моя мама (мой папа)...» или «Моя дочь (мой сын)...».
7. Рисунок «Счастье»
Заключительным этапом работы является совместное рисование на тему «Счастье». Для удобства вокруг столов рассаживаются по 6—8 участников. Всех необходимо настроить на получение удовольствия от работы, на возможность реализовать свои чувства и мысли в рисунке. Далее каждая группа представляет то, что она сделала, подводит итог совместной работы, отмечает эффективность всего занятия.
Для большей результативности желательно, чтобы высказался каждый участник, заканчивая фразу: «Спасибо за то, что сегодня...»
Завершается встреча чаепитием, во время которого можно предложить участникам вспомнить и рассказать интересные истории из детства.
Приглашение для родителей
Уважаемые родители!
Мы уже выросли. Если вам интересно знать мнение своего ребёнка и его сверстников по вопросам детско-родительских отношений, приглашаем вас в нашу Семейную гостиную.
У вас есть возможность высказать своё мнение, поделиться личным опытом в вопросах семейного воспитания, послушать других.
Предварительный просмотр:
Семья и школа
Основы организации сотрудничества школы и семьи.
Общение учителя с родителями
Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений “учитель – родители учащихся” учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и без непосредственного контакта её частников, потому что их связывает ученик как объект взаимного влияния. Отношения “учитель – родители учащихся” являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся.
Важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание при изучении нравственных отношений школы и семьи: школа или развивает нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования учителя.
Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. Постараюсь конкретизировать эти аспекты ниже.
Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.
Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы и семьи – они представляют собой разные социально-психологические группы с многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность.
Родители учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать в семье целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия подобного рода возникают из-за различной информированности о ребёнке: родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.
Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей, задач и методов воспитания и обучения порождает расхождение во взглядах, создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве.
Причины противоречий между учителем и родителями учащихся, способные помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержат факторы, которые часто могут быть смягчены.
Выделение в семейной педагогике аспекта отношений «родители учащихся – учитель» исходит из того, что семья является бесспорно важнейшим источником формирования нравственных позиций ребёнка, закрепления его нравственно-психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях происходило это формирование.
Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).
Предварительный просмотр:
Родительский клуб
ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ВОЗМОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ.
Цель: рассмотреть типы воспитания; определить психологические причины отклонений в семейном воспитании; показать возможности изменения стиля родительского отношения к детям.
Контингент участников: родители учащихся разных возрастных групп.
Теоретическая часть
В педагогической психологии не так уж много истин. Но утверждение о том, что тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведение ребёнка, - истина. Конечно, ребёнок не является чистым листом бумаги, на котором посвящённый родитель может написать всё, что захочет, а безграмотный – безнадёжно изуродовать. В нём самом есть силы, и немалые.
В родительской позиции выделяют две важнейшие переменные – эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание многое определяет в том, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребёнка.
Первая переменная – эмоциональное принятие – имеет особое значение для развития ребёнка с момента рождения (даже раньше) до трёх лет.
Примерно с 3-х лет в силу вступает вторая переменная родительской позиции– контроль.
В зависимости от «сочетания» этих двух переменных выделяют 4 стиля родительского поведения.
Целью нашей встречи является выявление «неправильных» типов семейного воспитания могут привести к серьёзным проблемам в отношениях.
Родителям раздаются схемы типов воспитания. После обсуждения предлагается предположить, где находиться тот тип, по которому они воспитывают своих детей.
СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Тёплые отношения
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ АВТОРИТЕТНЫЙ
Низкий уровень контроля Высокий уровень контроля
ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ АВТОРИТАРНЫЙ
Холодные отношения
Либеральный
Родители слабо или вообще не регламентируют поведение ребёнка; безусловная родительская любовь. Родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребёнка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают никаких ограничений; дети склонные к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно; нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентный
Родители не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения. Зачастую это происходит у родителей, обременённых личными проблемами, у которых не остаётся сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сопровождается враждебностью (как у отвергающих родителей), ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к деликвентному поведению.
Авторитарный
Родители отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Родители закрыты для постоянного общения с ребёнком; устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, растут замкнутыми, боязливыми и угрюмыми. Они непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Авторитетный
Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения. Родители допускают изменения своих правил в разумных пределах. Дети растут прекрасно адаптированными, уверенными в себе; у них развит самоконтроль и социальные навыки. Как правило, достаточно хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Затем целесообразно перейти к анализу типичных ошибок семейного воспитания
Психологи определили следующие типы неадекватного поведения родителей.
1. Гиперпротекция
- потворствующая
- доминирующая
2. Гипопротекция
- потворствующая
- доминирующая
3. Повышенная моральная ответственность
4. Эмоциональное отвержение
5. Жестокое обращение
6. Воспитание в культе болезни
7. Противоречивое воспитание
Гиперпротекция потворствующая.
Ребенок находится в центре внимания родителей и других членов семьи. Они стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи. Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы.
Гиперпротекция доминирующая.
Ребенок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка не формируются инициатива и чувство долга.
Гипопротекция потворствующая.
Ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению. ...
Гипопротекция доминирующая.
За ребенком осуществляется только формальный контроль, а на самом деле родители ребенком не интересуются.
Изредка встречается семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и свобода — необходимые условия воспитания, но не основные. Не забывайте, что абсолютная свобода равняется одиночеству.
Повышенная моральная ответственность
Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет как помощник матери. Например, он нянчит младших детей, пока мать находится на работе. Так дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна! В итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности.
Эмоциональное отвержение
Это воспитание по типу «Золушки». Нежелательный ребенок, например. Ребенок в этой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей. Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств у ребенка.
Жестокое обращение с детьми
На первый план выходит эмоциональное отвержение. Родители злоупотребляют наказаниями, избивают ребенка, лишают его удовольствий, не удовлетворяют его потребности.
Воспитание в культе болезни
Фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании; родители формируют образ «больного», проявляют особую заботу. В результате ребенок делает вывод: «Меня любят тогда, когда я болею». Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.
Противоречивое воспитание
Резкая смена приемов воспитания. Например, резкий переход от строгого стиля воспитания к либеральному — и наоборот. Подобное отношение родителей содействует формированию у ребенка таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка. Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Практическая часть
Родителям предлагается определить свой стиль родительского поведения с помощью диагностической анкеты.
Стиль родительского поведения.
Инструкция: Вам предлагается тест, помогающий оценить стратегию воспитания детей в Вашей семье. Из четырёх вариантов ответов выберите самый предпочтительный для Вас, тот, который соответствует Вашему мнению.
1. Чем, по Вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – преимущественно наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врождённых задатков и условий среды.
В. Главным образом врождёнными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, условность, имеющая мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно не согласен с этим.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое суждение о воспитании Вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребёнку, скажите ему, чтобы он пошёл умылся. (Эдгар Хоу).
Б. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас. (Эрн Легуве).
В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер).
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить всему остальному. (Томос Фуллер).
4. Считаете ли Вы, что родители должны посвящать детей в вопросы пола?
А. Нет, их жизнь сама всему научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать деньги на карманные расходы?
А. Если попросят, то можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определённую сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определённый срок (на неделю, на месяц), чтобы ребёнок сам учился планировать расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз и дать ему какую-то сумму.
6. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребёнка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребёнка.
Б. Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребёнку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как Вы отнесётесь к сквернословию ребёнка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребёнка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребёнок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Ребёнок-подросток хочет провести выходные на даче у подруги (друга), где соберётся компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили ли бы Вы его?
А. Ни в коем случае, такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю товарищей своего ребёнка как надёжных и порядочных ребят.
В. Считаю своего ребёнка вполне разумным человеком. Чтобы самому принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду волноваться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребёнок солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьёзный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли Вы, что подаёте ребёнку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Ключ к анкете:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Стиль поведения. |
Б А В Г | В А Б Г | В Г Б А | В Б А Г | Г Б А В | Г Б А В | А Б Г В | Б А В Г | Г А В Б | Б А В Г | Авторитетный Авторитарный Либеральный Индифферентный |
Если среди ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.
Родителей важно настроить на понимание того, каким же всё-таки они хотят видеть своего ребёнка, а так же самого себя, как родителя.
Упражнение
«Какой я родитель?»
По желанию родитель встает перед группой, а все молча стараются сформулировать впечатления о нем: как он воспитывает своего ребенка, наказывает и поощряет его. Затем родитель выходит на две-три минуты, происходит обсуждение, психолог записывает его итоги. Родитель возвращается и пытается угадать, какой психологический портрет дала ему группа.
Упражнения
«Мои сильные стороны»
Участники делятся на пары; партнеры рассказывают друг другу о своих проблемах во взаимоотношениях с ребенком. Если кто-то затрудняется, психолог «подбрасывает» идею. Собеседник, выслушав партнера, должен проанализировать ситуацию и найти сильные стороны в поведении родителя. Затем собеседники меняются ролями. В итоге происходит обсуждение в круге.
В конце встречи участники делятся впечатлениями, отвечают на вопрос психолога: «Что именно для вас было полезным на сегодняшнем занятии?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Семейная гостиная"
методическая разработка занятия с родителями в хореографической студии с детьми 4-6 лет....
"Семейная гостиная "Мой дом - моя крепость"
Семейная гостиная "Мой дом - моя крепость - это праздник для детей, живущих в школе-интернате. Для них самое главное- чувствовать, что рядом с ними близкие им люди. На празднике дети рисуют семе...
Психолого-педагогические семейные гостиные: одно из направлений работы семейного клуба
Краткое описание работы семейноых гостиных....
Сценарий семейной гостиной "Традиции здоровй семьи"
Цель: сформировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни.Задачи: помочь ученикам осознать важность разумного отношения к своему здоровью; способствовать укреплению здоровья детей; развиват...
Семейная гостиная "С праздником 8 Марта, дорогие!"
Данное мероприятие входит в программу "Я- семьянин", является традицией и проводится каждый год. Для проведения мероприятия выбрана форма семейной гостиной. Использовался метод поощрения, одобрения. П...
Семейная гостиная "Роль народных праздников в нравственном воспитании детей"
Семейная гостиная предназначена для использования в качестве новой формы родительского всеобуча...
сценарий семейной гостиной "Традиции семейного чаепития"
сценарий семейной гостиной "Традиции семейного чаепития"...