Методическая разработка "Семейная гостиная"
методическая разработка на тему
методическая разработка занятия с родителями в хореографической студии с детьми 4-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_semeynaya_gostinaya.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Обоснование выбора проекта:
Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Именно здесь он рождается, здесь получает задатки физического и духовного развития, здесь протекает большая часть его жизни, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.
Особенностью работы по взаимодействию с семьёй воспитанников является свободное творческое развитие личности ребёнка. Педагогов и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях.
Актуальность проекта:
определяется необходимостью осознания воспитанниками значимости семьи в жизни любого человека. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Главные идеи:
Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
Ребёнок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
Проект должен помочь ребенку сохранить и укрепить связь с семьей.
Цель проекта:
Создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников.
Задачи проекта:
- повысить роль дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых;
- сформировать психолого-педагогическую грамотность родителей;
- создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, чувства гордости за свою семью.
- пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
- демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
- активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.
Адресат проекта:
Проект адресован воспитанникам Центра в возрасте от 4 до 6 лет и их родителям
Формы взаимодействия педагога
и родителей:
- родительский видео-лекторий «Мудрые советы»
- индивидуальная работа
Формы совместной деятельности педагогов,
родителей и воспитанников:
- интерактивное театрализованное представление
- игра
- чаепитие
Методы взаимодействия педагога
и воспитанников:
Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.
Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
Ситуация морального успеха – поддержка воспитанника, закрепление положительного в его развитии.
Ожидаемые результаты проекта:
- психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
- развитие положительных традиций семейного воспитания;
- утверждение здорового образа жизни;
- активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;
- создание высокоэффективной системы социального партнерства семьи и учреждения, ориентированной на всестороннее гармоничное развитие личности.
Оценка предполагаемых результатов:
- наблюдение и анализ межличностных отношений;
- контроль за развитием личности методом анкетирования и диагностики;
- участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках и т.д.;
- отзывы детей, родителей.
Методическое обеспечение:
- музыкальный центр
- фонограммы;
- проектор
- экран
- ноутбук
- фотоаппарат
- сундук
- цветик - семицветик;
- воздушный шар с письмом;
- игрушечный поезд
- презентация «Мудрые советы»
- костюмы сказочных персонажей
Музыкально - двигательный репертуар:
- Песня «Веселый поезд»
- Нарезка отрывков музыкальных произведений с различным характером музыки
- Танец с Бабой Ягой, музыкальное сопровождение – песня-игра «Я Яга, Яга, Яга»
Ход занятия:
Дети с родителями организованно входят в зал под музыку, рассаживаются на свои места.
Руководитель (Р.): Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли в гости ваши родители, посмотрите, сколько добрых глаз смотрят на нас!
Рады видеть вы гостей?
Улыбнитесь им скорей!
Р.: Ребята, вы любите сказки?
В сказке может всё случиться. Ваша сказка впереди.
Раздаётся стук в дверь
Р.: Сказка в двери к нам стучится. Скажем гостю: заходи!
Влетает шар.
Р.:Смотрите, какой красивый шар! Да здесь письмо! Сейчас я вам прочитаю. (Приложение 1)
Р.: Вот так Домовёнок Кузя! Задал нам задачку! Сундучок стоит, на нём замок висит. А замок – то и правда непростой – это середина цветочка. Давайте-ка, собираться в путь за волшебными лепестками. Готовы ли вы к путешествию за первым лепестком? Но на чём мы отправимся в путь? У нас же есть поезд, вот на нем мы и отправимся.
Звучит песенка паровозика. Дети строятся друг за другом и идут по кругу.
Р.: А вот и первая остановка. Приехали мы в гости к самой лучшей в мире домомучительницы Фрекен Бокк. Как прочитаем все советы, которые она нам даст, так и получим первый лепесток.
Презентация «Мудрые советы» (Приложение 2)
Р.: Ну, а теперь садимся на поезд и едем дальше. А вот и вторая остановка – «Разминочная». Чтоб найти нам лепесток надо прогуляться по парку на велосипеде.
Выполнение разминки в игровой форме «Прогулка на велосипеде».
(Приложение 3)
Р.: Вот он – второй лепесток! А теперь – вперед, на поиски третьего лепестка. Садимся на поезд. Поехали!
Звучит песенка паровозика. Дети строятся друг за другом и идут по кругу.
Р.: Следующий лепесточек мы будем искать в море. Вставайте дружно все к кружок. А родители нам помогут.
Море волнуется – раз! Море волнуется – два!
Море волнуется – три! В волны ребят преврати!
Танцевальная игра «Море»
Р.: Нашли мы лепесточек и вставили его в цветочек.
Р.: Пока мы с вами путешествовали – ужасно проголодались. Давайте испечем весёлый пирог. А заодно и найдем следующий лепесток.
Психогимнастика «Весёлый пирог» (Приложение 4)
А вот и лепесток. Давайте его скорее прикрепим.
Р.: А следующий лепесток мы будем искать в лесу.
Давайте представим себя зверушками и поиграем в музыкальную игру «Совушка – сова». А в конце Совушка принесет нам лепесток.
В конце игры ведущий ребенок Совушка вставляет лепесток.
Р.: Ну а нам пора ехать дальше. Садимся на наш волшебный поезд и в путь.
Звучит песенка паровозика. Дети строятся друг за другом и идут по кругу.
Р.: Наш путь лежит через темную пещеру. Ребята, как темно вокруг…
Как вы думаете, что он олицетворяет черный цвет – добро или зло?
Давайте поиграем с вами в игру: я буду включать вам отрывки музыкальных произведений, если это добрая или веселая мелодия, то вы захлопаете в ладоши, а если грустная или злая – нахмуритесь и затопаете.
Звучат отрывки музыкальных произведений, дети определяют на слух характер музыки и выражают его мимикой и жестами. (Приложение 5)
Р.: Молодцы, ребята, правильно определили характер музыки.
Ребята, сколько мы нашли лепестков? (6)
Где же нам седьмой искать? Кто нам поможет?
За дверью слышится свист, влетает Баба Яга.
Баба Яга: Скорая сказочная помощь прибыла! Кому помочь?
Р.: Здравствуй, Бабушка Яга! Нам срочно надо помочь найти ещё один лепесток для нашего цветика – семицветика.
Б.Я.: У-У-У! вашу проблему решу я непременно.
Только, детки, не зевайте, а со мною поиграйте
Пляска – игра с Бабой Ягой (Я Яга, Яга , Яга)
Баба Яга: Эх, повеселили вы меня! Ладно, обещала – помогу. Вот у меня как раз какой – то лепесток непонятного цвета завалялся. Годится? Ну, а мне пора – скорая сказочная помощь дальше летит!
Баба Яга улетает, дети выкладывают все лепестки в замке и открывают сундук, в котором лежат угощения к чаепитию.
Р.: Молодцы, ребята! С заданиями вы справились, нашли все лепесточки. А вам понравились подарки Кузи?
А теперь можно и чай попить. Приглашаю всех в зал на чаепитие.
Приложение 1
Письмо Домовёнка Кузи.
Дорогие ребята! Я – Домовёнок Кузя. Живу я в вашем кабинете, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать песни, под которые вы танцуете. Вот я и решил сделать вам подарок, даже несколько подарков.
Подарки мои лежат на дне в моём волшебном сундуке.
Открыть сундук поможет, дети, волшебный цветик – Семицветик.
Как листочки соберёте, подарок мой тотчас возьмёте!
Приложение 3
Пример
ритмической гимнастики на ковриках.
И.П. – лежа на спине.
Едем, едем мы на велосипеде. По дорожке, по тропинке – выполнение упражнения «Велосипед»
Проезжаем через березовую рощу - выполнение упражнения «Берёзка»
Едем дальше - выполнение упражнения «Велосипед»
Проезжаем по высокому мостику - выполнение упражнения «Мостик из положения лежа»
Под мостиком проплывает рыбка - выполнение упражнения «Рыбка»
Едем дальше - выполнение упражнения «Велосипед»
На обочине дороги стоит корзина с яблоками - выполнение упражнения «Корзинка»
По яблоку ползет улитка - выполнение упражнения «Колечко»
Едем дальше - выполнение упражнения «Велосипед»
Едем мы, едем, и вдруг нам дорогу перебегает черная кошка - выполнение упражнения «Кошечка»
Едем дальше - выполнение упражнения «Велосипед»
А навстречу нам - зайчик – прыжки на месте
А за зайчиком – лягушка – прыжки с приседанием
Едем дальше - выполнение упражнения «Велосипед»
Ой, мы чуть не раздавили жука – лежа на спине дети трясут поднятыми вверх руками и ногами
Вот и закончилась наша поездка на велосипеде.
Приложение 4
Психогимнастика «Весёлый пирог»
Если стало вдруг кому – то – дети мимикой и интонацией передают грусть
Очень грустно почему – то,
И не знаешь, как же быть?- пожимают плечами.
Как его развеселить? – дальше по тексту имитируют приготовление пирога.
Мы возьмём стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их весёлкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй всё в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек – непременно захохочет! – весело смеются.
Самоанализ
проведения совместного мероприятия с родителями
«Семейная гостиная» педагога дополнительного образования, руководителя хореографической студии «Непоседы»
Прохоровой Юлии Александровны.
В соответствии с планом проведения «Семейных гостиных» в МОУ ДОД ЦДТ «Росинка» на 2010-2011 учебный год, в хореографическом объединении «Непоседы» было проведено совместное мероприятие с родителями и воспитанниками «Семейная гостиная Волшебный цветок».
Занятие было рассчитано на детей 4-6 лет. В общем курсе обучения должно стоять во второй половине учебного года, после подготовки организма и мышечного аппарата учащихся к активной работе.
Дата занятия: 30 января 2011 года.
Продолжительность занятия: 30 минут.
На занятии присутствовало: 20 человек.
Тема: «Волшебный цветок».
Цель: создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников
Задачи:
- повысить роль дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых;
- сформировать психолого-педагогическую грамотность родителей;
- демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
- активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия;
- развивать социальные и коммуникативные умения детей раннего возраста посредством взаимодействия с родителями;
- развивать двигательную активность детей раннего возраста посредством подвижных игр, упражнений, игрового массажа;
- развивать эмоциональную сферу детей раннего возраста.
Занятие проводилось в помещении, предназначенном для занятий хореографией. К занятию заранее было подготовлено: презентация на тему «Детский шопинг», наглядные атрибуты (сундук, цветок, игрушечный паровозик), музыкальное сопровождение (песня «Паровоз», музыкальная игра «Я Яга, Яга, Яга», подборка «веселой» и «грустной» музыки). Учебный материал соответствовал среднему дошкольному возрасту.
Занятие состояло из трех частей:
1.организационный момент: приветствие воспитанников и родителей, поклон, музыкально-танцевальная игра «Веселый паровозик».
Поклон был выполнен для организации дисциплины на занятии и настроя учащихся на рабочий лад. Игра помогла настроить чувство ритма воспитанников, а движения, которые было необходимо выполнить в этой игре, частично помогли разогреть мышечно-связочный аппарат детей и подготовили его к выполнению более сложных упражнений.
2.основная часть: занятие построено в виде интерактивного театрализованного представления с участие детей, их родителей, руководителя студии и педагогов дополнительного образования, работающих в Центре. Основная часть состоит из:
- показ презентации «Детский шопинг»
- ритмическая гимнастика «Весёлый поезд»
- музыкально-пространственная игра «Море волнуется»
- музыкально-импровизационная игра «Совушка-сова»
- пальчиковая гимнастика «Весёлый пирог»
- музыкальная игра «Угадай настроение»
- подвижная игра «Я Яга, Яга, Яга».
Основная часть занятия была выстроена от более лёгких и ненасыщенных мелкими деталями элементов к более сложным, что способствовало хорошему восприятию учебного материала и лёгкому запоминанию новых движений.
3. подведение итогов занятия: поклон, оценка деятельности детей, чаепитие
Цель занятия была достигнута. Всё занятие было выстроено в форме интерактивного театрализованного представления с участием детей, родителей, руководителя студии и педагогов дополнительного образования, работающих в Центре. Все предложенные движения, ритмические и гимнастические упражнения были выполнены участниками занятия с разной степенью мастерства.
Поставленные задачи, также были выполнены. Участники проявили большую фантазию и творческий подход, чем показали интерес к занятиям танцами.
Содержание учебного материала в ходе занятия было дано в полном объеме, соблюдалась последовательность. Не была проведена беседа в конце занятия, подводящая итог (воодушевлённые участники разбежались пить чай).
Оценка активности: созданная на занятии атмосфера, общий настрой участников, содержание изучаемого материала способствовали активности участников «Семейной гостиной».
В ходе занятия применялись следующие методы работы:
- метод беседа, способствует развитию связной диалогической речи и помогает внести своеобразный отдых для мышечно-связочного аппарата;
- демонстрация движения и объяснение его – способствовало правильному выполнению заданий;
- многократное повторение, применяется для лучшего запоминания учебного материала;
- игра в туман - спокойное восприятие критики в свой адрес, позволяет не реагировать на критику обеспокоенностью или необходимостью защищаться;
- свободная информация, умение находить в словах воспитанника той информации, которая кажется ему наиболее важной, располагает человека к разговору о нём самом, к признанию собственных недочётов;
- контроль за выполнением заданий помогает выделить успехи и трудности у воспитанников, при необходимости оказать помощь.
Самооценка личности педагога:
На занятии я стараюсь вести себя спокойно, в меру строго и доброжелательно. В речи использую простые слова, понятные детям, иногда даже несуществующие, что создаёт на уроке некоторую разрядку. Помимо того что описано выше во мне сочетается природная артистичность, наличие художественного вкуса, общительность, весёлость и высокая энергичность, а также такие качества как, сила воли, терпение и самоконтроль.
Недостатки на занятии:
- недостаточно было наглядного материала,
- в конце урока немного начала торопиться и не провела итоговую беседу.
Вывод:
В целом, занятие удалось, и всё задуманное и запланированное получилось, все участники «Семейной гостиной» ушли с занятия с хорошим настроением и с желанием прийти в танцевальный класс ещё раз.
Благодаря проведению «Семейной гостиной» выявила, что необходимо:
- уделить особое внимание разработке конспекта занятия, подготовке демонстрационного и наглядного материала.
- уделить внимание правильности и логичности построении предложений, совершенствовать речь, расширить словарный запас, кругозор.
Используемая литература
- Савчук О. М. «Школа танцев для детей» «Ленинградское издательство» Санкт – Петербург 2009
- Смитт Л. «Танцы. Начальный курс» «Астрель» Санкт – Петербург 2001г
- Чеккетти Г. «Полный учебник классического танца» «Астрель» Санкт – Петербург 2005г.
- Леванова Е.А., Соболева А.Н. «Игра в тренинге» ООО «Питер Пресс» 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Встречи в музыкальной гостиной" - "Классика - детям"
Встречи в музыкальной гостиной - это форма работы внеурочной деятельности с учащимися средней школы. Методическая разработка содержит цели, задачи и сценарий концерта классического содержания "Аве мар...
Методическая разработка "Встречи в музыкальной гостиной" - "Классика - детям"
Встречи в музыкальной гостиной - это форма работы внеурочной деятельности с учащимися средней школы. Методическая разработка содержит цели, задачи и сценарий концерта классического содержания "Аве мар...
Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Литературно – музыкальная гостиная «Всё о любви…»
Данное мероприятие было подготовлено и проведено в рамках внеклассной работы по иностранному языку, которая имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа н...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре...
Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «С праздником 8 марта, дорогие!» ( семейная гостиная по Щурковой )
Данное мероприятие проводиться с учащимися 3 класса. Учащиеся рассказывают стихи, поют песню,показывают шуточные сценки...
Методическая разработка литературно-музыкульная гостиная « Семья наш тыл и наша сила».
Данное мероприятие помогает ребёнку сформировать представления о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, ум...
Литературная гостиная «Тема войны в песнях Владимира Семеновича Высоцкого» (методическая разработка урока для 11 класса).
Урок знакомит старшеклассников с песнями В.Высоцкого о войне и нацелен на эмоциональное восприятие его песен....