Требования родителей к ребёнку, обучающемуся в коррекционной школе
материал
Завышенные требования родителей к ребёнку, обучающемуся в коррекционной школе, - это хорошо или плохо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Требования родителей к ребёнку, обучающемуся в коррекционной школе | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Завышенные требования со стороны родителей к ребенку в коррекционной школе - это хорошо или плохо?
Здоровье детей в коррекционной школе – важная задача образования, выполняя которую коррекционная школа позволит детям полноценно адаптироваться в обществе.
При работе с детьми с умственной недостаточностью учитывается этиология нарушения развития, степень его выраженности, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, степень социальной и педагогической дезадаптации, а также возраст ученика. Кроме того, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий своеобразие развития, состояние как психического, так и соматического здоровья, и особенности характера. Поэтому завышенные требования родителей к своему к ребенку, обучающемуся в коррекционной школе, тормозят адаптации ребёнка в обществе.
«Если перед ребенком не поставить определенную планку, он никогда к ней не подойдет. Нужно требовать, чтобы он во всем и всегда стремился быть лучшим!» – примерно так рассуждают родители, предъявляющие к своим детям самые высокие требования в общеобразовательных школах. Приемлемо ли это для детей коррекционных школ?
На первый взгляд кажется, да. Дети не могут сами определить для себя ориентиры в учебе, спорте и других занятиях. Их нужно научить преодолевать трудности, проявлять терпение, искать пути для достижения цели. Если родители поставят перед ними задачу «быть лучше», они будут стремиться опередить своих сверстников, то есть начнут прикладывать максимум усилий для того, чтобы оправдать надежды семьи. Удастся им это или нет – это уже другой вопрос, но они привыкнут трудиться. Без цели не бывает достижений.
С другой стороны, такая установка требует от ребенка с проблемами здоровья серьезных усилий, постоянного напряжения. С чем это можно сравнить? Представьте себя, взрослого человека, на его месте: допустим, вам ежедневно надо доказывать на работе своему начальнику, что вы лучший. Ваши коллеги могут в течение дня несколько раз устроить себя пятиминутки отдыха – вы никогда не отвлекаетесь от работы; они спокойно относятся к замечаниям – для вас недовольство шефа целая трагедия: ведь вы должны быть во всем и всегда первым! Теперь сравните психику взрослого человека и ребенка, который учится в коррекционной школе: дети очень ранимы!
Ребенок переживает свои неудачи, огорчается из-за того, что он никак не может приблизиться к той высоте, которую обозначили родители, у ребенка развивается комплекс неполноценности, к которому вы его подталкиваете: сколько он ни старается, у него никак не получается обойти своих товарищей в изучении курса школьной программы. Хорошо, если все-таки у ребенка хотя бы к одному предмету будет определенный успех – тогда он сможет себе и другим доказать, что в чем-то он преуспел. Возможно, он найдет себя в спорте, танцах, рисовании – в чем угодно, лишь бы только определилась та ниша, где способности его будут оценены педагогами и товарищами по достоинству. А если нет? Ребенок уйдет в себя, это начнет его раздражать, вызовет агрессию, которая будет проявляться на слабых. Родители сами зачастую не могут объяснить поведение ребёнка: стал раздражительным, вышел из-под контроля взрослых, дерзит, нервничает, начались проблемы в школе.
Требования родителей должны быть разумными. Установки родителей никогда не нанесут вреда ребенку, если они будут к нему внимательны и, несмотря на безграничную родительскую любовь, смогут объективно оценить его способности: поймут, где и в чем надо поднажать на ребенка, требуя от него настоящих успехов, а где придираться к результатам не стоит – не дано... Например, у ребенка ярко выраженные трудовые навыки, способности к рисованию, но при этом не дается русский, математика: значит, акцент не надо делать на эти предметы. Или другой пример: не очень-то даются предметы в школе, зато тренер в спортивной секции видит у ребенка отличный потенциал; почему бы не постараться его максимально развить?
Вывод один: предъявлять определенные требования к ребенку надо, он должен стараться. Однако при этом нельзя забывать и о том, что нельзя от него требовать то, что заведомо у него не получится: такой прием пользы не принесет.
«Догнать и перегнать, быть самым лучшим, успешным» – такие установки дают многие современные родители своим детям, но это никак не приемлемо для детей с нарушением интеллекта. При этом, зачастую, упуская самое главное – желание ребенка и его возможности. Но еще хуже, что часто подобная гонка за достижениями оборачивается проблемами, ведь у любой медали существует и обратная, нелицеприятная, сторона.
К сожалению, не все родители могут вовремя остановиться и признать, что они перегибают палку, требуя от своих детей завышенных результатов и показателей, стараясь загрузить их свободное время, тем самым, по сути, лишая действительно полноценного развития – настоящего детства с играми, просмотром мультфильмов и т.д.
Ошибка заключается в самих родителях – через ребенка они пытаются удовлетворить свои собственные амбиции или реализовать мечты, которые не смогли воплотить сами. При этом родители почему-то забывают, что ребенок – совсем другой человек, со своими способностями. Родители должны просто принять ребенка, присмотреться к нему, услышать его и, главное, не навязывать и, тем более, не заставлять делать то, что он не хочет. Нужно очень тонко чувствовать эту грань и не навредить своему ребенку. Понятно, что речь не идет о крайних случаях, когда ребенок просто ленится заниматься и т.д. Знания необходимы, и подтолкнуть ребенка, проконтролировать, не упустить момент, тоже очень важно. Но при этом совсем не обязательно пытаться сделать из него вундеркинда.
Это стремление препятствует пониманию родителями реальных способностей своих детей и их проблем. Зачастую завышенные требования родителей означают слишком высокую планку для конкретного ребенка, что может вызвать снижение мотивации, увеличивающееся сопротивление и даже низкую самооценку, которая будет все больше затруднять процесс обучения.
Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: «Мои родители интересуются лишь моими оценками, до остального им нет дела». Эта жалоба не всегда объективна, но психологи уверяют, что она точно отражает происходящее в некоторых семьях, в особенности, когда возникают трудности или дети не добиваются ожидаемых результатов в учебе.
К сожалению, учеба занимает самое большое место в семейных заботах и, как следствие, в ежедневных разговорах. Многие родители ставят учебу во главу угла жизни своих детей. Хотя она и занимает важную роль в жизни детей, не следует забывать и о многих других аспектах развития, как, например, спорт, игры и культурные мероприятия, досуг, планы на будущее и семейные дела, друзья, общественные отношения, личные привязанности внутри семьи и за ее пределами.
Стремиться к лучшему всегда нужно, но гармония и психологический комфорт гораздо важнее, чем достижения. Сделанное из-под палки не только не пойдет на пользу, но может отвратить и озлобить. И, наоборот, занятие «по душе» может стать отличным стимулом для развития личности. Ребенок всегда ждет похвалы, пусть даже за самую мелочь: любящие мамы и папы всегда найдут повод это сделать. Однако, если у родителей завышенные требования, детей всю жизнь будет преследовать комплексы и раздражения по любому поводу. Несоответствие может вызывать внутренний дискомфорт, стрессы и проблемы коммуникативного характера с окружающими.
Мудрые родители дают своему ребёнку возможность приобретать свой опыт общения, в котором неизбежны привязанность, разочарование, доверие, тревоги, желание быть понятным и возможность быть услышанным.
Помимо установления доверительных межличностных отношений, ребёнок пытается найти свое место в группе. Этой группой является класс (формальная группа), компания в которую он входит и место дальнейшего обучения.
Очень хочется занять хорошее место в коллективе. Много переживаний есть с этим связанных. И дети выбирают различные тактики, чтобы добиться желаемого. Выбранная позиция во многом определяется тем самоотношением, которое формировалось при участии ближайшего окружения, уровнем притязаний, способностями, а также отношением к социуму.
Если с ребенком не считались дома, если его много критиковали, а какие-то достижения принимали как само собой разумеющееся и предпочитали оставлять их без внимания, то такому ребенку будет трудно занять в коллективе достойное место. Трудно будет просто потому, что он не будет чувствовать себя достойным.
Когда же ребенку с раннего детства внушают, что он такой исключительный, а все остальные дети, или более глобально – люди, и мизинца его не стоят, то у такого ребенка тоже будет немало трудностей при попытках занять свое место в группе сверстников. Дело в том, что там, в классе или неформальной группе, просто так восхищаться и расшаркиваться перед ним никто не будет. А то высокомерие, которое бывает присуще «кумирам семьи», будет отталкивать ребят от такого ребенка и неизбежно приводить к конфликтным ситуациям. Или, в лучшем случае, игнорированию данной персоны.
Когда же те способности, которые есть у ребенка, замечаются родителями, всячески поддерживаются и развиваются, то они становятся его сильным звеном. Опираясь на свои сильные звенья, ребенок сможет помочь себе, когда придет время выбирать для себя роль в коллективе.
Под способностями может подразумеваться все: от стремления к получению новых знаний до умения легко и непринужденно общаться с людьми.
Таким образом, главная задача родителей - воспитать здорового человека, способного занять в коллективе достойное место. Это очень важно сегодня. Просто, к сожалению, многие родители отодвигают их на второй план в погоне за «осчастливливанием» своих детей.
Жизненные примеры показывают, что перенасыщенность ребёнка в угоду родителям далеко не всегда приносят пользу. Иногда такие дети, устав от нагрузки, становятся апатичными и безинициативными во взрослой жизни. Или наоборот начинают делать все то, что им запрещали ранее. Конечно, каждый случай индивидуален. И многое зависит от того, как далеко зайдут родители и смогут ли вовремя понять свою неправоту и остановиться. Для этого нужно больше разговаривать с ребенком, находить время на общение с ним, несмотря на усталость, быть ему другом.
Каждому родителю, безусловно, хочется, чтобы его ребенок был самым лучшим. На самом деле, для каждого родителя ребенок и так является лучшим по определению, только потому, что он его, собственный. Вспоминайте об этом чаще, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был действительно здоровым и счастливым.
Литература:
1.Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии / под редакцией Е.А. Будилова, Е.И. Степанова. – М.: Наука, 1994. - 254с.
2.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И.Божович; - М.: 1998 – С.256
3.Воронкова,В.В. Социально-бытовая ориентировка [Текст]:монография/ В.В.Воронкова;-М.:2006-С.244
4.Першина, Н.А. Коррекционно-развивающая программа по формированию навыков коммуникативной деятельности / Н.А.Першина. - Бийск. НИЦ БиГПИ, 2000. - 54с.
5.Першина, Н.А.Тактильно кинестетические знаки невербального общения: восприятие, понимание и употребление : монография / Н.А.Першина. - Бийск БПГУ им. В.М.Шукшина, 2008. - 360 с.
6.Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме / Е.Д.Худенко; – М., Просвещение, 2005- С.309.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторизированная образовательная программа Танцевальная студия «Веретёнышко» Для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида
Необходимость создания программы обусловлена тем, что способствует удовлетворению индивидуальных потребностей и запросов учащихся. Создаёт условия для развития личности аномального ребёнка...
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит сложная задача - социальная адаптация воспитанников через учебно-воспитатель...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ У НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЙ ШКОЛЕ
Незрячие дети с тяжелой умственной отсталостью, обучающиеся в коррекционной школе имеют свои права и потребности, которые очень специфичны.Но они изолированы от мира, поэтому нужно помочь им и знать к...
Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов с обучающимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
Обучающиеся коррекционных школ требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Важным условием полного усвоения знаний обучающимися на занятиях по развитию психомотори...
Роль факультативных занятий по физике в развитии познавательных интересов обучающихся в коррекционной школе VIII вида
Для детей с отклонениями в развитии, как известно, характерен общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности.Чтобы помочь учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний...
Проект создания тестов по математике для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Формирование математических у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида имеет большое практическое значение.В настоящее время в школах усилилась тенденция использо...
"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Программа предназначена для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....