Роль родителей в социальной адаптации детей коррекционной школы
статья
Роль родителей в социальной адаптации детей, обучающихся в коррекционной школе 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль родителей в социальной адаптации детей коррекционной школы | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация (интеграция в общество) предполагает социальную реабилитацию ребенка с интеллектуальными нарушениями в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего в рамках той среды, в которую он интегрируется.
Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты
Всего в мире — 200 миллионов детей с интеллектуальными нарушениями. Эти дети обладают гораздо меньшими возможностями, чем их развивающиеся сверстники. Дети затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У детей значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов, проблемы эмоционально — личностного развития, дети подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана, воспитать у детей полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.
Основной задачей коррекционной школы является коррекционное воздействие на учащихся, обеспечивающее достижение такого уровня социального статуса, учебной деятельности и уровня активности, который соответствует их возможностям и позволяет им полноценно адаптироваться в обществе. Педагогическое, коррекционное, воспитательное воздействие на учащихся направлены на создание системы методов и средств социальной адаптации с учетом всей сложности нарушений развития у детей. В связи с нарушением адаптации дети испытывают затруднения, мешающие им проявить себя, и нуждаются в помощи, так как без нее они не способны интегрироваться в социальной среде и занять свое место в обществе.
Задача коррекционной педагогики – коррекция поведения, ликвидация связанной с нарушением в развитии социальной и педагогической запущенности, стимуляция эмоциональной, интеллектуальной и социальной активности, направленной на появление возможности и желания учиться. Задачей коррекционной педагогики является стимуляция и коррекция развития эмоциональной, познавательной сферы, психомоторики, речи, личности ребенка.
При работе с детьми с умственной недостаточностью следует учитывать этиологию нарушения развития, степень его выраженности, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, степень социальной и педагогической дезадаптации, а также возраст ученика. Кроме того, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий своеобразие развития, состояние как психического, так и соматического здоровья и особенности характера.
У многих родителей существует предубеждение против школы этого типа, часть родителей отказывается признать диагноз: либо они неадекватно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» умственной отсталости. «Хромали» бы они со своими «двойками» и «тройками», - считают родители. Но каждый из педагогов, работающий в коррекционной школе, убежден, что для ребёнка лучше ежедневно совершать небольшие победы и открытия, пусть медленно, но продвигаться по пути познания и развития, чем просидеть из жалости в массовой школе до 9 класса, с комплексами неполноценности, с низкой самооценкой, ежедневно убеждаясь, что он не способен освоить то, что осваивают его одноклассники, и неизвестно, как сложится их судьба. В коррекционной школе ребёнок не будет отличаться от одноклассников, будет «свой среди своих», следовательно, всякие насмешки и издёвки с их стороны маловероятны.
Большой вред причиняет ребенку несвоевременное помещение его в коррекционную школу. Задерживая ученика с проблемами в развитии в массовой школе, родители тем самым тормозят его развитие. В этом случае ребенок, не понимая учебного материала, находится в постоянном напряжении, теряет уверенность в себе и интерес к учебе. В результате создается благоприятная почва для нервных и психических срывов. Поэтому родителям детей с проблемами в развитии следует своевременно разъяснять, что их ребенок должен обучаться в коррекционной школе.
Социально-адаптирующим фактором является весь процесс обучения учащихся в специализированной школе. На первых порах, при поступлении ребенка в первый класс, основным является не процесс обучения, а именно процесс формирования социальных контактов с окружающими людьми. По данным ПМПК за последние три года 28% учащихся, поступающих в 1 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида до этого не посещали детский коллектив. Таким образом, для трети учеников первый класс является первым опытом социального контакта.
Первоочередной задачей становится введение таких учащихся в коллектив, формирование коммуникативных умений. Ребенок учится общаться с другими детьми, с учителями; слушать учителя, слушать ответы других детей, уметь учитывать интересы окружающих. Мы имеем возможность наблюдать детей при поступлении в школу. Дети совершенно не умеют общаться с другими детьми: бегают от одной группы детей к другой, кричат, толкают детей, ломают и разбрасывают школьные принадлежности, мешают детям заниматься. Дети не принимают таких в игру, так как они не соблюдают правил игры, не могут соотносить свои интересы с интересами группы. У детей совершенно отсутствует навык социального поведения. Уже через год обучения в специальной коррекционной школе 8 вида перед нами совершенно другие дети: стали более спокойными, выдержанными; усваивают отношения в коллективе, свою социальную роль. Это ответственные, обязательные и доброжелательные дети.
Еще большее количество детей приходит в специальную коррекционную школу уже поучившись в массовой школе. И всегда этот опыт негативный. Дети приходят со сформировавшимся негативным отношением к школе, к учебе, к сверстникам, к учителям. Очень часто дети имеют негативное отношение и к себе. В этом случае у ребенка формируется защитная реакция по отношению к окружающему. Это либо уход в себя, отказ от участия в работе, в жизни коллектива, отказ от контактов с одноклассниками и учителями. Так называемая социальная самоизоляция. Молчат на уроках, на перемене стоят в уголке и смотрят на игры детей. При поступлении родители говорят, что за годы обучения дети в школе особо не разговаривали. В нашей школе они оказываются очень разговорчивыми и вполне жизнерадостными детьми. Попав в адекватную их возможностям среду, они постепенно вошли в коллектив, очень хорошо адаптировались в нем.
Другим вариантом защитной реакции является агрессия. Ребенок пытается заместить свою несостоятельность в учебе физической силой, привлечь к себе внимание отрицательными поступками. Таким же образом может выражаться и аутоагрессия. Ребенок старается казаться хуже, чем он есть, так как понимает, что в учебе он хуже сверстников.
У большинства детей, направленных на ПМПК и, впоследствии зачисленных в специальную коррекционную школу 8 вида, в характеристиках есть указания на нарушение поведения. У большинства детей в процессе обучения эти нарушения постепенно стираются, дети понимают, что они не хуже других, что отношение к ним такое же, как к остальным детям. Нарушения поведения остаются в тех случаях, когда они вызваны психическими нарушениями, либо, когда ребенок поздно пришел в специальную (коррекционную) школу, когда отрицательная модель поведения уже закрепилась в его сознании.
Если ребенок пришел в специальную (коррекционную) школу после обучения в обычной школе, нужно говорить о реабилитации учащихся как в плане формирования положительного отношения к учебе, так и в социальном плане. Не потому, что ребенка плохо учили или плохо относились к нему, а потому, что он находился в среде не являющейся адекватной для его состояния. Чем раньше начинается процесс реабилитации, тем лучше. Чем меньше у ребенка негативный опыт общения с социумом, тем сохраннее его психика, выше учебная мотивация, положительная реакция на окружающих.
Огромную роль в реабилитации учащихся играет личность педагога. Ребенку необходима поддержка, на первых порах при возникновении малейших трудностей, так как он крайне не уверен в себе. Ребенок должен видеть в учителе сотрудника, человека, который работает вместе с ним и готов помочь и поддержать. Учитель должен помочь ребенку вернуть веру в свои силы.
Родители, которые препятствуют переводу их детей из массовой школы в дальнейшем, в процессе обучения детей в коррекционной школе, не должны сохранять негативное отношение к ней, что, несомненно, влияет и на отношение их детей к школе. Они должны быть первыми помощниками образовательного процесса. Родителям нельзя подвергать сомнению действия преподавателей. Не поддерживать учителей, постоянно проявлять свое несогласие с педагогом в присутствии детей –это одна из главных ошибок некоторых родителей. У преподавателей уже нет былых возможностей по поддержанию дисциплины в классе, и крайне нежелательно, что родители, вместо того, чтобы поддержать их, выступают против, а ученики, пользуясь сложившейся ситуацией, манипулируют ими и натравливают одних на других, хотя цели у родителей и учителей одни и те же. Взаимодействие и обмен информацией между родителями и учителями может помочь ребенку как добиться хороших результатов в учебе, так и улучшить свое поведение. Благоприятные предпосылки для успешного осуществления обучения ребенка могут быть созданы только на основе оздоровления семейной обстановки, нормализации отношения семьи, к своему ребенку, к учителям, воспитателям и к коррекционной школе в целом.
Весь учебный процесс является для ребенка социализирующим опытом. На любом уроке ребенок не только учится взаимодействовать в коллективе, но и усваивает социальные роли, присущие людям в обществе. Каждый предмет дает ребенку определенные социальные знания, необходимые в дальнейшей жизни. Кроме того, на каждом уроке огромное внимание уделяется развитию речи учащихся.
Речь является главным условием вхождения человека в общество. Без наличия речи человек не может общаться, с помощью речи он планирует свою деятельность, осмысливает новые знания. У детей с умственной недостаточностью нарушение речи носит системный характер. В последнее время в школу поступают дети со все более тяжелыми нарушениями речи. Вследствие этого все большее значение для достижения социальной полноценности приобретает развитие речи учащихся. На всех уроках учитель работает над расширением словаря учащихся, учит строить фразу, отрабатывает грамматический строй речи. Но особое значение имеют уроки развития речи. Задачей этого является общеречевая подготовка учащихся с нарушением интеллекта. Для развития ребенка с умственной недостаточностью его общение со взрослым, систематическая работа по развитию речи имеет еще большее значение, чем для нормально развивающегося ребенка. На уроках, выполняя разнообразные практические задания, ученики осознают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации и так далее. Дети преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные правила речевого этикета. В этой связи необходимо проводить специальную работу по обогащению речи словами и оборотами, речевыми конструкциями, которые помогут выразить не только мысли, но и чувства. Основным, определяющим фактором в данном процессе является личность учителя.
На уроках русского языка продолжается развитие речи учащихся. Ребенок получает опыт грамматически правильного построения речи. Получает образцы речевых конструкций, которые можно использовать в дальнейшем.
На уроках математики большую роль в социальном развитии ребенка играет решение задач. Текст задач дает возможность поговорить с детьми о разных профессиях. Если мы считаем школьную мебель, мы говорим о профессии школьного завхоза, о людях, которые делают мебель. Если мы считаем высаженные цветы и деревья – о профессии озеленителя и так далее. Любую задачу дети решают лучше, если ее действие приблизить к ним. Попросить их представить себя действующими лицами задачи.
По окончании школы большая часть детей с умственной недостаточностью могут общаться со взрослыми и сверстниками на разные темы, доступные их пониманию. Дети могут строить предложения, их словарный запас значительно расширяется по сравнению с началом обучения.
Практически у всех детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе 8 вида, наблюдаются нарушения в эмоциональной сфере. Большую роль в коррекции данного недостатка играют уроки чтения. Тексты учебников по чтению подобраны так, что позволяют развивать как эмоциональное восприятие (это стихи и рассказы о природе, о животных), так и нравственные качества. На уроках чтения большая работа ведется над пониманием смысла прочитанного, усвоением эмоциональных и нравственных уроков, которые дает текст.
Таким образом, весь учебный процесс в специальной (коррекционной) школе 8 вида, и в организационном, и в содержательном плане, является коррекционным, реабилитирующим. Позволяет ребенку достичь такого социального статуса, который дает ему возможность осуществлять социальные контакты в обществе, формирует коммуникабельность, дает ребенку шанс достижения максимально возможной при его дефекте социальной полноценности.
Литература:
1.Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии / под редакцией Е.А. Будилова, Е.И. Степанова. – М.: Наука, 1994. - 254с.
2.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И.Божович; - М.: 1998 – С.256
3.Воронкова,В.В. Социально-бытовая ориентировка [Текст]:монография/ В.В.Воронкова;-М.:2006-С.244
4.Першина, Н.А. Коррекционно-развивающая программа по формированию навыков коммуникативной деятельности / Н.А.Першина. - Бийск. НИЦ БиГПИ, 2000. - 54с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе
В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела...
Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.
Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участво...
Роль социального педагога во взаимодействии с семьями учащихся по оказанию системной работы по оказанию помощи в вопросах воспитания , обучения, развития и социальной адаптации детей .
Значительная роль в воспитании отводится сотрудничеству семьи и школы. Это не одноразовая акция , а целая система работ....
" Профориентация как средство социальной адаптации воспитанников коррекционных школ"
Доклад на методическом объединении воспитателей....