" Профориентация как средство социальной адаптации воспитанников коррекционных школ"
материал

Доклад на методическом объединении воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_m.o-proforientatsiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образовательного учреждения реальной возможностью получения трудовой подготовки.

    В настоящее время актуальность проблемы трудовой адаптации воспитанников коррекционной школы стоит на первом месте. Из опыта работы известно, что большинство поступивших в ПУ выпускников коррекционной школы не могут овладеть предлагаемым там курсом. Особенную трудность для них представляют теоретические дисциплины. Вывод сделать несложно: к обучению в ПУ детей необходимо готовить уже в коррекционной школе.

    Особенностью современного рынка труда является то, что он повлек за собой не только конкуренцию работников, но и специальностей. Ограниченное число специальностей начальной профессиональной подготовки для учащихся коррекционных школ VIII вида создают определенные сложности выпускникам. Поэтому становлению личности ученика в процессе профподготовки и профориентации в школе-интернате отводится особая роль.

   Профориентационная работа включает в себя систему психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому ученику выбрать себе специальность с учетом потребности общества в соответствии со своими возможностями, трудовыми умениями и навыками.

    Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

    Главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

    Цель профориентационной работы не определить, кем будет выпускник в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у выпускников психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Профориентация направлена на решение следующих задач:

  • Ознакомление с миром профессий доступным выпускникам коррекционной школы.
  • Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности.
  • Ознакомление с правилами выбора профессии.
  • Мотивация размышления о своем профессиональном будущем.

Профориентация школьников должна проводится в три этапа:

  1. Диагностика интересов и способностей.

Этот этап включает в себя диагностику интересов и способностей ребенка.

  1. Экскурс в профессии.

На этом этапе происходит ознакомление ребенка с профессиями :

  • возможностях профессионального и карьерного развития в рамках одной профессии;
  • задачах и ответственности специалистов разного уровня;
  • уровни заработной платы;
  • возможности открыть собственный бизнес;
  • плюсах и минусах профессии;
  • перспективах профессии.

Кроме того, школьникам предлагается посещение экскурсий на предприятия рассматриваемых сфер.

  1. Консультация с родителями ( если таковые имеются)

Консультация включает в себя подробный анализ результатов диагностики и рекомендации по освоению выбранной деятельности.

     Максимально возможное развитие учащихся и формирование опорных знаний и является целью моей работы при подготовке обучающихся к трудовой деятельности. Обучение в коррекционной школе должно быть первым, а послешкольное – вторым этапом трудовой подготовки детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. На первом этапе работы с ними, продумывая на каждом этапе элементы ее организации и содержание обучения, я как раз и стремлюсь заложить у своих воспитанников основу профессиональных возможностей, что и должно в дальнейшем определить направление их трудового пути. Наши воспитанники нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения с самого раннего возраста. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, работа воспитателя нацелена не только на формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Немаловажную роль в решении проблемы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни играют проводимые мною практические  и воспитательные занятия  по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению учащихся коррекционных школ.

Работа по профессиональной ориентации включает в себя проведение таких форм и методов как:

1. Беседы («Определение типа будущей профессии», «Как управлять своими интересами и склонностями», «Рынок труда», «Ошибки в выборе профессии» и т. д.) .

2. Профориентационные сюжетно – ролевые игры («Торг», «Профконсультация», «Кто есть кто? », «Цепочка профессий», «Человек-профессия», «Знаток профессий», «Семь нот», «Пантомима» и т. д.)

3. Экскурсии на предприятия ( В том числе и виртуальные)

4. Диспуты по проблеме.

5.Коррекционные занятия и беседы –презентации: « Моя мечта о будущей профессии», «Профессии», «Кем быть?», и т.д

     В процессе проведения таких занятий я решаю проблему дифференцированного подхода, расширяю рамки воспитательной  программы, т.е. работая в зоне ближайшего развития, использую реальную возможность улучшить самооценку ребенка, повысить его авторитет. Работа в школе VIII вида убедила меня в том, что реализация общеобразовательной, коррекционной, воспитательной задач невозможна без тесной связи между преподаваемыми предметами, педагогами.

   Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и     устойчивых интересов к труду.

   В заключении еще раз хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья как одного из приоритетных направлений трудового обучения. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно с классным руководителем, учителями трудового обучения, школьным психологом, социальным педагогом, родителями. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно,  принесет  положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация как средство социальной адаптации школьников

Выступление и презентационное сопровождение выступления по теме....

Социальная адаптация воспитанников как цель воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида г. Пролетарска

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои на­селения, и в первую очередь воспитанники шко...

Доклад по теме: "Профориентация как средство социальной адаптации школьников с ОВЗ"

В материале о привычках ставилась цель сформировать знания о факторах положительно и отрицательно влияющих на состояние здоровья.Чтобы подростки самостоятельно вырабатывали стойкий иммунитет к вредным...

Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участво...

ИГРА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

И  одной из актуальных проблем в образовании является подготовка детей с интеллектуальными нарушениями более адаптированных к окружающему социуму.  Последние десятилетия внесли в жизнь общес...

Работа по профориентации как форма социальной реабилитации воспитанников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната

Аннотация: в статье освещен опыт работы по профориентации с группой воспитанников с ОВЗ (глухие) в коррекционной школе-интернате.Ключевые слова: профориентационная работа, воспитанники с нарушением сл...

Роль родителей в социальной адаптации детей коррекционной школы

Роль родителей в социальной адаптации детей, обучающихся в коррекционной школе 8 вида...