Развитие речи
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей группы раннего возраста: «Речь детей раннего возраста: второй год жизни»
Основной задачей малышей младшего возраста (второй год жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных).
Обогащать словарный запас детей можно и нужно за счет расширения кругозора: ходите с малышом в новые места (парк, лес, зоопарк, кино, цирк, кукольный театр и т.д.), читайте с ним книжечки, обращайте внимание на изменения в природе и обсуждайте это с ребенком, наблюдайте за деятельностью взрослых и детей на прогулке.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух и внимание, разговаривать с ним, играть, уделать внимание развитию его двигательных умений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти.
Первые слова у малыша появляются в 8-9 месяцев, после полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, держи».
К двум годам дети могут знать от 100 до 300 с лишним слов. Дети будут повторять все, что услышат от вас, поэтому следите за своей речью, избегайте употребления жаргонных и усеченных слов типа телик, холодос, магаз.
Когда ребенок начнет говорить предложениями следует обращать внимание на его умение согласовывать слова, изменять их по падежам, числам, временам. Часто у детей встречается явление неправильного использования предлогов или они могут отсутствовать в их речи вовсе, неправильного использования окончаний существительных (карандашов, игрушкав). При правильных действиях взрослых эти явления исчезнут из речи ребенка к четырем годам: не игнорируйте эти ошибки, тактично исправляйте их.
Первые полноценные фразы, предложения появляются в речи детей к полутора- двум годам. Для обогащения речи следует заниматься со своим ребенком:
– сопровождать все режимные моменты потешками, прибаутками, песенками;
– заучивать с малышом простые стихотворения;
– учить пересказывать знакомые потешки, рассказы, сказки с помощью взрослых;
– учить составлять простые предложения по картинке;
– постоянно находится в состоянии диалога со своим ребенком, учить задавать вопросы и отвечать на них.
В процессе ознакомления с художественной литературой особое внимание стоит уделить русским народным сказкам, обязательно сопровождая их чтение элементарными вопросами по тексту.
Немаловажную роль в развитии речи детей младшего возраста играет развитие мелкой моторики рук. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речевых реакций находятся в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Поэтому важно выполнять различные упражнения для их развития: собирать пазлы и мозаики, шнуровки; учите ребенка держать ложку, застегивать пуговки, молнии и так далее.
Как правило, наиболее простые упражнения для развития мелкой моторики рук оказываются наиболее эффективными:
- Учите малыша катать шарики из пластилина;
- Разрешайте ему рвать бумагу на мелкие кусочки (чем кусочки мельче, тем лучше);
- Давайте перебирать крупные деревянные фигуры;
- Пусть малыш собирает пирамидки;
- Играйте с малышом в пальчиковые игры.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природных материалов).
В конце хотелось бы еще раз отметить, что развитию речи ребёнка необходимо уделять внимание с первых недель его жизни и не забывать о том, что высокая двигательная активность ребенка и степень сформированности мелкой моторики рук оказывает положительное влияние на развитие речи вашего малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.
Интеграция изобразительного искусства с уроками письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
- Мне нравится (1)