Психолого-педагогический подход в устранении логоневрозов у детей
статья

Статья на тему: "Психолого-педагогический подход в устранении логоневрозов у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustranenie_logonevrozov_u_detey.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический подход в устранении логоневрозов у детей

Введение

Речь является основным средством человеческого общения и представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

В качестве двух основных самостоятельных видов современная психология выделяет экспрессивную и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением.

Экспрессивная речь – это высказывание с помощью языка, которое начинается с замысла (программы), затем проходит стадию внутренней речи и только затем переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде устной речи или письма).

Импрессивная речь – это процесс понимания речевого высказывания

(устного или письменного) – начинается с восприятия речевого сообщения

(через слух или зрение), затем проходит стадию выделения информационных

моментов и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемой сообщения.

Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается логопедия. Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

В настоящее время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений - клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Между этими классификациями нет противоречий, так как они как бы дополняют друг друга и отражают определенный подход к конкретному речевому нарушению и выбор соответствующих средств коррекции. Все виды речевых нарушений, рассматриваемых в клинико-педагогической классификации, можно разделить на два больших типа:

1.Нарушения фонационного (голосообразующего) оформления произноси-

тельной стороны речи.

2. Структурно-семантического системного нарушения речи к которому и относится логоневроз или заикание.

Далее, в своем эссе я бы хотела остановится именно на этой речевой патологии.

Понятие «логоневроз»

Заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической стороны речи обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Являясь центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития в период перехода к фразовой речи и связано с резкой эмоционально-отрицательной реакцией ребенка на какой либо внешний раздражитель. Способствует возникновению заикания недостаточная устойчивость нервной системы, иногда связанная с органическими поражениями мозга. Темпо-ритмическая сторона речи нарушается при заикании в связи с судорогами различных частей периферического речевого аппарата.

Ребенок, страдающий логоневрозом, не испытывает болезненных ощущений в процессе речи, но испытывает существенный психологический дискомфорт.

Причины и предпосылки возникновения логоневроза

Причины заикания могут быть разными. В большинстве случаев такое патологическое состояние развивается еще в подростковом или в детском возрасте. Факторы, которые привели человека к логоневрозу, очень индивидуальны. Специалисты утверждают, что причины заикания могут носить неврологический и генетический характер. Чаще всего заикание (логоневроз) возникает вследствие следующих факторов:

  • в детском возрасте (2,5-6 лет), когда происходит активное накопление словарного запаса;
  • при других речевых нарушениях (например, при задержке развития речи, общего недоразвития речи, алалии, дислалии, ринолалии и т. д.);
  • в процессе патологического воспитания, нарушения семейных ролей;
  • при определенных свойствах нервной системы (вследствие повышенной возбудимости, впечатлительности, ранимости, эмоциональной лабильности);
  • при заикающихся родителях, а также характерологических черт, свойственных им;
  • в подростковом возрасте (14-17 лет), когда стрессовые нагрузки увеличиваются из-за потребности отстаивать свою значимость в социуме;
  • вследствие гормональных изменений в организме;
  • при инфекционном поражении ЦНС;
  • при детском церебральном параличе (иногда заикание проявляется при ДЦП в качестве сопутствующего заболевания);
  • при эндокринных нарушениях.

Следует также отметить, что заикание у взрослых возникает намного реже, нежели в детском возрасте. При этом такое патологическое состояние может быть спровоцировано какой-либо психотравмирующей ситуацией.

Именно поэтому, на мой взгляд, современному учителю просто необходимы знания и умения, направленные на работу с такими детьми.

Общие рекомендации в устранении заикания

  • Соблюдать распорядок дня

Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше – 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.

  • Создавать благоприятную психологическую обстановку

Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.

  • Помогать ребенку в ежедневном общении

Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.

 

  • Укреплять общее здоровье

Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.

Основные методы лечения заикания у детей

Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка.

Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благоприятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре. Методы лечения заикания у детей с помощью дыхательных упражнений могут быть дополнены релаксацией.

Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей, предполагающие использование специальных компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.

Все эти методы возможно на сегодняшний день использовать в работе современной школы

Заключение

В заключении можно сделать вывод, что прежде чем искать решение, как вылечить заикание у ребенка, необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.

Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д.

Педагогам особенно стоит быть внимательными при работе с такими детьми, поскольку именно в школе есть возможность создать все условия для обучения таких детей. Детям с заиканием требуется особый подход, специальные занятия, индивидуальный план обучения. Все это может дать ребенку современная школа, которая работает в соответствии с требованиями ФГОС

Список использованной литературы

1) Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. –М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

2)  Пилипенко А. В. Коррекционная педагогика с основами специальной

психологии: Учеб. пособие. – Владивосток: Мор.

гос. ун-т, 2008

  1. Седова Н. Е. Основы практической педагогики: учебное пособие – М.:ТЦ Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты анимационного творчества в дополнительном образовании детей

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНИМАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ В настоящее время особенно актуальной задачей в системе общего образования является модернизации...

Психолого-педагогическая программа "Коррекция страхов и тревохности у детей дошкольного возраста"

Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования жизненно-необходимых навыков у детей через систему дополнительного образования

«Для чего рождается человек? Человек рождается для того, чтобы быть счастливым, сделать других счастливыми» - этот афоризм древнего мыслителя  и философа Китая Конфуция не утрачивает своей ...

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей для детей 6 – 7 лет

Содержание психолого-педагогической работыпо освоению образовательных областейдля детей 6 – 7 лет...

Психолого-педагогические условия развития мелкой фортепианной техники у детей среднего школьного возраста.

При овладении игрой на музыкальных инструментах, особенно на фортепиано, возникают многие проблемы. Их разнообразие объясняется тем, что в отличие от обучения общеобразовательным предметам обучение фо...

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ...