Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей для детей 6 – 7 лет
рабочая программа на тему

Буренок Елена Васильевна

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательных областей

для детей 6 – 7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

. Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательных областей

для детей 6 – 7 лет

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

1

Социализация, развитие

общения, нравственное воспитание

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение состоятельно объединятся для

 совместной игры и труда.

- воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим.

- воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

- воспитывать уважительное отношение к окружающим.

- расширять представления детей об их обязанностях,

прежде всего в связи с подготовкой к школе.

2

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

 Образ Я.

- развивать представление о временной перспективе

личности, об изменении позиции человека с возрастом.

- углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Семья.

– расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.

- закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.

Детский сад.

– привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музей, выставок,

библиотеки, конструкторских мастерских и тд.)

Родная страна.

– расширять представление о родном крае.

- углублять и уточнять представления о Родине – России.

- закреплять знание о флаге, гербе гимне России.

- расширять представления о Москве – главном городе, столице России.

- расширять знания о государственных праздниках.

- углублять знания о Российской армии.

3

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Культурно – гигиенические навыки.

- воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным

полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот

после еды, пользоваться носовым платком и расческой.

- закреплять умения детей аккуратно пользоваться

столовыми приборами.

- закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви.

Самообслуживание.

- закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.

- закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна.

Общественно- полезный труд.

- приучать детей старательно, аккуратно выполнять

поручения, беречь материалы и предметы, убирать их

на место после работы.

- продолжать учить детей поддерживать порядок в

группе  и на участке.

- продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада.

- приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой.

- формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Труд в природе.

- закреплять умение самостоятельно и ответственно

выполнять обязанности дежурного в уголке природы.

- прививать детям интерес к труду в природе, привлекать

 их к посильному участию: осенью- к уборке овощей с

огорода, сбору семян; зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам; весной – к посеву семян, высадке рассады; летом – прополке и окучивание почвы, поливе

грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых.

- продолжать знакомить детей с профессиями, связанными

 со спецификой родного города.

- развивать интерес к различным профессиям, в частности

 к профессиям родителей и месту их работы.

4

Формирование основ безопасности.

Безопасное поведение в природе.

- формировать понятия о том, что в природе все

взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и

растительному миру.

- знакомить с явлениями неживой природы.

- знакомить детей с правилами оказания первой помощи

при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах.

- знакомить  с названиями ближайших к детскому саду

улиц и улиц, на которых живут дети.

- знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

- продолжать знакомить с дорожными знаками.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

- продолжать знакомить с правилами безопасного

поведения во время игр в разное время года.

- расширять знания об источниках опасности в быту.

- уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.

- учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний

адрес, телефон.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие познавательно- исследовательской

 деятельности

Первичные представления об объектах окружающего

 мира.

- продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

- учить применять разнообразные способы обследования предметов ( наложение, приложение, сравнение по

количеству т.д.).

- развивать познавательно- исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям.

Сенсорное развитие.

- развитие зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, сенсомоторных способностей.

- совершенствование координации руки и глаза; развитие мелкой моторики рук в разнообразных видах деятельности.

- закрепление умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, музыкальные, природные и бытовые звуки.

- развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).

Проектная деятельность.

- развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную).

Дидактические игры.

- продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки др.).

- учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

Приобщение к

социокультурным ценностям

- расширять и уточнять представления детей о предметном мире.

- обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).

- продолжать знакомить с библиотеками, музеями.

- углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза.

- расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера

услуг, сельское хозяйство), представления об их

значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.

- формировать элементарные представления об эволюции Земли, месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности

различных рас.

- формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусств (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира).

- рассказывать детям о том, что Земля – наш общий дом,

на Земле много разных стран; о том, как важно жить

в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Формирование элементарных математических представлений.

Количество и счет.

- совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Знакомство со счетом в пределах 20.

- закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

- закрепление умения называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

- формирование умения раскладывать число на дна меньших и составить из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

- знакомство с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).

- формирование умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс ( + ), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Величина.

- закрепление умения делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную перу; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

- закрепление умения измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

- закрепление умения детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

- закрепление умения сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Знакомство с весами.

Форма.

- уточнение знаний о геометрических фигурах, их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах.

- формирование представлений о многоугольнике ( на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.

- закрепление умения моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков -четырехугольник, из двух коротких отрезков -одни длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур но собственному замыслу.

Ориентировка в пространстве.

- формирование умения ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

- знакомство с планом, схемой, маршрутом, картой.

- формирование умения «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева

направо, справа налево, снизу вверь сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени.

- формирование элементарных представлений о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.

- закрепление умения пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

- формирование умения определять время по часам с точностью до 1 часа.

Ознакомление с миром

природы.

- расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

- расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.).

- расширять знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся.

- расширять представления о насекомых.

- развивать интерес к родному краю.

- учить обобщать и систематизировать представления о временах года.

- оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

Сезонные наблюдения.

Осень.

- закрепление знаний детей о том, что сентябрь -первый осенний месяц.

- формирование умения замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

- закрепление умения собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

Зима.

- обогащение представлений детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т.д.).

- закрепление умения определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

- рассказы детям о том, что 22 декабря — самый короткий день в году.

Весна.

- расширение представлений о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; появляются бабочки крапивницы, муравьи).

- знакомство с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).

- формирование умения замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т.д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования.

Лето.

-  уточнение представлений детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).

- рассказ о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

 

 

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи.

Развивающая речевая среда.

- поощрение стремления детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

- беседы о том, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы учиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.

- совершенствование речи, умения более точно характеризовать объект, ситуацию; высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

- помощь детям в освоении форм речевого этикета.

- поощрение самостоятельности суждений.

Формирование словаря.

- продолжение работы по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого

словаря.

Звуковая культура речи.

- совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

- отработка дикции: развитие умения внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Грамматический строй речи.

- совершенствование умения образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

- помощь детям в правильном построении сложноподчиненных предложений, использовании языковых средств для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

Связная речь.

- совершенствование диалогической и монологической форм речи.

-  развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

- совершенствование умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

- совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте.

- формирование умения делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

- формирование умения составлять слова из слогов (устно).

Приобщение к художественной литературе.

- развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе.

- пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

- развитие у детей чувства юмора.

- совершенствование художественно-речевых исполнительских навыки при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой и передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

- продолжение знакомства с иллюстрациями известных художников.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Приобщение к искусству.

- формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре).

- закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно- прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, театр, танец, кино, цирк).

- продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин, И.Левитан, А. Саврасов, А.Пластов, В.Васнецов и др..

- расширять представления о художниках – иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю.Васнецов, В. Конашевич, В.Лебедев, Т.Маврина, Е. Чарушин и др.).

- продолжать знакомить с народным декоративно- прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.

- знакомить с архитектурной с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца.  

Изобразительная деятельность.

Предметное рисование.

- продолжать учить изображать предметы по памяти, по представлению и с натуры, передавая их видовые, родовые и индивидуальные признаки.

- расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жидкая пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка).

Сюжетное рисование.

- продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план) ; передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева и т.д.).

- формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений.

Декоративное рисование.

- развитие декоративного творчества детей; умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (городецкая, гжельская, хохломская, роспись и др.).

- формирование умения выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закрепление умения создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Лепка.

- формирование умения свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

- развитие чувства композиции; умения создавать скульптурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.

Декоративная лепка.

- развитие навыков декоративной лепки; формирование умения использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку.

- формирование умения расписывать пластину из глины, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Аппликация.

- совершенствование умения создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению, развитие чувства композиции (формирование умения красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).

- развитие умения составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по собственному замыслу и по мотивам народного искусства.

Художественный труд: работа с бумагой и картоном.

- закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях.

- совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами.

Художественный труд: работа с тканью.

- формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия.

- закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры.

Художественный труд: работа с природным материалом.

- закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов.

 

Конструктивно- модельная деятельность.

Конструирование из строительного материала.

- развитие умения сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).

- формирование умения определять, какие детали больше подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; планировать процесс возведения постройки.

- закрепление умения сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).

Конструирование из деталей конструкторов.

- формирование умения создавать различные модели

(здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

 - закрепление умения создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя.

- совершенствование умения создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).

Образовательная область «Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

- формирование привычки сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

- расширять представления о рациональном питании.

- формировать представления об активном отдыхе.

- расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

- расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека.

Физическая культура

- закрепление умения соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.

-  совершенствование активного движения кисти руки при броске.

- закрепление умения быстро передвигаться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.

- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

- упражнения в статическом и динамическом равновесии, на развитие координации движений и ориентировку в пространстве.

- закрепление умения участвовать в разнообразных подвижных играх (в том числе играх с элементами соревнования), способствующих развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движение техники основных движений (добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения).

Подвижные игры.

- учить детей использовать разнообразные подвижные игры, способствующие развитию психофизических качеств, координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками.

- развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме

.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....

Современный подход к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи

Современные аспекты понимания организации  психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи...

Статья "Организация работы в школе по введению ФГОС и ее психолого - педагогическое сопровождение" в сборнике "Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения"

В данной статье изложено содержание работы педагога - психолога по введению ФГОС в школе. Предложенная модель психолого - педагогического сопровождения учебно - воспитательного процесса может использо...

Доклад "Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом"

"Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом" Доклад был представлен на Всероссийской науч...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

ПЕДСОВЕТ.СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОТ 2 месяцев до 1 года

Рабочая программа охватывает 5 основных направлений ФГОССоциально-коммуникативное развитие.Познавательное развитие.Речевое развитие.Художественно-эстетическое развитие.Физическое развитие.Для младенче...

описание психолого-педагогических технологий работы психолога в образовательной организации

Приоритетным направлением государственной политики в области образования, согласно закону РФ “Об образовании”, является состояние здоровья школьников России. Согласно данным, представленны...