Психолого-педагогические аспекты анимационного творчества в дополнительном образовании детей
методическая разработка по теме
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНИМАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
В настоящее время особенно актуальной задачей в системе общего образования является модернизации современного начального образования, внедрение в образовательный процесс информационных технологий. Развитие личности младшего школьника, его познавательной активности выходит на передний план. По мнению педагогов, ищущих пути повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников, одним из приоритетов признается использование средств информационных технологий, в частности, внедрения компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс современной школы. Это связано с возможностью оптимизации процесса обучения. Одним из наиболее оптимальных инновационных инструментов воспитания, обучения и социализации российских детей в XXI веке может стать внедрение анимационных технологий (анимации) в учебную деятельность.
Машарова В.А., аспирант кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в своей статье «Познавательный интерес школьников с позиции современности» отмечает, что «…Важный вопрос, изучаемый дидактикой в проблеме познавательного интереса учащихся, - это вопрос о его месте в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности, о влиянии на интерес различных подходов к обучению. Варьирование различными методами обучения, использование многообразных подходов к организации учебной деятельности учащихся и внутренние процессы школьников, побуждают их самостоятельность в учении и положительно влияют на познавательный интерес. Образовательная функция обучения, используя интерес к учению, в прочном союзе объективной значимости знаний и активных процессов сознания учащихся приобретает значительно более высокий результат и приносит удовлетворение деятельностью и учителю и ученику…»
Ни для кого не секрет, что дети (да и многие взрослые) любят мультфильмы. Им нравится смотреть, как персонаж движется в кадре, говорит, поет, беседует со зрителем, - анимация всегда воспринимается как волшебство. Авторы этой статьи много лет работают в анимационной сфере, также являются руководителями детской анимационной студии и знают это по собственному опыту. Прежде чем писать данную работу, мы просмотрели огромное количество учебных фильмов, как отечественных, так и зарубежных, где использовались анимационные технологии; совместно с детьми, обучаемыми в анимационной студии, сделали несколько собственных учебных фильмов, которые завоевали престижные награды на различных фестивалях детского творчества. И мы готовы поделиться опытом с теми студентами и педагогами, которые захотят внедрить анимационные технологии в процесс обучения.
Для начала, во избежание путаницы понятий необходимо разобраться с термином «анимация». В настоящее время в образовательных учреждениях города Москвы вводится новый предмет, который называется «анимация». На прошедшем в Суздале 17-м Открытом Российском анимационном фестивале на заседании гильдии аниматоров остро стоял вопрос о том, что, по мнению профессиональных аниматоров, будет происходить на этих занятиях. Обсуждалось, кто будет вести эти занятия и приводились примеры, как учителей русского языка в срочном порядке «переквалифицируют» в аниматоры. Это, по мнению профессионалов – мультипликаторов – немыслимо. На наш взгляд, происходит так называемая подмена понятий. Вполне вероятно, что путаница происходит оттого, что под словом «анимация» в школах имеется в виду создание видео-презентаций, простейшее «оживление» персонажей в различных компьютерных программах и пр.
Л.С. Выготский в лекции «Восприятие и его развитие в детском возрасте» писал: «…исследования показали, что на ранних ступенях развития восприятие непосредственно связано с моторикой, оно составляет только один из моментов в целостном сенсомоторном процессе и лишь постепенно, с годами, начинает приобретать значительную самостоятельность и отрешаться от этой частичной связи с моторикой…», поэтому для ребят младшего школьного возраста занятия по анимации, в большей степени - работа с материалами, рисование, игры, а для ребят постарше уже уместно включение в занятия больше теории, анализа, и планирования работы. Создание анимационного фильма - это групповое, командное творчество. Общение в группе помогает ребенку социализироваться. М.И. Лисина писала, что по мере развития детей влияние общения на познавательную активность все больше опосредствуется личностными образованиями и формирующимся самосознанием, на которые, в первую очередь, накладывают свой отпечаток контакты с другими людьми.
Рассмотрим процесс создания учебного фильма с детьми на примере фильмов «Метаморфоз» и «История воздухоплавания», созданных совместно с обучающимися в ГБОУ ЦДТ «Свиблово» ребятами. «Метаморфоз» - учебно-популярный фильм, созданный для того, чтобы наглядно продемонстрировать отличие метаморфоза головастика лягушки от метаморфоза головастика тритона. Для начала ребятам было дано задание найти в учебной литературе материалы по теме, написать сценарий мультфильма и придумать героев. Для младшего школьника наиболее интересным является третье задание: придумывание героев. Но для того, чтобы герои были достоверны, необходимо изучить то, как они будут выглядеть в различных стадиях метаморфоза. Детям это понравилось, они увлеченно изучали материал, искали в Интернете рисунки и схемы, изображающие метаморфоз главных героев. В процессе создания героев, совместно с педагогами был написан сценарий фильма. В сценарии сказочные элементы чередовались с учебными видео-презентациями и документальным видео - роликами, которые снял на камеру один из учеников. Для создания персонажей этого фильма мы решили использовать пластилин. Выяснив все про метаморфоз лягушек и тритонов, ребята принялись изготавливать героев на различных стадиях их метаморфоза. Получившийся четырехминутный фильм дети с удовольствием демонстрируют своим друзьям и родственникам, а процесс обучения превратился в увлекательнейшую игру.
Создание другого учебного фильма, «История воздухоплавания», где участие принимали дети 8-11 лет, было изначально разделено на несколько блоков: изучение литературных источников для написания сценария, вычленение необходимого литературного материала, озвучивание, распределение видео, анимационного и фотоматериала, последующий монтаж и подкладка музыки. За основу был взял материал из книги. Работа с литературными источниками, монтаж видео, кадрирование, обработка рисунков в графическом редакторе и создание анимации – все это, безусловно, делалось с помощью педагогов и составляло зону ближайшего развития детей. В дальнейшем ребята, приобретая опыт и навыки, способны самостоятельно создать подобный фильм.В связи с эти нам представляется особенно важными пунктами квалификация, опыт и способности педагогов. Известный киновед Анатолий Прохоров подчеркнул, что необходимо заняться подготовкой режиссеров, продюсеров, педагогов и аниматоров. «У нас беда с аниматорами… Другая проблема — это то, чему и как мы учим…», — отметил он. Педагогу или студенту педагогического ВУЗа, который ставит своей целью изучение анимационного процесса для последующей работы с применением анимационных техник, необходимо, кроме прочего, иметь представления о таких вещах как сценарное мастерство, режиссура, знание компьютерных программ, при помощи которых создается анимация, знание основных законов анимации[2] и умение применять их на практике. Также пригодятся в работе чувство юмора и терпение. Где же обучиться всему этому? В настоящее время это представляется проблемой, поэтому будущему педагогу придется самостоятельно искать способы получения необходимой информации по этой теме. Ситуацию не спасает то, что появилось довольно много заведений, где обучают компьютерной анимации, а также курсов повышения квалификации по изучению компьютерных программ. Но ведь прежде чем делать фильмы на компьютере, нужно знать азы их создания. Компьютер - это средство, а не цель, о чем, к сожалению, часто забывают многие современные «аниматоры» и педагоги. В анимации компьютер - инструмент, который не заменит нехватку образования. Это все равно, что дать человеку без художественного образования кисти и краски и попросить нарисовать картину. Картину он, конечно, нарисует, но вот что это будет за картина… Так и с учебным фильмом: фильм-то сделать можно и не зная таких вещей как, например, написание сценария, но вот что это будет за фильм?..
Итак, мы предлагаем студентам педагогических ВУЗов и педагогам, прочитавшим эту статью и нашедшим в себе мужество заняться созданием учебных фильмов с элементами анимации (или анимационных фильмов) следующий алгоритм действий для получения необходимой для работы информации и практических навыков:
- искать и находить тех, кто уже делает анимационные фильмы с детьми с целью обмена опытом (посещать мастер-классы, конференции, открытые занятия);
- при необходимости получить дополнительное профессиональное образование – анимационное, информационно-техническое, сценарного мастерства и пр.;
- изучать и анализировать литературу по теме;
- способствовать созданию Интернет - портала для показа фильмов и обмена опытом между теми, кто занят созданием детских анимационных и учебных фильмов;
- продвигать учебные фильмы, созданные с детьми на различные фестивали детского творчества.
- способствовать созданию методической базы для развития анимационных студий для детей;
- принимать участие в разработке психолого-педагогических исследований эффективности методики анимационного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙКузнецова Мария ВикторовнаЗайцев Алексей ЯковлевичГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр детского твор...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.
1.1. Аттестация воспитанников детских объединений МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательн...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Доклад на Всероссийском семинаре-совещании: "Эффективное функционирование региональной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи - гарантия реализации прав детей и подростков на образование". СПб, 2015.
В докладе в схемах, с комментариями представлена система сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями....
Некоторые аспекты оформлении программ в дополнительном образовании детей
Статья посвящена некоторым вопросам в оформлении общеразвивающих программ в дополнительном образовании. В статье особое внимание уделяется вопросам подбора наиболее эффективных средств и методов...