Использование специальных игр при автоматизации звуков и развитие речи.
консультация
Нарушение речи — достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Они отличаются по сложности и характеризуются многообразными причинами возникновения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._ispolzovanie_igr_pri_avtomatiz._zvukov.docx | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Для родителей.
Нарушение речи — достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Они отличаются по сложности и характеризуются многообразными причинами возникновения.
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Ведь дети в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития, в нарушениях моторики, в наличии у них порезов, общей скованности, плохой координации, слабости движений, расторможенности.
Цель настоящей работы: использование речевых игр на различных этапах логопедической работы.
При постановке звуков игра занимает ведущее место уже начиная с выполнения подготовительных упражнений, до автоматизации и дифференциации звуков.
Возьму для примера звук «С».
Выполнение подготовительных упражнений производится в игровой форме:
- На сказочной полянке (фланелеграф) представлены рисунки-символы, иллюстрирующие уже знакомые ребенку артикуляционные упражнения для губ, языка, формирующие и закрепляющие группу свистящих звуков.
Используются такие игры как «Лягушки улыбаются», «Заборчик», «Лопаточка», «Язычок силач», «Качели», «Горка», «Насос», «Песенка водички» и др. Можно начать со встречи с маленьким осликом, который поет свою песню: иэ-иэ-иэ. Звукосочетание «ИЕ», «ИЭ» помогут ребенку подготовить нужную форму языка для свистящих звуков. Артикуляционные упражнения можно сопровождать стишками (логопед). Например:
Упражнение «Горка»
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго.
Кончик в зубы упирается,
Бока к верху устремляется.
Игры на автоматизацию звука в слогах.
- Игра «Машина едет". Ставятся два домика и машина едет от одного домика к другому и проговаривает слоги.
- Игра «Зайчик прет песенку». Слоги поются на любой мотив.
- Игра «Молоточки». Сочетание речи с движением СА-СА-СА.
- Игра «Кто внимательный». Я проговариваю слоги, а дети проговаривают слоги, соблюдая их последовательность СА-СО-СУ и т. д.
- Игра «Закончи слова». Я даю начало слова, а дети заканчивают: ли-СА, но-СЫ, ве-СЫ, не-СУ и т.д.
Автоматизация звука в словах
1. Игра «Что на столе». Игрушки, картинки на звук «С». Перечисли, что у меня на столе.
- Игра «Почта». Предложить детям открыть конверты, назвать все картинки.
- Игра «Погрузи на машину». Картинки со звуком «С».
- Игра «Сложи в корзину».
- Игра «Шляпа клоуна». Укрась шляпу клоуна со звуком»С».
- Игра «Телевизор». В рамку прямоугольной формы пропускается лента с наклеенными картинками на данный звук.
- Игра «Угадай по описанию». Игра с загадками- ответ со словами «С». Рыжая, пушистая, живет в лесу? Дети говорят «ЛИСА».
- Игра «Подбери столько картинок, сколько кружков (от 2 до 5), в подготовительной группе — до10.
- Игра «Паровозик». Нарисованы вагончики с окнами. Окна вырезаны. Нужно в окна поезда вставить картинки с заданным звуком «С».
- Игра «Стоп». Сейчас будем говорить слова: СОВА, САНКИ, САМОЛЕТ. Я говорю «СТОП» - повтори слово, какое слово ыло последним.
- Игра «Договори словечко». Нужно начать предложение, а дети докачивают слогом и звуком «С». В лесу живёт - «ЛИСА), (показывают картинку»). Высоко в небе летит — (САМОЛЁТ).
- Игра «Ёлка». Украшаем ёлку игрушками со звуком «С», (картинки).
- Игра «Эхо». Сюжетная картинка с изображением леса и детей, слушающих эхо. Они кричат и слушают, что им отвечает им эхо. «За речкой тут и там,
Кто-то ходит по кустам,
-Эхо, эхо ты?
Отвечает Эхо: «Ты».
Давайте и мы поиграем в «ЭХО». Сейчас я буду произносить слова, ты их внимательно слушай и повторяй за мной, как ЭХО.
Автоматизация звуков в предложениях
1. Игра «Ответь на вопрос». Подобрать карточки по которым можно составить предложение.
- Где летит самолёт? Если ответит правильно — дать карточку или фишку.
2. Игра «Придумай предложение». Дать демонстрационную картинку — придумай предложение со звуком «С».
3. Игра «Поставь на стол». Поставить игрушки и сказать: «Я поставил на стол самолёт, санки, снеговик — можно силуэты.
4. Игра «Чего не дорисовал художник».
- У лисы нет хвоста (лиса без хвоста).
- Чего нет у киски? ( усов).
5. Игра «Подбери одинаковые картинки».
Раскладываем картинки, дети должны подобрать парные. Дети проговаривают: «У меня два рисунка со слоном», «У меня три рисунка с самолетом».
6. Игра «Секрет». Дети сидят кругом и шепотом говорят предложения, а последний говорит громко - «На столе стоит стакан».
Логопед: «Скажи , Маша, какой секрет мы передали?»
Автоматизация звука «С» в текстах
- Игра «Ванька встань-ка».
Ванька встань-ка, Ванька встань-ка,
Приседай-ка, приседай-ка.
Будь послушным, ишь какой.
Нам не справиться с тобой.
- Игра «ЛИСА».
- Игра «СОВЫ».
Дифференциация звуков
(Можно проводить на играх ранее предложенных по автоматизации, этапы те же)
1.Игра «Разноцветные шары».
Украсить шары девочки рисунком со звуком «С» и «Ш». Здесь дифференциация звука на слух и на произношение.
2. Игра «Шляпа клоуна».
Украсить шляпу картинками со звуком «С» и «Ш».
3. Игра «Пройди по дорожке».
Правильно назвать картинки со звуком «С» и «Ш».
- Игра «Мишкины рисунки».
Мишке надо нарисовать разные рисунки. Мы подкладываем карточки на звук «С» и «Ш».
- Игра «Укрась ёлку» со звуком «Ш», др. «С».
- Игра «Собери чемодан в дорогу».
- Игра «Покрывашки».
- Игра «Посмотри в окошко».
- Игра «Назови картинки со звуком «С» и «Ш».
- Игра «Эхо». Слушай внимательно и повтори за мной (слоги, слова, предложения со звуками «С» и «Ш».
Учитель-логопед: Кондратенко Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приёмов при автоматизации согласных звуков у младших школьников
Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое ко...
конспект группового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы по теме: Зима. Автоматизация звука Л.
Конспект логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы "Автоматизация звука Л. Лексика: Зима."...
1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.
Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать», было проведено 28.03.2012 для городског...
Презентация опыта работы учителя-логопеда по использованию здоровьесберегающих приёмов при автоматизации звуков.
Использование здоровьесберегающих приемов при автоматизации звуков у детей с общим недоразвитием речи....
«Использование ИКТ на этапе автоматизации звуков»
Целесообразность использования возможности ИКТ учителем -логопедом на современном этапе в дошкольном учреждении....
Методическая разработка Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий с учащимся 3 класса коррекционной школы VIII вида. «Автоматизация звука «с» с использованием методики «Закрытая карт
Тип занятия- индивидуальное Цель- Автоматизация звука «с» в словах, предложениях, коррекция оптической дисграфии, формирование умения задавать вопросы и с их помощью выяснять со...
Использование игровых приёмов для автоматизации звуков
Занимаясь с ребёнком так хочется увлечь, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Как же сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными ...