дифференциация звуков С и З
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференциация звуков {С}-{З}»
Цель: уточнить артикуляцию и произношение звуков {С} и {З}.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: научить детей дифференциации звуков {С} и {З}.
Коррекционно – развивающие: упражнять в умении составлять предложение с предлогами, чтении простых слов, закрепить умение определять позицию звука в слове, делить слова на слоги, правильно воспроизводить слоговой ряд, развивать память, мелкую моторику, фонематический слух.
Оборудование: презентация к занятию, карточки с фишками (на каждого ребёнка), фишки с нарисованным колокольчиком и барабаном (на каждого ребёнка), диск с электронной физминуткой: «Крошка Енот»
Ход деятельности
Орг. момент. Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в страну Знаний. Путь нас с вами ждёт не близкий, поэтому мы поедем на поезде. Но на каждом этапе пути нас с вами ждёт испытание. Мы справимся?. Тогда отправляемся в путь.
(II – слайд)
Посмотрите, чтобы сесть в поезд, нам нужно выполнить задание.
(III – слайд)
Девочки придумывают имена мальчиков, в которых есть звуки {С} или {З}, а мальчики придумывают имена девочек. Справились с заданием, правильно называли имена. Едем дальше. (IV – слайд)
Итак, первая станция: «Буквоед». (V– слайд)
Посмотрите, что это за буквы?
(С и З). Давайте с вами дадим характеристику этим звукам.
Звук {С} – согласный, твёрдый, глухой
Звук {З} – согласный, твёрдый, звонкий
Молодцы, справились с заданием. Занимайте свои места. Поехали дальше.
Впереди нас с вами ждёт трудное испытание, но мы с вами справимся. Мы уже многое знаем и умеем.
(VI – слайд)
Посмотрите на картинки. Я их буду называть а вы если услышите в слове звонкий звук {З} – покажите карточку с колокольчиком, а если глухой звук {С} – карточку с барабаном.
Сок, забор, сумка, посуда, зонт, заяц, сом, ваза и т.п.
Какие вы внимательные. Правильно различали звуки. Поехали дальше.
(VII – слайд)
Третья станция называется: «Жадина». Посмотрите, Соня и Зоя не могут поделить слова. В словах прячутся картинки, чтобы им помочь нам нужно прочитать эти слова.
Для Сони картинки – сок, сумка, посуда, сом. Для Зои картинки – забор, зонт, заяц, ваза. Ребята, а как вы думаете поровну ли досталось девочкам картинок?. А давайте теперь сравним слова. Как вы думаете в слове сок – сколько слогов?. Почему?. Значит это слово какое? (короткое). И т. д. Молодцы. Поровну поделили картинки между девочками и правильно поделили слова на слоги. Едем дальше. Следующая станция: «Отдыхайка»
Физкультминутка – логоритмика: «Цветок» (VIII – слайд)
Спал цветок, (глаза закрыты)
И вдруг проснулся (глаза открылись)
Больше спать не захотел (поморгать глазами)
Улыбнулся, (улыбнуться)
Потянулся (потянуться)
Взвился вверх (руки поднять вверх)
И полетел (помахать руками)
Ребята, посмотрите, пока мы с вами отдыхали на экране появились картинки. (IX, X – слайды)
Видимо с этой станции нас не хотят отпускать. Давайте ещё немного поиграем. Скажите есть ли среди этих картинок какие то лишние и почему?. Обратите внимание на звуковой состав в этих словах (сова, рак, сухари, коса; зонт, коза, луна, звезда). Вы и с этим заданием справились. Правильно выделили лишние предметы. Отправляемся дальше. Мы с вами подъезжаем к следующей станции. (XI – слайд)
Станция: «Енот». Здесь нас ждёт более сложное испытание. Но и с этим испытанием мы справимся.
Посмотрите, на табло этого вокзала недописанные слоги. Давайте попробуем составить из этих слогов слова. К каждому слогу нам нужно добавить второй, или СЫ или ЗЫ
Бу…(сы), ко…(зы), берё…(зы), та…(зы), ча….(сы), арбу…(зы), рель…(сы), гро…(зы), ко…(сы), у…(сы), воло…(сы), колба…(сы), серви…(зы). Молодцы. Добавили нужные слоги и правильно составили слова, а теперь нужно составить предложения. (XII – слайд)
Будьте внимательны.
- Соня, сок, пить, яблочный
- Зонт, руки, Зина, держать, в
- Спрятаться, куст, за, заяц
- Поле, Света, козы, в, пасёт
Посмотрите, за правильно выполненные задания нам приготовили сюрприз. (XIII – слайд)
Электронная физминутка: «Крошка Енот».
Ну, а теперь нам нужно ехать обратно. По дороге домой, мы с вами тоже должны выполнять задания. (XIV – слайд)
Посмотрите внимательно на слоги и скажите какого звука не хватает?.
С…уп, з…убы, с…ок, з…онтик, с…тол, з…акат, с…лива. Молодцы правильно составили слова. А предложения вы составлять умеете?.
(XV – слайд)
Предложение нужно составить только из двух слов и предлога. Внимание на экран.
Лиза – сок (Лиза пьёт сок)
Сорока – забор
Берёза - сад
И последнее самое сложное задание, с которым я думаю мы справимся успешно. Ребята, посмотрите на эти слова и прочитайте их.
(XVI – слайд)
СОК, СУМКА, КОЗА, ЗАЯЦ
Как вы думаете сколько звуков в слове СОК?. Давайте назовём их по – порядку. Первый звук, какой? ({С}). Он какой, согласный или гласный?. Каким цветом мы его обозначим?. И аналогичная работа проводится с другими словами. Молодцы. Правильно прочитали слова. Правильно составили звукобуквенный анализ слов. Ну вот уже вдали и наш детский сад. Выходите все с поезда и подходите ко мне.
Итог деятельности. Ребята, скажите мне пожалуйста, вам понравилось путешествие?. Что вам запомнилось?. А мне понравилось как вы сегодня занимались. Правильно составляли слова и предложения, правильно подбирали нужный звук к слову, отвечали только полными ответами. Вы меня сегодня порадовали. Ребята, вы такие сегодня молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук
Цель занятия: Сравнение и дифференциация звуков [т] и [д].Задачи: Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».
На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...
Индивидуальное занятие по РСВи ФПСР в средней группе детского сада. Тема: Дыхательные упражнения. Речевое дыхание. Автоматизация звука: С. Дифференциация звуков: К-Т. Предметы гигиены.
Конспект будет интересен учителям-дефектологам...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....