Игрушка как средство психического развития ребёнка.
консультация

Бельских Алина Владимировна

Консультация для родителей "Игрушка как средство психического развития ребёнка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka_kak_sredstvo_psihicheskogo_razvitiya_rebyonka.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушка как средство психического развития ребёнка.

Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.

На протяжении всего дошкольного возраста у детей преобладает игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится взаимодействовать с другими представителями социума, совершенствуется как личность.

«Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает действия ребенка осознанными».

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша.

Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации. Кукла не только участвует во всех детских играх, но выступает идеальным партнером по общению, другом, с которым можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Малыш, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами: сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой. Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит, передавая ей свои знания. То есть выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности для малыша игр с куклами.

Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и прочее) - это уменьшенные копии орудий труда взрослых. В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом, например, малыш насыпает лопаткой в ведерко песок, высыпает и снова насыпает.

В дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например в строительных, а также в трудовой деятельности.

Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы) открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают его к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы (почему крутятся колеса) стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых. (Играя с пожарной машиной, ребенок получает первоначальные представления об профессии пожарника, складывает свое мнение об этой профессии).

Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность. Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок маме или помочь малышам. Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.. Таким образом, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние средств массовой информации на психическое здоровье ребёнка.

Можно проследить противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям,...

Доклад на тему: "Музыка – как средство всестороннего развития ребёнка».

Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по - своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому - либо музыкальному жанру, люби...

Как помочь ребёнку с задержкой психического развития

Детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей.Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. Уних нет нужных для усвоения программного материалаумений, навыков и знаний. В связи с этим дети ...

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с диагнозом задержка психического развития (ЗПР)

Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей.Развивать зрительное внимание и восприятие.Развиват...

Роль семьи в обучении ребёнка с задержкой психического развития (брошюра)

Семья является первой ступенью в жизни любого человека. Она направляет сознание с раннего возраста. Родители дают ребёнку первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающем их мире, умения и нав...

Рекомендации родителям по психическому и интеллектуальному развитию ребёнка с ДЦП

В большинстве случаев ребенок с  ДЦП отстает от сверстников в психическом развитии. Это обусловлено двумя причинами. Первая - это первичное повреждение определенных участков головного мозга и гиб...