Как помочь ребёнку с задержкой психического развития
статья по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr_y.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь ребёнку с задержкой психического развития
Детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.
Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного).
У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. Дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании.
Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Выражения их мыслей часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи.
У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.
Причины ЗПР могут быть разные: это и патология головного мозга, и неправильное семейное воспитание, и чрезмерная загруженность ребенка в школе. Но чаще всего – это синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети с этим заболеванием постоянно отвлекаются, невнимательны, не могут спокойно просидеть и 15 минут. Они не могут самостоятельно сделать домашнее задание, получают плохие оценки. Ребята утрачивают интерес к учебе, у них появляется страх, что их могут вызвать отвечать или, наоборот, наблюдается полное равнодушие к происходящему на уроке.
Что же советуют специалисты родителям таких детей?
Во-первых, не надо бояться обратиться к врачу и обследовать ребенка. Ведь очень часто школьные трудности являются проявлением нервно-психических заболеваний, которые сами по себе не пройдут, а, наоборот, со временем будут усугубляться. В нашем городе можно обратиться в детское отделение Республиканской психиатрической больницы.
С вами поговорят невролог, психиатр, будут проведены необходимые исследования. Если будет выявлена патология, то следует обязательно пройти комплексное лечение (медикаментозное и психотерапию). А если патологии нет, то можно обойтись психологической коррекцией.
Во-вторых, родители должны уделять ребенку внимание. Ведь забота о нем включает в себя не только функции накормить–одеть-обуть. При всей нашей загруженности надо находить время пообщаться с ним, расспросить о школьных делах, об отношениях с одноклассниками. Ни в коем случае нельзя сравнивать успехи своего чада с успехами других детей, особенно в грубой, обидной форме. Надо сосредотачивать внимание на его самых маленьких успехах, поощрять за любые достижения.
А самое главное – не опускать руки при отсутствии быстрых результатов. Только постепенными, целенаправленными, настойчивыми совместными усилиями родителей и учителей можно преодолеть любые трудности.
Учитель I категории Гавриленко И.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям
Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
Конспект индивидуального занятия с ребёнком с диагнозом задержка психического развития (ЗПР)
Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей.Развивать зрительное внимание и восприятие.Развиват...
Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
Консультация для педагогов по подготовке детей сЗПР и ЗРР к выполнению ВПР...
Роль семьи в обучении ребёнка с задержкой психического развития (брошюра)
Семья является первой ступенью в жизни любого человека. Она направляет сознание с раннего возраста. Родители дают ребёнку первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающем их мире, умения и нав...