"Как развивать связную речь ребёнка." Рекомендации для родителей дошкольников.
презентация к уроку
Презентация Консультация для родителей о развитии связной речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как развивать связную речь ребёнка.Презентация для родителей. | 965.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Связная речь -развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно,точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь Диалогическая Разговор двух человек Это основная форма общения дошкольников. Важно учить ребёнка вести диалог,развивать умение слушать и понимать обращённую к нему речь,вступать в разговор,отвечать на вопросы и спрашивать самому. Монологическая Повествование Сообщение о том, что произошло,как развивались действие. Описание Словесное изображение предмета речи,его признаков. Рассуждение Размышление о том, почему предмет такой, что он значит,полезен ли,почему им надо так пользоваться.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Психологи подчёркивают, что в связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребёнок учится мыслить,учась говорить, но он также и совершенствует речь,учась мыслить. (Ф.А. Сохин).
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Исследователи отмечают,что элементы монологической речи появляются в высказываниях детей в 2-3 года. Уже с 4 лет детям становятся доступны простое описание предмета и повествование (рассказ). С 5-6 лет ребёнок начинает интенсивно овладевать монологической речью. На седьмом году жизни характерно короткое рассуждение.
Приёмы развития связной речи
1.Беседа по картинке 1.Какое время года изображено на картинке? 2.Кого ты видишь на картинке? 3.Как одет мальчик? 4.Что мальчик взял с собой на прогулку? 5.Куда он поставил лыжи? 6.Что делает мальчик? 7.Какое у него настроение? 8.Любишь ли ты кататься на санках и лыжах?
Замечательный педагог К.Д.Ушинский утверждал: « Дайте ребёнку картину, и он заговорит».С классиком трудно не согласиться. Картина- это прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством педагогов и родителей: - развивают наблюдательность; - совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы( мышление, воображение, внимание, память, восприятие); - пополняют запас знаний и сведений; - развивают речь.
2.Составление рассказа по картинке Была зима. На улице падал снежок. Миша решил отправиться на прогулку. Он взял с собой санки и лыжи. Сначала ему захотелось прокатиться на санках. Он воткнул лыжи в сугроб,сел на санки и поехал. У-ух,с ветерком! Хорошо гулять зимой.
Рассказывание является наиболее сложным видом работ с картиной. Составляя рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но использует фантазию. При этом его речь должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной. Поэтому роль взрослого в обучении рассказыванию велика. Педагоги и родители должны понимать недостаточность знаний малыша и наличие некоторых трудностей, настроиться на общение, а не на поучение, должны быть готовы принять и обсудить любые ответы и решения.
Рассказывание по серии сюжетных картинок Взрослый просит разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и составить рассказ.
Пересказ Обучение пересказу следует начинать с коротких сказок и рассказов,так как их ребёнок пересказывает увереннее. Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения, дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности. 1.Задать детям вопросы по содержанию текста. 2.Объяснить незнакомые слова. 3.Составить план пересказа или опорную схему. При пересказе часто ребёнку нужно подсказать в трудных местах. Вопросы поддерживают у детей уверенность в своих силах и не позволяют уклониться от основной мысли рассказа.
Описание Для описания нужно подобрать известные ребёнку предметы,игрушки,картинки: Мишутка,кукла,машинка, тарелка. При описании предмета ребёнок может опираться на следующие вопросы взрослого: 1.Как называется предмет? 2.Из чего он сделан? 3.Какого он цвета? 4. Что с ним можно делать?
Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Алёнкой. У Алёны голубые глаза, белые волосы, красные щёчки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут её спать, кормят, одевают.»
Для составления описательных рассказов можно использовать опорные схемы. Схема рассказа о домашнем животном. 1.Кто это? 2.Где живёт? 3.Какого размера? 4.Какого цвета? 5.Какая у него шерсть? 6.Какой хвост? 7.Размер и форма ушей? 8.Чем питается? 9.Какую пользу имеет для человека и природы?
Творческое рассказывание Это наиболее сложный для детей дошкольного возраста вид монологической речи. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Возможность составлять творческие рассказы возникает у ребёнка только в старшем дошкольном возрасте, в 5-6 лет.
Существуют разные варианты творческого рассказывания: 1.Придумывание завершения рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а события и героев дети придумывают сами). 2.Дети придумывают рассказ или сказку по плану воспитателя. 3.Дети придумывают рассказ по теме,предложенной воспитателем (без плана).
Советы родителям 1.Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком. 2.Помните,что основные собеседники для ребёнка в семье-мама,папа,бабушка и дедушка. 3.Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребёнком в свободное время.
4.Приобретайте репродукции художественных картин,альбомы,картинки,рассматривайте их с детьми. 5.Предложите ребёнку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи. 6.Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2-3 месяца прослушайте их вместе с ребёнком,проанализируйте,запишите новые.
Желаем успеха. Спасибо за внимание!
Домашнее задание 1. Прочитать ребёнку сказку (русскую народную,авторскую или зарубежную) 2. Задать вопросы по сказке. 3.Нарисовать иллюстрацию к сказке. 4.Пересказать сказку, пересказ ребёнка записать от руки или набрать на компьютере. 5.Иллюстрацию и пересказ принести воспитателям в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Представлены игры и творческие задания для составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством использования игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной у дошкольников с общим недоразвитием речи
Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи...
Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР
Методический материал адресован логопедам, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников. В нем рассматривается целесообразность и некоторые формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по развит...
Развитие связной речи у дошкольников. Советы родителям.
Развитие связной речи у дошкольников. Советы родителям....
Как помочь ребёнку развивать связную речь
Рекомендации по формированию связной речи...
Как развивать связную речь ребенка с ОНР?
Когда дети начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут, рассуждают по поводу какого - либо события, это свидетельствует о их подготовке к ди...