Как развивать связную речь ребенка с ОНР?
консультация

Мартыненко Людмила Александровна

Когда дети начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут, рассуждают по поводу какого - либо события, это свидетельствует о их подготовке к диалогу и монологу – языковым формам, которые включает в себя связная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_svyaznuyu_rech_rebenka_s_onr.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать связную речь ребенка с ОНР?        

Премиум векторы | Счастливые и милые школьники разговаривают с друзьями.  концепция образования и детский день                 

Работа по развитию связной речи начинается с составления грамматически оформленной фразы. На первых порах для этого применяется демонстрация действий, например: «кукла сидит» и мы показываем это ребенку, просим его повторить фразу, а затем используются несложные сюжетные картинки и графические схемы, которые помогают детям строить самостоятельные высказывания. Начиная с простого высказывания, типа «Мальчик стоит», в дальнейшем мы распространяем его и произносим по схеме: «Маленький мальчик стоит».  Детей увлекает расшифровка схем и они с радостью самостоятельно составляют схемы высказывания и рисуют их на листочках.

         В дальнейшем, наша задача обучить детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде фразы. Когда активный словарь детей пополняется словами-признаками, наречиями, проводится работа по распространению предложений. Примером тому послужит игра: «Добавь слово» (От фразы: лист упал, добавляя по слову на веревочку, мы составим предложение»).

          Таким образом, после работы над овладением ребенком простой фразовой речью необходимо  вести активную работу по накоплению словарного запаса детей и построению распространенных грамматически оформленных высказываний, используя игры: «Доскажи словечко», «Закончи предложение», « Я начну, а ты продолжи» и т.д. .          

Сформированность диалогической речи является следующим и решающим шагом в овладении связной речью, умением рассказывания.

Любой разговор, беседа с ребенком стимулирует его речевую деятельность, поэтому на начальном этапе обучения диалогу большое место отводится общению взрослого с ребенком и рекомендуются всем известные игры: «Найди пару», « Чудесный мешочек», «В гостях у Кати», «Спрос – переспрос» и другие игры, которые развивают способность отвечать на вопросы, задавать самим вопросы, озвучивать действия. Все это является основой для развития диалога.

В игровую ситуацию диалога рекомендуется включать сказочных персонажей, которым дети задают вопросы и сами отвечают на вопросы персонажа, а также полезны и игры – инсценировки.    Используя данный вид работы, мы вырабатываем у ребенка умение слушать своего собеседника и следить за его речью. Тренируем слуховое внимание и тем самым совершенствуем диалогическую речь. Наше умение вести диалог должно стать образцом для ребенка.

Монологическая речь более сложная, чем речь диалогическая, потому что она основывается на глубокой познавательной и мыслительной деятельности. Она отличается большой развернутостью, логической связанностью мыслей. Монолог вводит слушателей в обстоятельства событий, ситуаций  на примере игры: «Озвучивание картины». Роль картины в обучении дошкольника велика. Это прекрасная наглядность, на базе которой дети упражняют наблюдательность, внимание, восприятие, воображение, пополняют запас знаний, развивают речь.  Составляя, придумывая рассказ о событиях, происходящих с героями картины, ребенок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, при этом и речь его становится более содержательной, логичной, последовательной, связной.

В отличие от составления рассказов по картинам, предметам, предложенному сюжету, по ситуации и т. д., пересказ является более легким видом монологической речи, так как в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы, но умение пересказывать одновременно с развитием речевых процессов говорит и о развитии  познавательных процессов. Упражняя детей в пересказе, мы способствуем обогащению словарного запаса, помогаем  усвоить структуру связных высказываний, развиваем у них способность к речевому самоконтролю.

Обучение дошкольников пересказу, составлению небольших рассказов-описаний, рассказов по восприятию, по представлению (из личного опыта), по картинам  через игры: «Опиши предмет», «Сказки – пересказки», «Нарисуй картину словами» формирует монологическую речь и готовит детей к более успешному обучению в школе.

Л.А. Мартыненко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь ребенка, играя.

Материал можно использовать  на   логопедических стендах и  в качестве сообщений на родительских собраниях и индивидуальных консультациях....

Как помочь ребёнку развивать связную речь

Рекомендации по формированию связной речи...

Как родителям самостоятельно развивать речь ребенка

Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на приме...

Как развивается речь ребенка

Что влияет на развитие речи. Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте...

"Как развивать связную речь ребёнка." Рекомендации для родителей дошкольников.

Презентация Консультация для родителей о развитии связной речи дошкольников....

Читаем - связную речь развиваем

Игра на развитие связной речи...