Консультация для родителей: «Беседа – как средство развития связной речи дошкольников с недостатками слуха»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Консультация для родителей:
«Беседа – как средство развития свзной речи дошкольников с недостатками слуха»
Подготовили:
ачитель - дефектолог
Кудряшова М.Ф.
.
Беседы являются одним из наиболее распространенных словесных методов и применяются на всех годах обучения. Беседа — важное средство развития диалогической речи дошкольников с нарушениями слуха. Кроме того, беседа, как и другие словесные методы, предполагает использование и наглядных методов — демонстрацию различных предметов, картин. Однако в отличие от слышащих детей дошкольники с нарушенным слухом первоначально не могут без помощи взрослого участвовать в беседе. Сначала детей учат понимать простые вопросы и отвечать на них с помощью естественных жестов, коротких слов, указаний на предметы, таблички. В первые годы обучения в ходе беседы детям предлагается небольшое число ситуативных вопросов, понимание которых достигается в связи с наличием соответствующих предметов или их изображений.
В младшей, средней и особенно в старших группах беседы проводятся в связи с разными видами работы: составлением рассказов по картинам, обсуждением событий из жизни детей, чтением и др. Беседы также проводятся в связи с играми, рисованием, организацией экскурсий, наблюдений. В предварительных беседах взрослый уточняет знания детей по теме занятия, например перед рисованием праздничного салюта задает вопросы о том, кто видел салют, когда бывает салют. В процессе беседы уточняется понимание значений необходимых слов, вводятся новые. В предварительных беседах перед детьми ставятся задачи, непосредственно связанные с темой занятия. Целью проведения обобщающих бесед является систематизация знаний, их дальнейшее углубление. В работе со старшими детьми завершающая беседа может носить эвристический характер, так как в процессе уточнения фактов и их сравнения можно подводить детей к обобщениям и суждениям о сущности явлений, их взаимосвязи.
К проведению беседы предъявляется ряд дидактических требований: вопросы следует подбирать заранее, они должны быть точными, учитывать объем знаний детей по данной теме, уровень их речевого развития. В работе со старшими детьми важно изменять последовательность вопросов, потому что дети иногда ориентируется не на их содержание, а на порядок предъявления. Необходимо варьировать вопросы, задавать вопросы, близкие по содержанию, но разные по форме («Где ты живешь?», «Какой у тебя адрес?»). Учитывая особенности восприятия речи педагога, в зависимости от этапа обучения определяется форма речи. Хорошо знакомые вопросы могут предъявляться устно, в случае затруднений используются вспомогательные формы речи: письменная — для слабослышащих детей, устно-дактильная — для глухих детей начиная со средней группы. Хорошо знакомые вопросы можно предъявлять на слух.
Традиционно беседа построена так, что педагог задает вопросы, а дети отвечают. Первоначально педагог помогает детям сформулировать ответы, дает образцы, предлагает сопряженно-отраженное проговаривание. Постепенно от детей требуются самостоятельные ответы, распространенность которых зависит от этапа обучения детей. Очень важно учить дошкольников самостоятельно задавать вопросы, формировать у них интерес к поддержанию общения со взрослыми. С этой целью взрослые создают различные проблемные ситуации, в которых у ребенка возникает потребность что-то узнать. Для этого используются различные приемы: выяснение названия и свойств спрятанного предмета («Чудесный мешочек»), работа с закрытой картиной, вопросы другим детям по поводу выходных дней, поездок и др. Целесообразно привлекать к беседам с детьми других людей: родителей, администрацию детского сада. Это формирует у детей навыки общения с новыми людьми, развивает умение воспринимать речь на слухо-зрительной основе, активизирует произносительные возможности.
Рассказ взрослого используется преимущественно в старших группах, когда у детей сформированы навыки слухо-зрительного восприятия речи. Он бывает непосредственно связан с определенной темой и содержит новую для детей информацию. Рассказ взрослого предваряет чтение новых текстов, составление описания картины, сюжетное рисование и др. виды работы. Дошкольникам с нарушенным слухом не предъявляются большие по объему рассказы, как правило, они содержат понятный детям речевой материал. Рассказ предъявляется детям устно, но при необходимости устные высказывания подкрепляются письменной речью или дактильным проговариванием.
В качестве одного из приемов используется рассказывание доступных и занимательных историй и рассказов, героями которых могут выступать дети, взрослые, животные. Цель рассказывания — научить детей воспринимать устный связный рассказ, понимать действия персонажей и последовательность событий, формировать эмоциональное отношение к фактам и героям. Устное рассказывание взрослого подкрепляется демонстрацией наглядных средств в виде макетов, фигурок, игрушек, картинок и др. После двух-трехкратного воспроизведения рассказа в рассказывание включаются и дети: подсказывают взрослому ход событий, пересказывают отдельные фрагменты или рассказ целиком. Рассказывание педагога может быть связано с последующим чтением текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи дошкольников по теме: «Знакомство с правилами смысловой связи предложений в повествовательном рассказе на примере пересказа «Как петух напал на медвежонка»
Данный конспект составлен по методике В. К. Воробьевой....
Игры на развитие связной речи дошкольников
ПРедставлены задания-игры, направленные на развитие связной речи детей от 3 лет....
Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР
Методический материал адресован логопедам, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников. В нем рассматривается целесообразность и некоторые формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по развит...
Развитие связной речи дошкольников с ОВЗ средствами мнемотехник
Для детей с ОВЗ необходимы дополнительные приемы развития речи. Опираясь на традиционный подход к обучению детей связной речи, эффективную помощь педагогам может оказать использование мне...
Дидактические игры как средство развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Информация для воспитателей...
"Мультстудия как средство развития связной речи у старших дошкольников"
Чистая, грамотная речь – одна из важнейших составляющих готовности ребенка к школе. В современном обществе существует проблема в речевом развитии детей. К сожалению, в дошкольных организациях ко...