Внеурочная работа
учебно-методический материал (7 класс)
Педагогический калейдоскоп
«У нас разные характеры. Как быть»».
(для родителей учащихся седьмых классов)
Цель: определить вместе с родителями особенности воспитания ребёнка, учитывая тип его характера.
Задачи:
- Проинформировать родителей о типах характеров и особенностях взаимодействия с людьми с разными характерами.
- Способствовать тому, чтобы родители при воспитании стремились учитывать особенности характера ребёнка и свои собственные особенности.
Категория участников: педагог, школьный психолог, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание | 49.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический калейдоскоп
«У нас разные характеры. Как быть»».
(для родителей учащихся седьмых классов)
Цель: определить вместе с родителями особенности воспитания ребёнка, учитывая тип его характера.
Задачи:
- Проинформировать родителей о типах характеров и особенностях взаимодействия с людьми с разными характерами.
- Способствовать тому, чтобы родители при воспитании стремились учитывать особенности характера ребёнка и свои собственные особенности.
Категория участников: педагог, школьный психолог, родители.
Этапы:
- Организационный. На данном этапе педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы.
- Основной. На данном этапе педагог проводит основную работу по теме в виде мини-лекции, дискуссий, упражнений.
- Заключительный. На данном этапе подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.
Материалы и оборудование:
- Стулья по количеству участников
- Доска и мел
- Памятки для родителей по количеству участников (Таблица «10 основных типов характера»).
Предварительная работа:
Тестирование учащихся (Приложение 1)
Ход собрания:
- Вступительное слово педагога.
Характер — захватывающая тема для размышлений, наблюдений, познания себя и других. От характера зависит практически все в жизни человека: как он строит свою жизнь, как живет в семье, как общается с друзьями и коллегами, как воспитывает детей.
Одни люди от природы открыты миру и свободно выражают эмоции, другие погружены в себя, третьи недоверчивы к миру и внутренне напряжены.
Люди различаются по степени выраженности черт характера. У одного они сильно заметны, у другого как бы сглажены, смягчены. Если же говорить о подростках, то «острые углы» характера обнаруживаются у большинства из них, хотя обычно с годами сглаживаются.
Вообще нет плохих и хороших характеров. Каждый характер имеет свои сильные и слабые стороны. Сильные свойства обычно видны, они говорят сами за себя, а вот слабые часто надо еще распознать.
Один человек с трудом переносит потерю внимания со стороны близких, другой — ограничение его свободы, а третий не выдерживает груза ответственности и завышенных ожиданий. Когда возникает нагрузка на слабое место характера, человек дает негативную реакцию. Это может выражаться по-разному, от замыкания в глухой обиде до битья посуды и истерик. [1]
- Мини – лекция «Типы характеров» (психолого – педагогическое просвещение родителей). Педагог предлагает ознакомиться с основными типами характеров. Рекомендуется распечатать таблицы в количестве равном количеству участников, для того, чтобы родителям было проще изучить материал, и они могли оставить его себе в качестве памяток.
Таблица «10 основных типов характера»
Тип | Характеристика | Как воспитывать /как взаимодействовать |
Гипертими-ческий тип | Общительность, повышенная словоохотливость, оптимизм. Почти постоянное пребывание в приподнятом настроении, которое сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Трудности часто преодолевают без особого труда. Склонны к озорству и неугомонности, что в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Недостаток чувства дистанции со старшими (по положению или по возрасту) | Особые трудности – в ситуациях строгой регламентации, жёсткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля (повышается вероятность нарушения дисциплины со стороны ученика, вспышек гнева и конфликта с педагогом (воспитателем, родителями). Необходимо помогать организовывать себя, но при этом не ущемлять его потребность в самостоятельности; дисциплинировать и направлять активность в нужное русло через совместные занятия, делить с ним его интересы |
Демонстра-тивный тип | Эгоцентризм, желание выделяться, быть в центре внимания, жажда внимания к собственной персоне. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном: самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий | Следует быть очень осторожным в разоблачении их фантазий и выдумок (реакции здесь могут быть самые острые и даже опасные: попытки суицида, побеги их дома, уходы из школы, т.е. попытки превратить выдумку в реальность любым способом). Подростку демонстративного типа нужно дать почувствовать, что к нему испытывают интерес как к личности. Но положительные оценки и поощрения должны даваться только за реальные достижения и способности. Такому типу его отрицательные стороны лучше показывать через рассказы о других людях |
Возбуди-мый тип | Главная особенность – импульсивность поведения. Вся манера общения и поведения зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а определяется неконтролируемыми побуждениями, влечением. При общении для них характерна низкая терпимость или её полное отсутствие | Взаимодействие с данным типом следует начинать только в периоды спада аффективного напряжения. Беседовать следует обстоятельно и неторопливо. Давать полностью выговориться. Сначала проявить внимание к положительным качествам, затем осторожно касаться отрицательных, но не давать отрицательной оценки этих качеств. Просто показать, какой вред они могут ему принести и убеждать уходить от раздражающих ситуаций |
Дистими-ческий тип | Это полная противоположность гипертиму. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всём: в поведении, в общении, в особенностях восприятия жизни, событий, людей. Эти люди по натуре серьёзны. Активность им не свойственна | Они нуждаются в поддержке. Следует помогать им в знакомстве и дружбе со сверстниками |
Экзальти-рованный тип | Легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Они крайне впечатлительны по поводу печальных фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются с ярким внешним проявлением. Тепло привязываются к друзьям и близким, сохраняют им верность и преданность | Эффективность взаимодействия с ними будет проявляться только в том случае, когда эмоции начнут ослабевать. Так как в этом случае они будут способны хоть что-то воспринять. Для них лучше снижать значимость переживаемых ими событий. Нуждаются в поддержке и знаках внимания, очень зависят от того, насколько доброжелательны к ним домашние. Самочувствие и даже их успеваемость зависят и от семейной обстановки, и от взаимоотношений со сверстниками и учителями |
Педантич-ный тип | Повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. В быту для них характерна добросовестность. Прежде, чем что-либо сделать, долго и тщательно всё обдумывают. Без нужды они ничего в своей жизни не меняют. За этим стоят нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности | Здесь основной рекомендацией будет как можно более раннее приучение к ответственности за себя, воспитание умения не боятся своих поступков, ошибок и убеждения в том, что в переменах, как и в самой жизни нет ничего страшного |
Тревож-ный тип | Повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу, судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Высокая работоспособность, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах перед этими обстоятельствами и при контактах с людьми | Они нуждаются в понимании, бережном отношении, помощи, в щадящем режиме, эмоциональном тепле. Необходимы продолжительные беседы, подробный разбор фактов и ситуаций, опровергающих убеждённость в неполноценности и мнительную тревожность в том, что окружающие к нему неблагоприятно относятся. Нельзя предъявлять к ним завышенные ожидания, нельзя наказывать. Важны позитивные отклики на их достижения, старательность |
Циклоти-мический тип | Радостное событие вызывает не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика | В разные фазы его состояний выбирается разный способ взаимодействия. Во время спада этот тип особенно нуждается в психологической и эмоциональной поддержке. Главная задача – вселить уверенность, что за спадом обязательно последует подъём, что причина таких перепадов заключена в особенностях физиологических процессов его организма |
Застреваю-щий тип | У этого типа эмоции и переживания очень длительны. Оскорбление личных интересов и достоинства долго не забывается и никогда не прощается. Поэтому окружающие оценивают их как злопамятных и мстительных людей. Люди этого типа долго вынашивают планы ответа обидчику и планы мести. Хотя людей этого типа можно назвать чувствительными и уязвимыми, но только в контексте сказанного | Даже случайно обидев такого человека, можно надолго потерять с ним личностный контакт. Застревание на обиде могут сказаться на отношении к предмету, на успеваемости такого ученика Работа по изменению поведения может проводиться без конкретного повода, но при каждом удобном случае. Например, рассуждения и беседы о целесообразности длительных обид, мстительности с точки зрения разрушения нервно-психического и соматического здоровья самого обижающегося. При этом фразы обращены не к конкретному акцентуанту, а ко всем слушающим. Задача помощи такому ученику состоит в ускорении его выхода из «застревания» |
Эмотив-ный тип | Высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. У таких людей часто «глаза на мокром месте» | Важны: эмоциональная открытость, чувствительность и эмоциональная отзывчивость, т.к. у таких личностей потребность в сочувствии и сопереживании ярко выражена. Фальшь, безразличие, чёрствость эмотивные личности чувствуют очень тонко и быстро реагируют на это изменением отношения и поведения. |
Смешанные типы
Есть характеры более близкие, другие по своим чертам далеки друг от друга, а некоторые совсем как бы противоположные. Чем ближе характеры, тем больше вероятность их совмещения в нас.[1]
Родителям (и людям вообще) важно знать свои собственные особенности, чтобы учитывать их во взаимоотношениях с окружающими, в работе и т.д.
- Упражнение «Какой у меня характер» (определение типа характера родителя и ребёнка для налаживания взаимодействия).
Попытайтесь определить, к какому типу относится Ваш характер, к какому типу относится характер вашего ребёнка.
Желающие высказываются по этому поводу, совместно пытаются определить тип характера, помогают друг другу вопросами.
Важно обратить внимание родителей на то, что часто встречаются «смешанные» типы характеров. Каждая личность уникальна и неповторима, а деление на «типы» условно. Это сделано для того, чтобы проще было понять своего ребёнка и найти подход к нему.
- Сообщение педагога-психолога о результатах тестирования.
- Игра «Перевоплощение» (формирование навыков взаимодействия с тем или иным типом характера).
Участники делятся на пары – «родитель» и «ребёнок». «Родитель» сообщает, какой тип характера у его ребёнка, а «ребёнку» предлагается перевоплотиться в эту роль, изобразив данный тип характера. Участникам предлагается обыграть следующую ситуацию: ребёнок приходит из школы и рассказывает родителю о произошедшем конфликте с одноклассниками (можно придумать самим какую–либо ситуацию или вспомнить произошедшую недавно в семье). «Родителю» необходимо реагировать на слова и действия «ребёнка» в соответствии с рекомендациями психолога из таблицы «10 основных типов характера». Затем участники в паре меняются ролями.
Следует обратить внимание родителей на то, что нужно учитывать особенности характера ребёнка и мягко направлять его воспитание в нужное русло.
Вопросы для обсуждения:
- сложно ли вам было исполнять свои роли?
- какая роль была для вас более сложной, а какая более лёгкой? И почему?
- удалось ли вам найти общий язык с «ребёнком»?
- помогли ли вам рекомендации психолога в общении с «ребёнком»?
- Подведение итогов.
- насколько полезной была полученная информация?
- как вы считаете, нужно ли знать тип своего характера и характера ребёнка?
- как вы будете учитывать особенности ребёнка при воспитании?
Источники:
- Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры... Как быть? – Астрель; М.; 2012
- Социальная сеть работников образования [электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/03/11/psikhodiagnostika-test-leongarda-opredelenie-tipa
Приложение 1.
Тест Леонгарда – определение типа личности.
Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" (да), если нет – знак "-" (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет".
1. У Вас чаще весёлое и беззаботное настроение.
2. Вы чувствительны к оскорблениям.
3. Бывает ли так, что Вам на глаза навёртываются слёзы в кино, театре, беседе и т.д.
4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, всё ли сделано правильно и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь в том, что всё сделано правильно.
5. В детстве Вы были таким же смелым, как все Ваши сверстники.
6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе.
7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании.
8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом состоянии, что с Вами лучше не разговаривать.
9. Вы серьёзный человек.
10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь.
11. Предприимчивы ли Вы.
12. Вы быстро забываете, если Вас кто-либо обидит.
13. Мягкосердечны ли Вы.
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него.
15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников.
16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте).
17. Стремитесь ли Вы во всём и всюду соблюдать порядок.
18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств.
19. Любят ли Вас Ваши знакомые.
20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности.
21. У Вас часто несколько подавленное настроение.
22. Бывали ли у Вас хотя бы раз истерика или нервный срыв.
23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте.
24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы.
25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу.
26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и Вы сразу же стараетесь поправить их.
27. Вы в детстве боялись оставаться одни в доме.
28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения без причины.
29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии.
30. Быстро ли Вы начинаете сердиться и впадать в гнев.
31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботно веселым.
32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас.
33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле.
34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно
35. Вам трудно переносить вид крови. Не Вызывает ли это у Вас неприятных ощущений.
36. Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью.
37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают.
38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться.
39. Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.
40. Общительны ли Вы.
41. В школе Вы охотно декламировали стихи.
42. Убегали ли Вы в детстве из дома.
43. Кажется ли Вам жизнь трудной.
44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым.
45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора.
46. Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если бы Вас кто-либо обидел.
47. Вы очень любите животных.
48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось.
49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами или Вашими близкими может случиться что-то страшное.
50. С читаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво.
51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей.
52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит.
53. У Вас велика потребность в общении с другими людьми.
54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в отчаяние.
55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.
56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий.
57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы.
58. Часто ли Вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях.
59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать.
60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище.
61. Тщательно ли Вы следите, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была только на одном и том же месте.
62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов.
63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям.
64. Бывают ли у Вас головные боли.
65. Вы часто смеетесь.
66. Можете ли Вы быть приветливыми даже с тем, кого явно не цените, не любите, не уважаете.
67. Вы подвижный человек.
68. Вы очень переживаете из-за несправедливости.
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом.
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери.
71. Вы очень боязливы.
72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя.
73. В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной деятельности.
74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости.
75. Часто ли Вас тянет путешествовать.
76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что Ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным.
77. Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании.
78. Долго ли Вы переживаете обиду.
79. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей.
80. Часто ли будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно поставили в ней кляксу.
81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью.
82. Часто ли Вы видите страшные сны.
83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна.
84. В веселой компании Вы обычно веселы.
85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения.
86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь.
87. В беседе Вы скудны на слова.
88. Если Вам необходимо было бы играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра.
Тест Леонгарда - определение типа личности
Характерологический опросник Леонгарда
Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий - патологических расстройств личности.
Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.
- Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью,
- вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию,
- третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого.
- четвертая шкала показывает склонность к педантизму,
- пятая шкала выявляет повышенную тревожность,
- шестая – склонность к перепадам настроения,
- седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого,
- восьмая – о неуравновешенности поведения,
- девятая шкала показывает степень утомляемости,
- десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования.
Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.
Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" (да), если нет – знак "-" (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет".
Результат теста Леонгарда:
Акцентуация характера по каждому типу диагностируется в случае превышения 12-балльного уровня.
Акцентуированные личности не являются психопатологическими, они просто характеризуются выделением ярких черт характера.
При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике.
КЛЮЧ
1. Гипертимые хЗ (умножить значение на 3) + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 -: нет
2. Возбудимые х2 + : 2,15,24,34,37,56,68,78,81 -: 12,46, 59
3. Эмотивные х3 + : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 -: 25
4. Педантичные х2 +:4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83 - :36
5. Тревожные х3 +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 -: 5
6. Циклотивные х3 + : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 -: нет
7. Демонстративные х2 + : 7, 19, 22, 29,41,44, 63, 66, 73, 85, 88 -: 51
8. Неуравновешенные х3 +: 8,20,30,42,52,64,74,86 -: нет
9. Дистимные х3 + : 9, 21, 43, 75, 87 - : 31, 53, 65
10.Экзальтированные х6 + : 10, 32, 54, 76 -: нет
ОПИСАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ЛЕОНГАРДУ
1. Гипертимический тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.
Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
2. Возбудимый тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.
Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.
3. Эмотивный тип (эмоциональный). Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение.
Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.
4. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.
Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
5. Тревожный тип (психастенический). Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. Рекомендуется тренинг уверенного общения.
Тревожно-боязливый тип. Основная черта–склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
6. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).
Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.
7. Демонстративный тип. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках. Рекомендуется тренинг личностного роста.
Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.
8. Неуравновешенный (застревающий) тип. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.
9. Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому типу, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, заторможенностью. При выраженности этой шкалы (18-24) балла читайте статью депрессивная акцентуация личности.
Дистимический тип. Этот тип характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.
10. Экзальтированный (аффективно-экзальтированный) тип (лабильный). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
Акцентуация черт характера
Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и, во всяком случае, превышает тысячу наименований. Поэтому перечисление и описание варьируемых черт характера нецелесообразно, к тому же четкая классификационная схема (кроме самого общего отнесения их к одному из указанных выше отношений личности) в психологии отсутствует. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.
Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного индивида, могут переноситься им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Организация внеурочной работы через олимпиады, конкурсы профессионального мастерства и демонстрационные показы"
В работе исследованы основные задачи внеурочной деятельности и организационные модели внеурочной деятельности по профессии "Парикмахер"...
ИЗ ОПЫТА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Кружковая работа как средство развития одарённых детей
Статья для одного из методических сборников ИПКиПРО об обучении стихосложению на внеурочных занятиях...
Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"
Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....
«Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с требованием ФГОС во внеурочной работе» (работа кружка «Тамчылар»)
Решение задач воспитания и социализация школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках органи...
Креативная работа на уроках и внеурочной работе
Креативная работа на уроках и внеурочной работе...
Опыт работы "Внеурочная работа по математике"
Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как её любит каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей.! Она помогает развитию других наук, она р...