Опыт работы "Внеурочная работа по математике"
материал по математике на тему
Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как её любит каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей.! Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как:
- логическое мышление;
- целеустремлённость, сильную волю;
- устойчивое внимание, сосредоточенность;
- хорошую память;
- умение логически мыслить: сравнивать, сопоставлять, классифицировать;
- способность к творчеству и научной фантазии;
- чувство предвидения;
- умение прикидывать и оценивать результаты;
- работоспособность;
- чёткость и реализм в своих суждениях и выводах;
- находчивость и смекалку;
- чувство юмора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Стяжкина Диана Ивановна, учитель математики
Внеурочная работа по математике.
Математика всегда сопровождала человека в жизни. Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как её любит каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей.! Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как:
- логическое мышление;
- целеустремлённость, сильную волю;
- устойчивое внимание, сосредоточенность;
- хорошую память;
- умение логически мыслить: сравнивать, сопоставлять, классифицировать;
- способность к творчеству и научной фантазии;
- чувство предвидения;
- умение прикидывать и оценивать результаты;
- работоспособность;
- чёткость и реализм в своих суждениях и выводах;
- находчивость и смекалку;
- чувство юмора.
Систематическое занятие математикой обогащает человека, облагораживает его. Л.Магницкий говорил «В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% таланта и способностей, вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».
Сегодня отводится важная роль внеурочной работе по любому предмету в связи со стандартами нового поколения. Об этом же говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
В своей статье мне хочется коротко рассказать о той внеурочной работе по математике, которой занимаюсь регулярно.
Цель и задачи моей статьи:
1. Рассказать о внеклассной работе по математике, влияющей на повышение мотивации к предмету.
2. Поделиться формами работы по привитию интереса к предмету.
Какую внеурочную работу провожу?
Применяю самые разнообразные формы внеурочной деятельности по математике: олимпиады, математические турниры, математические викторины, математические калейдоскопы, математический марафон, КВНы, творческие работы, игры, Неделю математики.
Каждый год в школе провожу Неделю математики. Шесть дней, посвящённых математике, царит атмосфера поиска, творчества, маленьких открытий, увлечённости. Ребята с нетерпением ждут это событие, в котором участвует каждый. Нет равнодушных, заняты все.
План работы Недели математики ежегодно меняется, привлекает обучающихся своим разнообразием. Вот примерная дорожная карта этого учебного года по проведению Недели:
День 1-й - математическая олимпиада.
День 2-й - конкурс мини – стенгазет: «Математика вокруг нас».
День 3-й – математическая игра «Счастливый случай».
День 4-й – турнир-путешествие по станциям: «В мире математики»
День 5-й - математическая викторина.
День 6-й – подведение итогов Недели, праздник знатоков математики.
В математической олимпиаде участвуют все ученики, начиная с 5-ого класса. Такая систематическая работа даёт положительные результаты: школьники активны не только в олимпиадах школьного уровня, они принимают участие в олимпиадах окружного, районного и российского уровней. Мои ученики успешны в международной игре «Кенгуру», где ежегодно принимают участие.
С великим желанием ученики выпускают мини-стенгазеты на тему «Математика вокруг нас». Пять содержательных газет украшает холл школы.
Для проведения игры «Счастливый случай» отбираются знатоки математики из каждого класса, самые результативные и успешные, остальные, как правило, приходят «поболеть», поддержать одноклассников.
Ребятам очень нравится турнир-путешествие по станциям «В мире математики»:
1-я станция: «Математический марафон»
В марафоне участвуют 2 команды. Задаю вопросы каждой команде по очереди. В течение 2 секунд ребята должны ответить. Например, предлагаю такие вопросы:
а) Сколько будет? Три в квадрате (9), четыре в квадрате (16), угол в квадрате (90)
б) Назовите пять дней подряд, не пользуясь указаниям числа, месяца, не называя дней недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
в) Сколько литров крови у взрослого человека? (5,5)
г) Сколько человек играли на музыкальных инструментах в басне Крылова «Квартет» (ни одного).
Считаю, что ребёнок должен быть разносторонним, готовлю вопросы из разных областей знаний: физики, математики, литературы, биологии.
2-я станция - «Проверь остроту зрения»:
Заранее на доске чертим ломаную спираль, прямую, угол.
Необходимо определить длину, величину угла на глаз.
На 3-й станции «Сбежали цифры» нужно восстановить повреждённые записи арифметических действий.
На станции «Весёлый счёт» вразнобой написаны числа от одного до 24. Задание: кто быстрее из членов команд покажет числа от 1 до 24 ( все члены команд показывают по очереди).
Станция. «Игры со спичками»
Прежде чем проводить игру со спичками, на уроках математики в 5 и 6 классах решаем уравнения со спичками, а затем включаю это задание в игру.
Для проведения математической викторины включаю высказывания учёных, размещаю их на специальном стенде «Внимание - викторина!»
Ответы на вопросы викторины ищут дома. Срок – неделя.
Ребята должны определить, кому из учёных принадлежат высказывания.
Высказывания учёных я использую в качестве эпиграфа к урокам.
Например: «Слеп физик без математики» ( М.В.Ломоносов).
«В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления» (Ермаков).
Ребята любят отгадывать ребусы, кроссворды, составленные одноклассниками. Игру по станциям заканчиваем шифрограммой.
Учу детей проводить КВН в других классах. В этом году ученики 6 класса провели КВН в другой школе между детьми начальных классов.
Командам было дано домашнее задание: сочинить частушки, песню про математику, придумать эмблему, девиз, приветствие, прочитать про учёных математиков. После КВН жюри подводит итоги, а ведущие задают вопросы зрителям, которых заранее предупреждаю об этом.
Ребятам очень нравится принимать участие в математических играх и самим проводить их.
Каждую игру я заканчиваю словами о математике, например:
О, математика земная, гордись, прекрасная собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
В веках овеяна ты славой , светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаус окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в пролёте, как стрела,
Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!
Работаю с учениками дополнительно и индивидуально. Считаю, что успех приносит индивидуальная работа. Горжусь успехами моих учеников:
В окружной математической игре «Танграм» среди учащихся 5 и 6 классов мои ученики заняли первое место. Чтобы достичь таких результатов, с детьми работала дополнительно после уроков.
В 2014г. Илатовский Евгений стал победителем муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников среди 5 классов.
В международной игре «Кенгуру» дети участвуют ежегодно, средний балл результативности выше, чем по России, в этом 2015 году ученик 6 класса Илатовский Евгений стал победителем района, в 2014 г. ученики 5 и 6 классов в районе были победителями.
В российской олимпиаде «Полиглот-плюс» по математике участвовал мой ученик Шпиц Сергей, по итогам которой был приглашён в г.Москву, он также стал призёром Пермского чемпионата знаний, поступил в Ломоносовскую гимназию г. Архангельска, успешно закончил её.
Пятиклассник Хромцов Иван стал призёром в общероссийской олимпиаде «Олимпус».
Внеурочная деятельность воспитывает интерес к предмету, развивает любознательность, познавательную активность, помогает достигать высоких результатов по математике при сдаче ОГЭ: 2014 год – качество знаний – 50 %, 2015 год - качество знаний – 100%.
Что помогает достигать успехов?
Индивидуальная работа, дополнительные занятия, которые провожу после уроков.
На дополнительных занятиях задания даю более сложные и ребятам говорю: «Умение решать задачи – тоже искусство, которое можно приобрести на практике, решая и решая каждый день».
«Пробуйте, пробуйте, – говорю ребятам, – поиск ответа на ранее неизвестную задачу всегда интересен. Пытайтесь! Пытайтесь снова и снова.
Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из великих математиков, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!»
.Внеурочная работа расширяет знания учащихся, повышает их интеллект, мотивацию к предмету, помогает сплочению классного коллектива, а самое главное – повышает интерес учащихся к изучению такого важного школьного предмета, как математика, показывает обучающимся, что математика – чудесная, а не сухая наука, развивает очень важные личностные качества.
Список источников:
- «Занимательные задачи» автор Г.Б. Поляк 1948г.
- «Задания для подготовки к олимпиадам» автор О.Л. Безруков 2013г.
- «Математика в школе №3»\1968г. Н.А. Петровская «Вечер весёлых и смекалистых»
- «Математика в школе №5»\1989г. А.Г. Позднякова «Математический журнал в школе».
- Математические кружки в школе. 5-8 классы-М.: Айрис-пресс, 2005г. Фарков А.В.
- Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования проектной деятельности во внеурочной работе
Опыт использования проектной деятельности во внеурочной работе по географии и истории в 2011-2012 учебном году....
опыт работы "Особенности работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков"
Обобщение опыта работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/23/picture-78680-1406140830.jpg)
"Опыт работы внеурочной деятельности по сохранению и развитию народных промыслов Гжели"
Считаю, что работа по сохранению народных художественных промыслов должна вестись системно и последовательно, только тогда она сможет принести свои плоды. Имен...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/30/picture-170933-1356856877.jpg)
Формы внеурочной работы со школьниками по математике
Данная статья иллюстрирует те формы внеурочной работы со школьниками по математике, которые используются в нашей школе....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119034-1550561912.jpg)
Опыт работы «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Данный опыт посвящен одной из важных проблем современного образования: охране и укреплению физического и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/03/picture-1159762-1567535089.png)
Опыт работы:"Внеклассная работа как одна из основных составляющих частей всестороннего развития воспитания школьников"
МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа»Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта преподавателя физической культуры МБОУ «Марьяновская СО...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/16/picture-1249463-1589623757.jpg)
Опыт работы внеурочной деятельности педагога школы №1
Опыт работы внеурочной деятельности педагога...