Почему у ребенка возникло нарушение речи
консультация
Почему у ребенка возникло нарушение речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_u_rebenka_vozniklo_narushenie_rechi.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему у ребенка возникло нарушение речи?
Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы – органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).
В группу органических причин включают следующие неблагоприятные обстоятельства:
1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода. Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод – первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:
• Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными - (токсикоз) первой и второй половины беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
• Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы). Заражение вирусным гепатитом также представляет большую опасность для плода, так как на всех стадиях беременности может вызывать различные аномалии плода.
• Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.
• Несовместимость крови матери и плода. Проникая через плаценту, антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества – непрямого билирубина. Его действие поражает отделы мозга, что приводит к врожденной патологии слуха и речи.
• Нарушения сроков вынашивания плода - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
• Курение, прием алкоголя и наркотических веществ. Никотин, являясь основным токсическим компонентом табачного дыма, оказывает отрицательное влияние на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием нарушаются процессы, связанные с увеличением массы плода (отставание массы тела при доношенной беременности может достигать 300 г и более, причем дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка). Кроме того, дети, чьи матери в период беременности продолжали интенсивно курить, впоследствии могут быть охарактеризованы как гиперактивные и расторможенные, и зачастую испытывают трудности в учебе. Алкоголь и наркотические вещества оказывают отрицательное влияние на развитие плода, а также умственное и физическое развитие новорожденного.
• Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью.
• Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения - ультрафиолетового, ионизирующей радиации). Плод обладает высокой чувствительностью к действию ионизирующих излучений, на ранних сроках беременности они вызывают его гибель или оказывают повреждающее действие на центральную нервную систему, органы зрения и кроветворную систему плода.
• Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.
2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга.
Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания. В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка.
3. Вредности родового периода:
• Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям. Причины родовых травм могут быть разные - узкий таз матери, механическая стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.
• Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.
• Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
• Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).
4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:
• Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи.
• Инфекционно-вирусные заболевания (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.
• Травмы лицевого скелета, приводят к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов) и к нарушению произносительной стороны речи ребенка.
• Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха приводят к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
В группе функциональных нарушений рассматриваются факторы, которые приводят к нарушению речевого развития ребенка под влиянием:
1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефициту эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми. В сороковых годах прошлого столетия появился термин – синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети – сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.
2. Соматической ослабленности – длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.
3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений – заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).
4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями. В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи – в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 – 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Почему у ребенка возникло нарушение речи?"
Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение в вашем случае, определит точно только логопед....
Причины нарушения речи у ребенка
В статье систематизированы различные причины нарушения речи у детей. Рекомендуется родителям, обеспокоенным задержкой речи (или ее нарушением) у ребенка....
Рекомендации по организации общения ребенка с нарушениями речи
Данные рекомендации могут использовать педагоги, работающие с детьми с ОВЗ (ТНР) в условиях инклюзивного обучения....
индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением речи
индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением речи...
Консультация для родителей: «Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи).
Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится...
Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
Данные занятия разработаны для ребенка 4,5 лет (девочки), с тяжелым нарушением речи (моторная алалия (в языковом подходе)). Основная цель коррекционного блока из 8 занятий - активизация и обогащение р...
Программа индивидуального сопровождения двуязычного ребенка с нарушением речи как часть Адаптированной образовательной программы
Современные условия жизни общества связаны со значительной миграцией населения, проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, браками между представителями разных национальных групп. Дети, ...