Причины нарушения речи у ребенка
статья на тему
В статье систематизированы различные причины нарушения речи у детей. Рекомендуется родителям, обеспокоенным задержкой речи (или ее нарушением) у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_narusheniya_rechi_u_rebenka.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием многих неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, нередко сочетающихся друг с другом.
Неблагоприятные факторы,
предшествующие наступлению беременности:
- Профессиональные «вредности», действующие в течение продолжительного времени или очень массивно (радиационное излучение, вибрация, работа с химически активными веществами и т.п.).
- Неправильный образ жизни будущих родителей: алкоголизм, наркомания, курение.
- Искусственное прерывание предшествующих беременностей.
- Неблагоприятная наследственность (генные и хромосомные заболевания, особенности нервно-психического склада родителей, особенности строения периферического и центрального отделов речевого аппарата). По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.
- Другие вредные факторы, действие которых приводит к физическому и нервно-психическому истощению будущих родителей.
Неблагоприятные факторы, нарушающие
нормальный ход внутриутробного развития:
- Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), нефропатия (более тяжелая стадия гестоза), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
- Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
- Травмы, падения и ушибы (особенно в области живота), которые могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
- Резус-конфликт (несовместимость крови матери и плода). Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество - непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.
- Нарушения сроков вынашивания плода (недоношенность - менее 38 недель и переношенность - более 40 недель).
- Работа на вредном производстве (повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода.
- Курение, алкоголь, наркотические вещества, употребление которых нарушает физическое и психическое развитие будущего ребенка.
- Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, так как их употребление является причиной развития врожденных аномалий. Отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача.
- Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода.
- Стрессы, депрессии, страхи, которые могут приводить к гипоксии плода.
Тяжесть речевых нарушений и других дефектов развития во многом зависит от времени поражения мозга во внутриутробном периоде. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка
Патологические воздействия на поздних стадиях беременности обычно не вызывают тяжелых пороков развития, а ведут к задержке созревания нервной системы.
Неблагоприятные факторы,
действующие во время родов:
- Осложненное протекание родов (затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода и др.).
- Применение при родах различных механических вспомогательных средств (например, наложение щипцов на голову малышу, кесарево сечение).
- Состояние асфикции (недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины). Вызывает минимальные повреждения головного мозга.
- Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например, искусственная вентиляция легких более 5 дней.
- Родовая травма (повреждения головного и спинного мозга; внутричерепные кровоизлияния; порезы рук, диафрагмы, мимической мускулатуры; отек мозга, ишемия тканей мозга)
- Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).
Неблагоприятные факторы, действующие
в период раннего развития ребенка:
- Травмы, сотрясения, ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.
- Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.
- Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, челюстей, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.
- Длительные простудные заболевания. Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность), могут начать говорить позже своих сверстников.
- Воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха.
- Плохие привычки (сосание пальца… )
- Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).
Социально-психологические причины
нарушений речи:
- воспитание ребенка в среде с ограниченным речевым окружением (глухонемые родители, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний);
- Неправильная речь окружающих взрослых (нарушение звукопроизношения; заикание; неряшливая манера речи; нарушение темпа речи; бедность речи по содержанию и грамматическому оформлению);
- эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослым);
- двуязычие;
- подлаживание взрослых под детскую речь – «сюсюканье» с ребенком;
- психические травмы (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.).
Критические периоды
в развитии речевой функции ребенка
Выделяются так называемые критические периоды в развитии речи дошкольника. В это время увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, так как происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы. Поэтому воздействие даже незначительных вредностей может привести к так называемым «срывам» речи.
Первый критический период | Второй критический период | Третий критический период |
1-2 года жизни | 3 года | 6-7 лет |
Интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга. | Освоение фразовой речи, происходит переход от ситуационной речи к контекстной. | Начало развития письменной речи. |
Задержка речевого развития, недоразвитие речи | Заикание, мутизм, отставание речевого развития | Заикание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины нарушений речи
В данном материале рассматриваются причины нарушений речи и их классификация....
Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей"
Консультация о неблагоприятных воздействиях в период внутриутробного развития плода , в процессе родов и первые годы жизни ребенка...
Причины нарушений речи
Уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исходившее от Гиппократа, ведущую роль в возникновении речевых расстройств отдавало ...
Консультация для родителей: «Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи).
Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится...
Причины нарушений речи у детей
Данный материал раскроет причины речевых нарушений у детей и условия, способствующие их возникновению и развитию, поможет разобраться родителям и педагогам в этом вопросе и подойти более осознанно к с...