Причины нарушения речи у ребенка
статья на тему

Риманова Рита Михайловна

В статье систематизированы различные причины нарушения речи у детей. Рекомендуется родителям, обеспокоенным задержкой речи  (или ее нарушением) у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_narusheniya_rechi_u_rebenka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием многих неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, нередко сочетающихся друг с другом.

Неблагоприятные факторы,

предшествующие наступлению беременности:

  • Профессиональные «вредности», действующие в течение продолжительного времени или очень массивно (радиационное излучение, вибрация, работа с химически активными веществами и т.п.).
  • Неправильный образ жизни будущих родителей: алкоголизм, наркомания, курение.
  • Искусственное прерывание предшествующих беременностей.
  • Неблагоприятная наследственность (генные и хромосомные заболевания, особенности нервно-психического склада родителей, особенности строения периферического и центрального отделов речевого аппарата). По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.
  • Другие вредные факторы, действие которых приводит к физическому и нервно-психическому истощению будущих родителей.

Неблагоприятные факторы, нарушающие

нормальный ход внутриутробного развития:

  • Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), нефропатия (более тяжелая стадия гестоза), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
  • Травмы, падения и ушибы (особенно в области живота), которые могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
  • Резус-конфликт (несовместимость крови матери и плода). Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество - непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.
  • Нарушения сроков вынашивания плода (недоношенность - менее 38 недель  и переношенность  - более 40 недель).
  • Работа на вредном производстве (повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода.
  • Курение, алкоголь, наркотические вещества, употребление которых нарушает физическое и психическое развитие будущего ребенка.
  • Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, так как  их употребление является причиной развития врожденных аномалий. Отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача.
  • Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода.
  • Стрессы, депрессии, страхи, которые  могут приводить к гипоксии плода.

Тяжесть речевых нарушений и других дефектов развития во многом зависит от времени поражения мозга во внутриутробном периоде. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка

Патологические воздействия на поздних стадиях беременности обычно не вызывают тяжелых пороков развития, а ведут к задержке созревания нервной системы.

Неблагоприятные факторы,

действующие во время родов:

        

  • Осложненное протекание родов (затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода и др.).
  • Применение при родах различных механических вспомогательных средств (например, наложение щипцов на голову малышу, кесарево сечение).
  • Состояние  асфикции (недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины). Вызывает минимальные повреждения головного мозга.
  • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например, искусственная вентиляция легких более 5 дней.
  • Родовая травма (повреждения головного и спинного  мозга; внутричерепные кровоизлияния; порезы рук, диафрагмы, мимической мускулатуры; отек мозга, ишемия тканей мозга)
  • Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

Неблагоприятные факторы, действующие

в период раннего развития ребенка:

  • Травмы, сотрясения, ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.
  • Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.
  • Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, челюстей, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.
  • Длительные простудные заболевания.  Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность), могут начать говорить позже своих сверстников.
  • Воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха.
  • Плохие привычки (сосание пальца… )
  • Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Социально-психологические причины

нарушений речи:

  • воспитание ребенка в среде с ограниченным речевым окружением (глухонемые родители, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний);
  • Неправильная речь окружающих взрослых (нарушение звукопроизношения; заикание; неряшливая манера речи; нарушение темпа речи; бедность речи по содержанию и грамматическому оформлению);
  • эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослым);
  • двуязычие;
  • подлаживание взрослых под детскую речь – «сюсюканье» с ребенком;
  • психические травмы (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.).

Критические периоды

в развитии речевой функции ребенка

Выделяются так называемые критические периоды в развитии речи дошкольника. В это время увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, так как происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы. Поэтому воздействие даже незначительных вредностей может привести к так называемым «срывам» речи.

Первый критический период

Второй  критический период

Третий  критический период

1-2 года жизни

3 года

6-7 лет

Интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга.

Освоение фразовой речи, происходит переход от  ситуационной речи к контекстной.

Начало развития письменной речи.

Задержка речевого развития, недоразвитие речи

Заикание, мутизм, отставание речевого развития

Заикание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины нарушений речи

В данном материале рассматриваются причины нарушений речи и их классификация....

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей"

Консультация о неблагоприятных воздействиях в период внутриутробного развития плода , в процессе родов и первые годы жизни ребенка...

Причины нарушений речи

Уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исходившее от Гиппократа, ведущую роль в возникновении речевых расстройств отдавало ...

Консультация для родителей: «Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи).

Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится...

Причины нарушений речи у детей

Данный материал раскроет причины речевых нарушений у детей и условия, способствующие их возникновению и развитию, поможет разобраться родителям и педагогам в этом вопросе и подойти более осознанно к с...