Рабочая программа «МОЙ ВНУК - УДИВИТЕЛЬНЫЙ РЕБЁНОК». В РАМКАХ ПРОЕКТА «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ»
рабочая программа

Петроченко Марина Александровна

Пояснительная записка

Программа «Мой внук –удивительный ребенок» направлена на коррекцию психоэмоционального состояния, развитие ресурсов стрессоустойчивости старшего поколения семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ.  Гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка обеспечивает семья. Для любого ребенка семья – это самое главное в жизни, место, где закладываются основы будущей взрослой жизни.  Воспитывая ребёнка с ОВЗ все члены семьи могут испытывать множество трудностей различного характера, это может быть непринятие особенностей своего ребенка/ внука/ внучки, порой отвержение или неистовая вера в чудо и желание все быстро исправить, страхи и тревоги за будущее. Однако не смотря на трудности, которые могут возникать в процессе воспитания, образования, взаимодействия с социумом семьи «особого ребёнка», хотят, стараются жить более полной «полноценной жизнью». Когда время, выделенное для себя, становится не просто препровождением времени, некой «стоп-паузой», а временем, которое позволит получить внутренний ресурс практические знания, навыки, которые позволят рационально, конструктивно взаимодействовать с ребёнком и воспитать гармоничную личность. Актуальность работы психолога с родителями и старшим поколением воспитывающих особых детей, заключается в том, что достижения ребенка в ходе коррекционной работы, напрямую зависят от правильного, объективного восприятия ребенка родителем, верной оценки его достижений и без оценочной любви, поэтому психологическая помощь так важна и необходима.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

В РАМКАХ ПРОЕКТА «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ»

Психологическая поддержка старшего поколения и родителей воспитывающих детей с ОВЗ

«Мой внук – удивительный ребенок»

Возрастная группа: старшее поколение и родители

Срок реализации: 15 часов

                                                                                             

       Петроченко М.А.,

 педагог-психолог

ГБУ ГППЦ ДОгМ

ТО «Зеленоградское»

Москва

 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Мой внук – удивительный ребенок» направлена на коррекцию психоэмоционального состояния, развитие ресурсов стрессоустойчивости старшего поколения семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ.  Гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка обеспечивает семья. Для любого ребенка семья – это самое главное в жизни, место, где закладываются основы будущей взрослой жизни.  Воспитывая ребёнка с ОВЗ все члены семьи могут испытывать множество трудностей различного характера, это может быть непринятие особенностей своего ребенка/ внука/ внучки, порой отвержение или неистовая вера в чудо и желание все быстро исправить, страхи и тревоги за будущее. Однако не смотря на трудности, которые могут возникать в процессе воспитания, образования, взаимодействия с социумом семьи «особого ребёнка», хотят, стараются жить более полной «полноценной жизнью». Когда время, выделенное для себя, становится не просто препровождением времени, некой «стоп-паузой», а временем, которое позволит получить внутренний ресурс практические знания, навыки, которые позволят рационально, конструктивно взаимодействовать с ребёнком и воспитать гармоничную личность. Актуальность работы психолога с родителями и старшим поколением воспитывающих особых детей, заключается в том, что достижения ребенка в ходе коррекционной работы, напрямую зависят от правильного, объективного восприятия ребенка родителем, верной оценки его достижений и без оценочной любви, поэтому психологическая помощь так важна и необходима.

Актуальность программы

Когда в семье появляется ребенок с ОВЗ, то члены семьи оказываются в ситуации психологической травмы, семейного стресса, кризиса и зачастую находиться в подавленном субдепрессивном или депрессивном состоянии. Поэтому необходимо оказывать психологическую помощь не только «особому ребенку», но и его родственникам. В связи с этим представляется необходимой разработка таких форм психокоррекционной работы, с помощью которых будет оказана психолого-педагогическая поддержка семье и локус запроса-жалобы объективной или субъективной будет сфокусирован не только на «особом» ребенке, но и на чувствах, эмоциях пожилых членов семьи.

Практическая значимость и целесообразность 

Реализация программы базируется на коррекции психоэмоционального состояния старшего поколения, и, как следствие, благоприятно влияет на формирование позитивного образа будущего для ребёнка и семьи.

Цель программы – коррекция психоэмоционального состояния, развитие ресурсов стрессоустойчивости, формирование позитивного образа, будущего для ребёнка и семьи.

 Задачи:

Образовательные:

  • обучение родственников (бабушек, дедушек) психологическим приемам саморегуляции.

Воспитательные:

  • формирование у родственников (бабушек, дедушек) активной жизненной позиции;
  • формирование новых жизненных ориентиров родственников (бабушек, дедушек) ребенка с ОВЗ;

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция нарушенного психологического состояния родственников (бабушек, дедушек) (тревоги, ожидания неуспеха в учебе их внука);
  • коррекция стрессовых, невротических состояний.
  • коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родственников (бабушек, дедушек) воспитывающих детей с ОВЗ;
  • формирование позитивного образа, будущего для ребёнка и семьи.

Диагностические:

  • диагностика актуального психоэмоционального состояния;

Содержание программы предполагает активное использование следующих видов деятельности:

  1. индивидуальные консультации старшего поколения; тематические опросники, анкетирование, тестирование;
  2. групповая дискуссия;
  3. элементы символдрамы, арт-терапии и креативной визуализации.

За теоретико-методологическую основу программы взята:

  • методика психокоррекционной работы с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии Ткачевой В.В.  методика психологической коррекции невротических и стрессовых состояний Бреслав Г.Э.
  • тренинг «ресурсы стрессоустойчивости» Монина Т.Г., Раннала Н. В.

Адресат программы

Старшее поколение, и родители семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. По своему типу группа «смешанная» (старшее поколение, детей, имеющих статус инвалид, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и старшее поколение, детей, которые получают психологическую, коррекционную помощь на базе ГБУ ГППЦ ДО г. М.  и нуждаются в психологическом сопровождении).

Формы и режим занятий

Модуль занятий по психологической поддержке старшего поколения рассчитан на 15 встреч – 15 групповых занятий, каждое занятие рассчитано на 1 час.

Наиболее эффективной формой являются частично «открытые» малокомплектные группы, состоящие из 5-7 человек или подгруппы по 3-5 человек. Частично «открытая» и может работать, не исключая из своего состава тех членов, которые по состоянию здоровья своих детей, вынуждены пропустить некоторые занятия. Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей детей с ОВЗ.

Психокоррекционная работа представлена двумя формами:

  1. Индивидуальной
  2. Групповой

Индивидуальная форма работы осуществляется в виде беседы (нескольких бесед), а также последующих индивидуальных занятий психолога с родителем особого ребенка. Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта между психологом и родителем ребенка, для его ознакомления с проблемами, которые будут обсуждаться в группе, а также для определения собственной потребности в посещении групповых занятий. Одновременно на этом этапе психолог проводит диагностическое исследование психологических особенностей данного родителя с помощью специальных методик.

Индивидуальные занятия, позволяют психологу ознакомиться с историей жизни данного родителя, выявить с помощью наблюдения некоторые особенности ее характера, ознакомиться с историей болезни ребенка, излагаемой его родителем, определить проблемы, которые существуют в данной семье. Предложить помощь в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с воспитанием особого ребенка.

На групповом этапе работы психокоррекционная работа осуществляется не только со стороны психолога на каждого родителя, посещающего занятия, но и внутри группы при взаимодействии участников. На каждом групповом занятии используются психокоррекционные техники, направленные на конкретные цели, коррекция психоэмоционального состояния, нейтрализация эмоциональных переживаний, развитие ресурсов стрессоустойчивости, оптимизация родительско-детских отношений в семье воспитывающей ребёнка с ОВЗ.

 Сроки реализации. Режим занятий.

Длительность программы – 15 занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю.

По своему содержанию все занятия можно разделить на 4 структурно-смысловых блока: диагностический, основной, заключительный, закрепляющий.

После окончания работы группы следует учесть необходимость психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ в рамках динамических консультаций, наиболее оптимальной в этом плане представляется продолжение работы в формате индивидуальных занятий по запросу родителя.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

  • коррекция стрессовых, невротических состояний у старшего поколения семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ;
  • нейтрализация эмоциональных переживаний;
  • развитие ресурсов стрессоустойчивости;
  • оптимизация родительско-детских отношений в семье воспитывающей ребёнка с ОВЗ;
  • формирование у старшего поколения активной жизненной позиции.

Результативность программы можно отследить по средствам сравнительного анализа первичной и итоговой диагностики.

Диагностическое тестирование

  1. Цветовой тест М. Люшер.
  2. Тест САН (самочувствие, активность, настроение)
  3. Тест HADS шкала тревоги и депрессии
  4. Тест Спилбергер-Ханинн.
  5. Тест анкеты теста «Я и мой ребёнок», «Часто ли вы хвалите своего ребенка?
  6. Свободное сочинение на заданную тему («Наша семья»)
  7. Шкала отчетливости образов А. Лазарус.
  8. Тематический план блока психологической поддержки

Наименование разделов/тем

Всего занятий

в том числе

Форма обратной связи

теорети-ческие

практи-ческие

1

Вводная часть

1

1.1

Введение в программу

1

0,5

0,5

беседа

2

Основная часть

33

2.1

«Я, Мы –Сегодня ,мои ожидания»…

1

0,10

0,50

диагностика

2.2

«Диалог с самим собой»

1

0,10

0,50

Беседа, наблюдение

2.3

«Страна Детство»

1

0,10

0,50

Беседа, наблюдение

2.4

«Я – бабушка»

1

0,10

0,50

Беседа, наблюдение

2.5

«Общение с ребенком»

1

0,10

0,50

Свободное сочинение на тему «Мой внук»

2.6

«О, этот мир нашей семьи…»

1

0,10

0,50

Беседа, наблюдение

2.7

«Обычные Семьи – Необычные Дети»

1

0,10

0,50

Беседа, наблюдение

2.8

«Точка опоры»

1

0,10

0,50

Дисскуссия

2.9

«Бывает день»

1

0,10

0,50

Заполнение рефлексионной карты «Откровенно говоря…»

2.10

«Мы вместе – это счастье»

1

0,10

0,50

Беседа

2.11

«Диалог с самим собой»

1

0,10

0,50

Заполнение рефлексионной карты «Откровенно говоря…»

2.12

«Счастливая страна взаимопонимания»

1

0,10

0,50

Беседа

2.13

«Аптечка для души»

1

0,10

0,50

Дисскуссия

2.14

«По радуге шагая…»

1

0,10

0,50

Заполнение рефлексионной карты «Откровенно говоря…»

2.15

«Я – Мы вчера, мои результаты»

1

0,10

0,50

Диагностика

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Введение в программу 

Раздел посвящён актуализации запроса группы, диагностике внутрисемейных, межличностных отношений, а также психоэмоционального состояния старшего поколения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Примечание: Используемые на занятиях диагностические, тестовые задания приведены в приложении к программе №1, конспекты занятий – в приложении №2. Описание стимульного материала, упражнений, заданий, игр – в приложении №3. Глоссарий в приложении №4.

Тема 2.1. «Я, Мы – Сегодня, мои ожидания». Введение в программу.

Цель: Знакомство участников группы, налаживание внутригрупповых контактов.  

Занятие №1

На занятии основная задача психолога установить непосредственный, доверительный контакт с участниками группы. Работа направлена на введение родителей участников в активную групповую работу. Создание, безопасной обстановки в условиях работы группы. Проведение групповой диагностики. Используется упражнение, «Автопортрет- само презентация», «Радуга ожиданий». (Тесты HADS, САН, Спилбергер-Ханинн. Шкала отчетливости образов А. Лазарус.)

Основная задача психолога налаживать внутригрупповое взаимодействие обсудить с участниками группы общие аспекты результатов психологической диагностики, трудности и возникшие вопросы при выполнения домашнего задания. Используются упражнения на сплочение, раскрепощение группы

РАЗДЕЛ 2. Основная часть

Основная цель раздела – коррекция психоэмоционального состояния, развитие ресурсов стрессоустойчивости, гармонизация взаимоотношений между родителем (законным представителем) и ребенком, гармонизация внутрисемейных отношений.

Тема 2.2«Диалог с самим собой» 

Цель: Закрепление правил работы в группе, сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы, начать освоение новых для участников приемов и способов самораскрытия, активизировать внутренний потенциал.

Занятие № 2

Ведущий приветствует всех участников, по традиции ритуал приветствия в кругу. Далее в процессе разминки психолог напоминает правила работы в группе и предлагает родителям обратиться друг к другу по очереди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь...» — и начинают описывать какой-то смешной случай, произошедший с ним и его ребенком, или необычный эпизод из семейной жизни. Данное упражнение позволит снять напряжение и создать оптимально комфортную атмосферу для дальнейшей работы в группе. Основная часть занятия начинается с беседы «О смысле жизни» и внутренних ресурсах которые необходимы каждому родителю, затем участникам группы предлагается представить себя и нарисовать в виде кувшинов- сосудов ассоциируя их с собой, своими чувствами, внутренними силами, заполнить (раскрасить) их так, как ощущает родитель себя сейчас, в данный конкретный момент. В завершение основной части занятия, проводится цветомедитация на образ с акцентом на зеленый цвет. После чего, психолог предлагает вернуться к своим рисункам и по желанию внести изменения. Занятие завершается заполнением рефлексионной карты - «Откровенно говоря…»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список основной литературы:

  1. Алябьева А.Е., Психогимнастика в начальной школе /М.: Сфера, 2005 г – 84 с.
  2. Вассерман, Л.И. Горьковая И.А., Ромащина Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение/ М.: Фолимум, 1995. – 56 с.
  3. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта. Издательство Каро 2015. – 296 с.
  4. Грецов А.Г., Практическая психология с детьми/ М.: Питер, 2007 – 211 с.
  5. Джинотт Х.Д. Групповая психотерапия с детьми / Особенности групповой работы с детьми. / М.: Апрель-Пресс, 2005 – 272 с.
  6. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. / Ростов –н-Д: Феникс, 2006 – 288 с.
  7. Игумнов Е.К. психотерапия детей и подростков/ Ростов-н-Д: Феникс, 2005 – 2008 г.
  8. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ СПб.: Речь, 2001 – 190 с.
  9. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. / СПб: Речь, 2006 -  149 с.
  10. Осипова Е.Г., Чуменко Е.Н. Конфликты и методы преодоления/ М.: Чистые пруды, 2007, - 32 с.
  11. Сакович Н.А. Практика сказкотерапиии – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
  12. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Владос, 2005. – 95 с.
  13. Ткачёва, В.В. Семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 152 с.
  14. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи. - Волгоград.: Учитель. – 90 с.
  15. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: речь, 2007. -352 с.
  16. Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые и игры. – Ростов-н-Д.: Феникс, 2007. -339 с.

Список литературы по теме: «Психология взаимоотношений в семье»

  1. Галагузова Л.П., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М.  2006.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с детьми, как? - М, 2004.
  3. Даринская В.М. Радость семейного общения. - Воронеж, 2004.
  4. Желдан И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. - М., 2006.
  5. Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. - М., 2003.
  6. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений М.: Гном и Д, 2000.160 с.

Список литературы по теме: «Семейное воспитание: цели, задачи, содержание»

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитания. 2-е изд, испр. - М., 2005.
  2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика-М., 2005.
  3. Азбука для родителей Э. Фроим М. – 1991г.
  4. Беншаминова М.В. Воспитание детей. - М., 2005.
  5. Дошкольные учреждения и семья – Т.Н. Доронова М. – 2001г.
  6.  Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова / под ред. Е.Г. Силяевой. –М.: Академия. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования, 2002. –192 с
  7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка-М., 2006.
  8. Лесгафт П.М. Семейное воспитание ребёнка и его значение - М., 2011.
  9. Мухина В.С. Таинство детства. В двух томах - М.,2008.

Список литературы по теме: «Детско-родительские отношения».

  1.  Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений.
  2. Анзор Линда. Дети и семейный конфликт. - М., 2008.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений) - М.,2003.
  4. Бэндрер Р., Гриндер Д, Сатир В. Семейная терапия. -Воронеж,2003.
  5. девиантного поведения детей Семья в России. -2007. № 2.
  6. М, 2007.
  7. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. - М., 2005.
  8. Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор
  9. Семья. Книга для чтения в двух томах. (Сост. Андреева И.С., Гулыга А.В.). -М., 2000.
  10. Фигдор Г. Дети разведённых родителей: между травмой и надеждой.
  11. Штольц Хельмут. Каким должен быть твой ребёнок.
  12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 2000.

Список литературы по теме: «Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. (Проблемы родителей и педагогов)».

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 2003.
  2. Жутикова   Н.В.   Учителю   о   практике   психологической   помощи М.,Просвещение, 2008.
  3. Лапп Е.А., Барбарош Т.В., Дворецкая М.А., Самоделкина Н.С., Шипилова Е.В. Советы психолога – родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука), 2014. — 133 с.
  4. Леви В. Нестандартный ребёнок. - М., Знание, 2003.
  5. Личко А.Е., Александров А. Акцентуация личности подростков. -М., 2003.
  6. Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное проведение подростков (Социологические исследования- 2002. - С. 105-113.
  7. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии (Под ред. Ю.М. Забродина) - М., 2000.
  8. Столин В.В. Самосознание личности. - М.,2003.
  9. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения-М., Педагогика, 2004.
  10. Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. -М., 2008.
  11. Цукерман   Г.А.,    Мастеров   Б.М.    Психология    саморазвития   -   М., Интерпракс, 2005
  12. Шибутани Т. Социальная психология - М., 2009.
  13. Шостром Э. Человек-манипулятор - М., 2002.
  14. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии . СПб.: Речь, 2001. –220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа предпрофильного курса "Удивительный мир графиков"

Программа предпрофильного курса по математике "Удивительный мир графиков" для обучающихся 8 или 9 классов....

Рабочая программа учебной дисцплины "Удивительная генетика"

Реализация программы  научит детей не только конкретизации законов генетики, но и позволит предупредить наследственные болезни или ослабить их проявления. Для обеспечения эффективного медик...

Рабочая программа учебной дисциплины "Удивительная генетика"

Реализация программы  научит детей не только конкретизации законов генетики, но и позволит предупредить наследственные болезни или ослабить их проявления. Для обеспечения эффективного медик...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный микромир» по биологии 6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2...

рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительное рядом" 6 класс

Программа «Удивительное рядом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией...

рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительное рядом" 7 класс

Программа «Удивительное рядом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией...

Рабочая программа внеурочной направленности «Экология ЮнЭк» на основе проекта «Современная школа» в рамках федеральной сети образовательных центров «Точка роста» для учащихся 5 – 6 классов общеобразовательных школ

Цель курса – формирование у учащихся экологического сознания, гуманного отношения к природе.Задачи курса: формирование экологического взгляда на природу, развитие широких познавательных интересо...