Рабочая программа «МОЙ ВНУК - УДИВИТЕЛЬНЫЙ РЕБЁНОК». В РАМКАХ ПРОЕКТА «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ»
рабочая программа
Пояснительная записка
Программа «Мой внук –удивительный ребенок» направлена на коррекцию психоэмоционального состояния, развитие ресурсов стрессоустойчивости старшего поколения семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ. Гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка обеспечивает семья. Для любого ребенка семья – это самое главное в жизни, место, где закладываются основы будущей взрослой жизни. Воспитывая ребёнка с ОВЗ все члены семьи могут испытывать множество трудностей различного характера, это может быть непринятие особенностей своего ребенка/ внука/ внучки, порой отвержение или неистовая вера в чудо и желание все быстро исправить, страхи и тревоги за будущее. Однако не смотря на трудности, которые могут возникать в процессе воспитания, образования, взаимодействия с социумом семьи «особого ребёнка», хотят, стараются жить более полной «полноценной жизнью». Когда время, выделенное для себя, становится не просто препровождением времени, некой «стоп-паузой», а временем, которое позволит получить внутренний ресурс практические знания, навыки, которые позволят рационально, конструктивно взаимодействовать с ребёнком и воспитать гармоничную личность. Актуальность работы психолога с родителями и старшим поколением воспитывающих особых детей, заключается в том, что достижения ребенка в ходе коррекционной работы, напрямую зависят от правильного, объективного восприятия ребенка родителем, верной оценки его достижений и без оценочной любви, поэтому психологическая помощь так важна и необходима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_v_ramkah_proekta_moskovskoe_dolgoletie.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
В РАМКАХ ПРОЕКТА «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ»
Психологическая поддержка старшего поколения и родителей воспитывающих детей с ОВЗ
«Мой внук – удивительный ребенок»
Возрастная группа: старшее поколение и родители
Срок реализации: 15 часов
Петроченко М.А.,
педагог-психолог
ГБУ ГППЦ ДОгМ
ТО «Зеленоградское»
Москва
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Мой внук – удивительный ребенок» направлена на коррекцию психоэмоционального состояния, развитие ресурсов стрессоустойчивости старшего поколения семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ. Гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка обеспечивает семья. Для любого ребенка семья – это самое главное в жизни, место, где закладываются основы будущей взрослой жизни. Воспитывая ребёнка с ОВЗ все члены семьи могут испытывать множество трудностей различного характера, это может быть непринятие особенностей своего ребенка/ внука/ внучки, порой отвержение или неистовая вера в чудо и желание все быстро исправить, страхи и тревоги за будущее. Однако не смотря на трудности, которые могут возникать в процессе воспитания, образования, взаимодействия с социумом семьи «особого ребёнка», хотят, стараются жить более полной «полноценной жизнью». Когда время, выделенное для себя, становится не просто препровождением времени, некой «стоп-паузой», а временем, которое позволит получить внутренний ресурс практические знания, навыки, которые позволят рационально, конструктивно взаимодействовать с ребёнком и воспитать гармоничную личность. Актуальность работы психолога с родителями и старшим поколением воспитывающих особых детей, заключается в том, что достижения ребенка в ходе коррекционной работы, напрямую зависят от правильного, объективного восприятия ребенка родителем, верной оценки его достижений и без оценочной любви, поэтому психологическая помощь так важна и необходима.
Актуальность программы
Когда в семье появляется ребенок с ОВЗ, то члены семьи оказываются в ситуации психологической травмы, семейного стресса, кризиса и зачастую находиться в подавленном субдепрессивном или депрессивном состоянии. Поэтому необходимо оказывать психологическую помощь не только «особому ребенку», но и его родственникам. В связи с этим представляется необходимой разработка таких форм психокоррекционной работы, с помощью которых будет оказана психолого-педагогическая поддержка семье и локус запроса-жалобы объективной или субъективной будет сфокусирован не только на «особом» ребенке, но и на чувствах, эмоциях пожилых членов семьи.
Практическая значимость и целесообразность
Реализация программы базируется на коррекции психоэмоционального состояния старшего поколения, и, как следствие, благоприятно влияет на формирование позитивного образа будущего для ребёнка и семьи.
Цель программы – коррекция психоэмоционального состояния, развитие ресурсов стрессоустойчивости, формирование позитивного образа, будущего для ребёнка и семьи.
Задачи:
Образовательные:
- обучение родственников (бабушек, дедушек) психологическим приемам саморегуляции.
Воспитательные:
- формирование у родственников (бабушек, дедушек) активной жизненной позиции;
- формирование новых жизненных ориентиров родственников (бабушек, дедушек) ребенка с ОВЗ;
Коррекционно-развивающие:
- коррекция нарушенного психологического состояния родственников (бабушек, дедушек) (тревоги, ожидания неуспеха в учебе их внука);
- коррекция стрессовых, невротических состояний.
- коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родственников (бабушек, дедушек) воспитывающих детей с ОВЗ;
- формирование позитивного образа, будущего для ребёнка и семьи.
Диагностические:
- диагностика актуального психоэмоционального состояния;
Содержание программы предполагает активное использование следующих видов деятельности:
- индивидуальные консультации старшего поколения; тематические опросники, анкетирование, тестирование;
- групповая дискуссия;
- элементы символдрамы, арт-терапии и креативной визуализации.
За теоретико-методологическую основу программы взята:
- методика психокоррекционной работы с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии Ткачевой В.В. методика психологической коррекции невротических и стрессовых состояний Бреслав Г.Э.
- тренинг «ресурсы стрессоустойчивости» Монина Т.Г., Раннала Н. В.
Адресат программы
Старшее поколение, и родители семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. По своему типу группа «смешанная» (старшее поколение, детей, имеющих статус инвалид, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и старшее поколение, детей, которые получают психологическую, коррекционную помощь на базе ГБУ ГППЦ ДО г. М. и нуждаются в психологическом сопровождении).
Формы и режим занятий
Модуль занятий по психологической поддержке старшего поколения рассчитан на 15 встреч – 15 групповых занятий, каждое занятие рассчитано на 1 час.
Наиболее эффективной формой являются частично «открытые» малокомплектные группы, состоящие из 5-7 человек или подгруппы по 3-5 человек. Частично «открытая» и может работать, не исключая из своего состава тех членов, которые по состоянию здоровья своих детей, вынуждены пропустить некоторые занятия. Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей детей с ОВЗ.
Психокоррекционная работа представлена двумя формами:
- Индивидуальной
- Групповой
Индивидуальная форма работы осуществляется в виде беседы (нескольких бесед), а также последующих индивидуальных занятий психолога с родителем особого ребенка. Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта между психологом и родителем ребенка, для его ознакомления с проблемами, которые будут обсуждаться в группе, а также для определения собственной потребности в посещении групповых занятий. Одновременно на этом этапе психолог проводит диагностическое исследование психологических особенностей данного родителя с помощью специальных методик.
Индивидуальные занятия, позволяют психологу ознакомиться с историей жизни данного родителя, выявить с помощью наблюдения некоторые особенности ее характера, ознакомиться с историей болезни ребенка, излагаемой его родителем, определить проблемы, которые существуют в данной семье. Предложить помощь в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с воспитанием особого ребенка.
На групповом этапе работы психокоррекционная работа осуществляется не только со стороны психолога на каждого родителя, посещающего занятия, но и внутри группы при взаимодействии участников. На каждом групповом занятии используются психокоррекционные техники, направленные на конкретные цели, коррекция психоэмоционального состояния, нейтрализация эмоциональных переживаний, развитие ресурсов стрессоустойчивости, оптимизация родительско-детских отношений в семье воспитывающей ребёнка с ОВЗ.
Сроки реализации. Режим занятий.
Длительность программы – 15 занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю.
По своему содержанию все занятия можно разделить на 4 структурно-смысловых блока: диагностический, основной, заключительный, закрепляющий.
После окончания работы группы следует учесть необходимость психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ в рамках динамических консультаций, наиболее оптимальной в этом плане представляется продолжение работы в формате индивидуальных занятий по запросу родителя.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
- коррекция стрессовых, невротических состояний у старшего поколения семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ;
- нейтрализация эмоциональных переживаний;
- развитие ресурсов стрессоустойчивости;
- оптимизация родительско-детских отношений в семье воспитывающей ребёнка с ОВЗ;
- формирование у старшего поколения активной жизненной позиции.
Результативность программы можно отследить по средствам сравнительного анализа первичной и итоговой диагностики.
Диагностическое тестирование
- Цветовой тест М. Люшер.
- Тест САН (самочувствие, активность, настроение)
- Тест HADS шкала тревоги и депрессии
- Тест Спилбергер-Ханинн.
- Тест анкеты теста «Я и мой ребёнок», «Часто ли вы хвалите своего ребенка?
- Свободное сочинение на заданную тему («Наша семья»)
- Шкала отчетливости образов А. Лазарус.
- Тематический план блока психологической поддержки
№ | Наименование разделов/тем | Всего занятий | в том числе | Форма обратной связи | |
теорети-ческие | практи-ческие | ||||
1 | Вводная часть | 1 | |||
1.1 | Введение в программу | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа |
2 | Основная часть | 33 | |||
2.1 | «Я, Мы –Сегодня ,мои ожидания»… | 1 | 0,10 | 0,50 | диагностика |
2.2 | «Диалог с самим собой» | 1 | 0,10 | 0,50 | Беседа, наблюдение |
2.3 | «Страна Детство» | 1 | 0,10 | 0,50 | Беседа, наблюдение |
2.4 | «Я – бабушка» | 1 | 0,10 | 0,50 | Беседа, наблюдение |
2.5 | «Общение с ребенком» | 1 | 0,10 | 0,50 | Свободное сочинение на тему «Мой внук» |
2.6 | «О, этот мир нашей семьи…» | 1 | 0,10 | 0,50 | Беседа, наблюдение |
2.7 | «Обычные Семьи – Необычные Дети» | 1 | 0,10 | 0,50 | Беседа, наблюдение |
2.8 | «Точка опоры» | 1 | 0,10 | 0,50 | Дисскуссия |
2.9 | «Бывает день» | 1 | 0,10 | 0,50 | Заполнение рефлексионной карты «Откровенно говоря…» |
2.10 | «Мы вместе – это счастье» | 1 | 0,10 | 0,50 | Беседа |
2.11 | «Диалог с самим собой» | 1 | 0,10 | 0,50 | Заполнение рефлексионной карты «Откровенно говоря…» |
2.12 | «Счастливая страна взаимопонимания» | 1 | 0,10 | 0,50 | Беседа |
2.13 | «Аптечка для души» | 1 | 0,10 | 0,50 | Дисскуссия |
2.14 | «По радуге шагая…» | 1 | 0,10 | 0,50 | Заполнение рефлексионной карты «Откровенно говоря…» |
2.15 | «Я – Мы вчера, мои результаты» | 1 | 0,10 | 0,50 | Диагностика |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение в программу
Раздел посвящён актуализации запроса группы, диагностике внутрисемейных, межличностных отношений, а также психоэмоционального состояния старшего поколения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Примечание: Используемые на занятиях диагностические, тестовые задания приведены в приложении к программе №1, конспекты занятий – в приложении №2. Описание стимульного материала, упражнений, заданий, игр – в приложении №3. Глоссарий в приложении №4.
Тема 2.1. «Я, Мы – Сегодня, мои ожидания». Введение в программу.
Цель: Знакомство участников группы, налаживание внутригрупповых контактов.
Занятие №1
На занятии основная задача психолога установить непосредственный, доверительный контакт с участниками группы. Работа направлена на введение родителей участников в активную групповую работу. Создание, безопасной обстановки в условиях работы группы. Проведение групповой диагностики. Используется упражнение, «Автопортрет- само презентация», «Радуга ожиданий». (Тесты HADS, САН, Спилбергер-Ханинн. Шкала отчетливости образов А. Лазарус.)
Основная задача психолога налаживать внутригрупповое взаимодействие обсудить с участниками группы общие аспекты результатов психологической диагностики, трудности и возникшие вопросы при выполнения домашнего задания. Используются упражнения на сплочение, раскрепощение группы
РАЗДЕЛ 2. Основная часть
Основная цель раздела – коррекция психоэмоционального состояния, развитие ресурсов стрессоустойчивости, гармонизация взаимоотношений между родителем (законным представителем) и ребенком, гармонизация внутрисемейных отношений.
Тема 2.2«Диалог с самим собой»
Цель: Закрепление правил работы в группе, сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы, начать освоение новых для участников приемов и способов самораскрытия, активизировать внутренний потенциал.
Занятие № 2
Ведущий приветствует всех участников, по традиции ритуал приветствия в кругу. Далее в процессе разминки психолог напоминает правила работы в группе и предлагает родителям обратиться друг к другу по очереди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь...» — и начинают описывать какой-то смешной случай, произошедший с ним и его ребенком, или необычный эпизод из семейной жизни. Данное упражнение позволит снять напряжение и создать оптимально комфортную атмосферу для дальнейшей работы в группе. Основная часть занятия начинается с беседы «О смысле жизни» и внутренних ресурсах которые необходимы каждому родителю, затем участникам группы предлагается представить себя и нарисовать в виде кувшинов- сосудов ассоциируя их с собой, своими чувствами, внутренними силами, заполнить (раскрасить) их так, как ощущает родитель себя сейчас, в данный конкретный момент. В завершение основной части занятия, проводится цветомедитация на образ с акцентом на зеленый цвет. После чего, психолог предлагает вернуться к своим рисункам и по желанию внести изменения. Занятие завершается заполнением рефлексионной карты - «Откровенно говоря…»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список основной литературы:
- Алябьева А.Е., Психогимнастика в начальной школе /М.: Сфера, 2005 г – 84 с.
- Вассерман, Л.И. Горьковая И.А., Ромащина Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение/ М.: Фолимум, 1995. – 56 с.
- Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта. Издательство Каро 2015. – 296 с.
- Грецов А.Г., Практическая психология с детьми/ М.: Питер, 2007 – 211 с.
- Джинотт Х.Д. Групповая психотерапия с детьми / Особенности групповой работы с детьми. / М.: Апрель-Пресс, 2005 – 272 с.
- Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. / Ростов –н-Д: Феникс, 2006 – 288 с.
- Игумнов Е.К. психотерапия детей и подростков/ Ростов-н-Д: Феникс, 2005 – 2008 г.
- Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ СПб.: Речь, 2001 – 190 с.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. / СПб: Речь, 2006 - 149 с.
- Осипова Е.Г., Чуменко Е.Н. Конфликты и методы преодоления/ М.: Чистые пруды, 2007, - 32 с.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапиии – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Владос, 2005. – 95 с.
- Ткачёва, В.В. Семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 152 с.
- Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи. - Волгоград.: Учитель. – 90 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: речь, 2007. -352 с.
- Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые и игры. – Ростов-н-Д.: Феникс, 2007. -339 с.
Список литературы по теме: «Психология взаимоотношений в семье»
- Галагузова Л.П., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М. 2006.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с детьми, как? - М, 2004.
- Даринская В.М. Радость семейного общения. - Воронеж, 2004.
- Желдан И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. - М., 2006.
- Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. - М., 2003.
- Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я− дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений −М.: Гном и Д, 2000.−160 с.
Список литературы по теме: «Семейное воспитание: цели, задачи, содержание»
- Азаров Ю.П. Искусство воспитания. 2-е изд, испр. - М., 2005.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика-М., 2005.
- Азбука для родителей Э. Фроим М. – 1991г.
- Беншаминова М.В. Воспитание детей. - М., 2005.
- Дошкольные учреждения и семья – Т.Н. Доронова М. – 2001г.
- Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова / под ред. Е.Г. Силяевой. –М.: Академия. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования, 2002. –192 с
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка-М., 2006.
- Лесгафт П.М. Семейное воспитание ребёнка и его значение - М., 2011.
- Мухина В.С. Таинство детства. В двух томах - М.,2008.
Список литературы по теме: «Детско-родительские отношения».
- Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений.
- Анзор Линда. Дети и семейный конфликт. - М., 2008.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений) - М.,2003.
- Бэндрер Р., Гриндер Д, Сатир В. Семейная терапия. -Воронеж,2003.
- девиантного поведения детей Семья в России. -2007. № 2.
- М, 2007.
- Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. - М., 2005.
- Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор
- Семья. Книга для чтения в двух томах. (Сост. Андреева И.С., Гулыга А.В.). -М., 2000.
- Фигдор Г. Дети разведённых родителей: между травмой и надеждой.
- Штольц Хельмут. Каким должен быть твой ребёнок.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 2000.
Список литературы по теме: «Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. (Проблемы родителей и педагогов)».
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 2003.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи М.,Просвещение, 2008.
- Лапп Е.А., Барбарош Т.В., Дворецкая М.А., Самоделкина Н.С., Шипилова Е.В. Советы психолога – родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука), 2014. — 133 с.
- Леви В. Нестандартный ребёнок. - М., Знание, 2003.
- Личко А.Е., Александров А. Акцентуация личности подростков. -М., 2003.
- Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное проведение подростков (Социологические исследования- 2002. - С. 105-113.
- Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии (Под ред. Ю.М. Забродина) - М., 2000.
- Столин В.В. Самосознание личности. - М.,2003.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения-М., Педагогика, 2004.
- Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. -М., 2008.
- Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития - М., Интерпракс, 2005
- Шибутани Т. Социальная психология - М., 2009.
- Шостром Э. Человек-манипулятор - М., 2002.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии . СПб.: Речь, 2001. –220 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа предпрофильного курса "Удивительный мир графиков"
Программа предпрофильного курса по математике "Удивительный мир графиков" для обучающихся 8 или 9 классов....
Рабочая программа учебной дисцплины "Удивительная генетика"
Реализация программы научит детей не только конкретизации законов генетики, но и позволит предупредить наследственные болезни или ослабить их проявления. Для обеспечения эффективного медик...
Рабочая программа учебной дисциплины "Удивительная генетика"
Реализация программы научит детей не только конкретизации законов генетики, но и позволит предупредить наследственные болезни или ослабить их проявления. Для обеспечения эффективного медик...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный микромир» по биологии 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2...
рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительное рядом" 6 класс
Программа «Удивительное рядом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией...
рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительное рядом" 7 класс
Программа «Удивительное рядом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией...
Рабочая программа внеурочной направленности «Экология ЮнЭк» на основе проекта «Современная школа» в рамках федеральной сети образовательных центров «Точка роста» для учащихся 5 – 6 классов общеобразовательных школ
Цель курса – формирование у учащихся экологического сознания, гуманного отношения к природе.Задачи курса: формирование экологического взгляда на природу, развитие широких познавательных интересо...